ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Самохваловичи. Церковь Сошествия Святого Духа.

Церковь Святого Духа


Самохваловичи. Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь. Действует.  
Престолы:Духа Святого Сошествия
Год постройки:Между 1993 и 1999.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Беларусь, Минская обл., Минский р-н, пос. Самохваловичи, ул. Калинина, 7

Координаты: 53.738771, 27.506544
Проезд:Из Минска по Слуцкой трассе и спустя 15 километров свернуть направо по указателям. Доехав до знака STOP и поклонного креста, повернуть направо и ехать до тех пор, пока слева не покажется храм. Парковка располагается сразу за храмом, на площади посёлка.






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Николай М
 
Николай М  21 сентября 2016

Первое письменное упоминание о д. Самохваловичи как центре имения М. Володковича датируется 1582 г. До начала 19 века село не раз меняло собственников. В 1815 г. в местечке было 22 двора, из них 16 еврейских. В деревне располагались деревянные униатские церковь и школа.

Можно предположить, что изначально была построена униатская церковь, о которой из архивных данных известно, что в 1797 г. (Опись приходов Минской губернии) настоятелем в униатской Церкви Святого Духа в селе Самохваловичи являлся Корнилий Вержиновский. Этот храм был разрушен в 1812 г. во время похода Наполеона на Россию. По-видимому, храм был отремонтирован. В 1837 г. упоминается, что священником в Самохваловичах был Федор Евстафиевич Ситкевич, выпускник Брестского уездного училища и униатской Жировичской семинарии.

В 1839 г. Самохваловичский Свято-Духов униатский приход присоединился к Православию. В ведомости за 1840 г. сказано, что храм был деревянный, с колокольней, однако довольно ветхий. В Самохваловичском приходе имелись и приписные храмы в д. Русиновичи – часовня без престола (название неизвестно); в д. Котяги – Свято-Михайловский деревянный Храм; в д. Слобода – Свято-Покровская кладбищенская церковь.

В архивных документах сохранились данные о реконструкции храма. Эта реконструкция осуществлялась согласно Высочайшему посланию по Минскому уезду от 1852 г. 30 июля 1852 г. Минской Губернской строительной и дорожной комиссией был составлен план оформления фасада и постройки храма. Постройка Самохваловичского храма указом предводителя дворянства вначале была возложена на помещика Унеховского, который от этого отказался. 19 ноября 1854 г. составлен новый указ, в котором говорится, что постройка сего храма возложена уездным предводителем дворянства на помещика Адама Гриневского, коему посланы повестки. И в ведомости по Минскому уезду от 30 января 1855 г. говорится, что помещик Гриневский к починке сего храма принуждается. Повторное распоряжение предводителя дворянства содержится в ведомости от 10 июня 1855 г. Видимо, этот помещик по той или иной причине также не мог заняться реконструкцией старого храма.

В 1863 г. правительство приняло решение построить в Самохваловичах взамен старого новый храм – на отпущенную из казны сумму 5900 рублей. К тому времени настоятелем в храме служил иерей Иоанн Николаевич Янушевский, дворянин по происхождению. Свое образование он получил в Литовской, а затем в Минской Духовной семинарии. В этом же 1863 г. в другой книге – «Памятной книге Великой губернии» – появилась следующая запись: «Самохваловичское народное училище открыто в 1863 г. Учительницей была Анна Серапионовна Дорофеева, которая окончила курс Минской гимназии. Жалованье в год – 150 рублей из казны и 50 – от крестьян, дети которых посещали школу; также оплачивалась квартира учителя. Учительница была православного вероисповедания. В школе преподавался Закон Божий священником Максимилианом Квятковским. С марта 1892 г. настоятелем храма являлся выпускник Минской Духовной Семинарии священник Григорий Иосифович Оберман, который служил на приходе до начала I Мировой войны. В 1893 г. в приходском храме прошел капитальный ремонт.

В 1923 г. Григория Обермана сменил священник Алексей Стефанович Комар, который недолго здесь служил, так как в документах 1927 г. настоятелем Самохваловичского храма опять является Григорий Оберман, с ним вместе нес службу священник Федор Павлович Радзяловский.

Сохранилось мало сведений о сложной жизни православного прихода после Октябрьской революции 1917 г. Однако интенсивная исследовательская деятельность нынешнего священника отца Сергия Короткого дала свои плоды: в Государственном архиве Минской области, в церковном архиве найдено довольно много уникальных материалов о жизни Самохваловичского религиозного общества в 20-е годы ХХ столетия, работе Комиссии по отделению церкви от государства. Деятельность этой Комиссии в конечном итоге и привела к закрытию храма в пос. Самохваловичи в 1930-е годы.

Неприятности начались сразу после революции. Уже в 1923 г. священника Комара Алексея решили выселить из дома. Где дальше жил священник А. Комар, неизвестно, но следующая серия документов, датированных осенью 1924 г., свидетельствует о том, что он продолжал служить в Самохваловичах и пытался решить вопрос мирного сосуществования Церкви с новой властью и спасти таким образом приход. Новая власть требовала отчета абсолютно обо всех вещах, находящихся в церкви, проверяла состояние инвентарных книг, состав так называемых «пятерок» и др. Все шло к тому, чтобы уничтожить церковь. Сохранился протокол об избрании новой пятерки руководителей религиозной организации, на котором присутствовало 60 человек. Вызывает удивление, как в отсутствие телефона и машин можно было оповестить об этом собрании столько людей в этот же день. Можно предположить, что все они, зная о проверке, собрались возле церкви и ожидали результатов проверки. Видимо, люди понимали, что все идет к тому, что государство ищет способы задушить церковь, поэтому пытались спасти ее полным послушанием власти.

Известно со слов долгожителей, что здание храма в пос. Самохваловичи было уничтожено в начале 1930-х годов. Но перед этим храм превратили в клуб, где проходили колхозные собрания, показывали кино, организовывали танцы. Этот оскверненный храм, без крестов и куполов, продолжал существовать как клуб. Однажды, когда в нем показывали кино, загорелась пленка, от которой загорелось и само здание. Так был уничтожен храм в честь Святого Духа в пос. Самохваловичи. Забор был разобран, им огородили сельсовет.

На месте бывшего храма был построен деревянный дом, в котором сначала был склад зерна, затем его переделали под контору колхоза «Ленинский путь», впоследствии совхоза «Русиновичи». Позже в этом здании разместилась амбулатория, затем здание использовалось под жилье, которое находилось на балансе Опытного хозяйства «Русиновичи».

Возрождаться приходская жизнь в агрогородке начала в 90-е годы прошлого столетия. 12 февраля 1993 г. было проведено Учредительное собрание православной общины Самохваловичского сельского совета. В том же году на месте уничтоженного храма установили деревянный крест и организовали занятия в церковной школе. Богослужения во временном домовом храме проводил о. Борис Пташинский, настоятель Сенницкой церкви.

Строительство храма началось в 1995 г. К тому времени бывшая амбулатория разрушилась и была передана церковной общине. Первая служба в новом храме была проведена в 1998 г. на Пасху. Храм к этому времени был только оштукатурен.

С 6 июня 1999 г. в неделю всех святых настоятелем храма стал иерей Александр (Криштопенко). В 2003 г. храм был освящен Митрополитом Филаретом. Вскоре был назначен новый настоятель - иерей Сергей Короткий, который перед этим служил священником в д. Янушковичи Логойского района.

http://realty.tut.by/news/expertise/439182.html; http://samoxi.ucoz.ru/publ/nemnogo_istorii_o_samokhvalovichakh/1-1-0-8; http://www.radzima.org/be/object/7145.html; http://www.radzima.net/be/prihod/samohvalovichskiy.html; http://st-spirit.cerkov.ru/o-xrame/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.