Лаппеенранта. Церковь Николая Чудотворца при лагере для финляндских войск в Вильманстранде, 1904 г.
Вильманстранд был гарнизонным городом, и его пригородные территории издавна использовались для военных учений. Первый лагерь для летних маневров русских частей здесь появился уже в 1817 г., а когда в эти места в 1885 г. была проложена железная дорога, то такие летние лагеря стали устраиваться на постоянной основе. Начиная с 1890-х годов здесь же стала проводить учебные стрельбы и финская снайперская бригада. Ровная песчаная местность была очень удобна для учений, и сейчас этот район города, в котором некогда было место расположения летнего лагеря военных частей, так и называется — Leiri (Лагерь). На месте временного палаточного городка появились стационарные деревянные казармы и солдатские клубы. Причем русские и финские солдаты, возводившие свои казармы и служебные помещения, в порыве соревнования старались самобытнее выделить свои строения, естественно, в рамках дозволенных типовыми строительными нормами и начальством. Как отмечал служивший в Вильманстранде полковник Казанцов, русские строение выделялись размерами и внешним видом. Однако такое сосуществование продолжалось недолго: в 1901 г. финская армия была упразднена, и весь лагерь перешел русским войскам вместе с финскими строениями. Последние военные здания в городе, принадлежавшие бывшей финской автономной армии, были переданы русскому гарнизону до 1904 г.
Надо полагать, что в лагере были и лютеранская, и православная походные церкви. Также русские военнослужащие посещали крепостную Покровскую церковь. В 1901 г. на территории лагеря неподалеку от госпиталя была построена скромная деревянная православная церковь барачного типа, единственным украшением которой была маленькая главка над алтарной частью. Слева от входа была установлена маленькая звонница. В этом же году в крепостной Покровской церкви началась реконструкция с расширением здания, и лагерная церковь стала основным местом проведения православного богослужения, пока в крепостной церкви шли строительные работы. В 1903 г. лагерь в Вильманстранде посетил с инспекцией генерал-губернатор Н. И. Бобриков (1839-1904), который выразил замечание о неподобающем виде и месторасположении лагерной церкви. В мае 1903 г. ближе к железнодорожному вокзалу была заложена новая лагерная церковь.
Строительство нового храма поручили выпускнику Николаевской инженерной академии капитану Михаилу Ефимовичу Редько (1872-?), в 1901 г. поступившему в распоряжение начальника военных инженеров Финляндского военного округ. Был представлен план церкви, рассчитанной на 400 человек. Однако Редько всего лишь осуществлял строительный надзор и, возможно, только немного доработал разработанный еще в 1899 г. архитектором Петергофского дворцового управления Александром Константиновичем Миняевым (1862-1919) типовой проект полковой церкви в селе Димитриеве — месторасположении лагеря Конно-гренадерского лейб-гвардии полка. Там церковь была освящена во имя свв. апп. Петра и Павла. По этому же проекту была построена и церковь равноапостольного князя Владимира при 193-м пехотном Ковельском полку (Ковель, Волынской губернии). Сохранились чертежи вильманстрандской церкви, датированные 1902 г. Значит, строительство нового храма планировали задолго до инспекции генерал-губернатора, понимая насущную необходимость в новом здании. Кроме того, М. Е. Редько был и фотографом, благодаря чему сохранились качественные подписные снимки церкви в городском музее Волкова (Wolkoffin museo). Ему же приписываются и снимки первой лагерной церкви 1901-1903 гг.
Деревянное здание новой церкви возведено на гранитном цоколе. Основной кубический объем храма соединялся с шатровой колокольней трапезной, а с востока был усложнен пятигранной апсидой. С юга и севера к основному объему примыкали притворы с высокими крыльцами. Колокольня устроена по принципу восьмерик на четверике, ей вторил восьмерик центрального барабана. Церковь украшали три позолоченные главки, подаренные местным купцом Иваном Волковым. Надо отметить, что большинство зданий старой Лаппенранты также были деревянными: дерево — основной строительный материал региона того времени. И хотя православная церковь находилась вдали от городских улиц и не была интегрирована непосредственно в городскую среду, однако материал и характер обшивки вполне гармонировали с большинством деревянных строений города. Судя по описанию церкви в Димитриеве, составленному архитектором Миняевым, храм в Вильманстранде скорее также был «рублен из 5-вершковых бревен и обшит снаружи рустиком, а внутри вагонкой». Новый храм был выделен не только русскими луковичными главками, но и нарядными ажурными бортами и ламбрекенами по карнизам, резными наличниками окон, фигурными стойками и балясинами крылец. На внешней стене апсиды была установлена икона свт. Николая Чудотворца в резном киоте под двускатным козырьком.
И действительно, самобытный ажурный декор, который и сейчас можно еще увидеть в деревянной архитектуре российских провинциальных городов, наверное, давал ощущение чего-то очень близкого сердцу для солдат вдали от родных мест. И надо отметить, что эта лагерная церковь стала, пожалуй, самой яркой в своем декоре среди других деревянных православных храмов Финляндии того периода. Вряд ли здесь есть необходимость проводить параллели с творчеством В. А. Гартмана или И. П. Ропета, хотя влияние идей этих архитекторов на мещанскую архитектуру уездных и губернских городов, дачные поселки вокруг Москвы и Петербурга очевидно. Безусловно, эту связь можно было усмотреть и в стиле лагерной церкви.
Интерьер церкви был довольно аскетичен, но не монотонен за счет сложных уступчатых объемов верхней части и шатрового свода. Однако прямоугольные объемы убывающих кверху масс компенсировались кривизной фигурных консолей, смягчавших ступенчатые переходы. Богатство декора экстерьера нашло свое продолжение в декоре резного деревянного иконостаса и киотов. Одноярусный иконостас был расположен трапециевидно: центральная часть слегка выдвинута вперед относительно служебных дверей. Его формируют иконы Спасителя, Богоматери, архангелов на служебных дверях. Тайная вечеря над Царскими вратами оформлена массивным кокошником. В алтаре находился большой запрестольный образ — копия «Моления о чаше» Ф. Бруни. Два боковых киота с образами свт. Николая и, как можно предположить, св. царицы Александры на восточной стене рядом с иконостасом были как его продолжением, так и самостоятельными единицами, отличаясь по характеру декора. Иконы написаны в академическом стиле и, скорее всего, были доставлены из метрополии. На восточных стенах притворов уже за пределами солеи в таких же киотах были помещены образы Богоматери с Младенцем. Примечательно, что резное обрамление островерхих киотов напоминает декор крылец храма. Скорее всего, иконостас и киоты были вырезаны теми же мастерами, которые работали над декором экстерьера храма и в целом создавали замечательный образец столярного мастерства.
Освящение нового храма во имя свт. Николая Чудотворца состоялось 17 июня 1904 г. По роковому стечению обстоятельств именно в этот день в Хельсинки скончался генерал-губернатор Н. И. Бобриков, смертельно раненный накануне в результате покушения. Собирался ли приехать генерал-губернатор на освящение лагерной церкви, инициатором строительства которой он был, неизвестно. Новая, затейливо украшенная церковь быстро стала местной достопримечательностью, но прослужила недолго. После ухода русских частей и объявления независимости Финляндии Николаевская лагерная церковь осталась заброшенной. Пока в Финляндии шла гражданская война, тем более до храма никому не было дела. И хотя формально храм был закрыт и даже охранялся полицией, но открывался по вечерам для... танцев.
При всех художественных достоинствах этого изящного здания и даже его приспособленности под проведение светских мероприятий все же в сознании местного населения это была русская военная церковь — символ русского присутствия, и радикализированность по этому поводу была очень высока. В 1919 г. газета «Etelä-Savo» подняла вопрос о сносе обветшавшего здания. В результате публичных торгов в июле 1921 г. здание было продано на лом местному производителю обуви некоему Пеко Киннунену за 7050 финских марок. И хотя есть сведения, что часть икон была передана в Покровскую церковь, однако выявить их пока достаточно сложно.
Можно предположить, что некоторые иконы в Покровской церкви, упомянутые выше и расположенные на западной, северной и южной стенах: «Поклонение волхвов», «Рождество Богородицы», «Вознесение Христово», «Свт. Николай Чудотворец», «Ветхозаветная Троица», относящиеся к началу ХХ в., могли быть перенесены из лагерной церкви. К сожалению, отсутствуют снимки всего интерьера храма, а на восточной, единственной фотографически зафиксированной стороне этих икон не было. Неизвестна судьба всех икон из иконостаса Николаевской лагерной церкви, кроме одной. Образ защитника странствующих свт. Николая Чудотворца из иконостаса лагерной церкви находится сейчас в маленьком аэропорту Лаппенранты. На месте бывшей Николаевской лагерной церкви (теперь это Leirikatu, 27) в 1978 г. установлен памятный деревянный крест.
В. В. Жердев "Три православных храма Лаппенранты – искусство сквозь призму истории". Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 609–636.
Церковь Николая Чудотворца при лагере для финляндских войск в Вильманстранде (Лаппеенранта), Выборгская губерния. Уничтожена в 1921 году.
Комментарии и обсуждение