В 1779 году в Тарусе случился сильный пожар. После пожара в Тарусе осталось только 23 дома. Сгорел тогда и деревянный Николаевский собор. После пожара город перепланировали по новому регулярному плану, который получили все русские города по повелению императрицы Екатерины II. Эта планировка, полностью сохранившаяся до нашего времени, — замечательный памятник русского градостроительного искусства. Ее автором верно угадан небольшой масштаб города, который заставил градостроителей предельно упростить классический вариант радиально-кольцевой схемы и оставить всего два луча прямых улиц, перерезающих многоугольники городских кварталов, стягивающихся на торговой площади (соборной). Новая, трапециевидная в плане площадь распланирована прямо на берегу Оки, на месте старого торга. Своим основанием трапеция выходит к крутому береговому откосу. Архитектурной доминантой города становится собор, стоящий в центре площади на берегу Оки.
Тарусское Духовное Правление обратилось с просьбой в Крутицкую Духовную Консисторию о разрешении вновь построить деревянную соборную церковь на том же месте и в то же наименование, с употреблением годного леса от сгоревшей церкви. 17 мая 1779 года последовал указ Калужского Наместнического Правления Тарусскому Городничему о выводе желающих лиц построить собор в Тарусе. Указ этот был повторен 6 июня 1779 года и исполнен 16 июня 1779 года. Неизвестно, что было сделано относительно постройки собора с 1779 по 1785 год.
В 1785 году указом от 13 мая Тарусскому Городничему было велено построить в Тарусе каменную соборную церковь с колокольней, кроме иконостаса за 5989 рублей, за счёт казны. Приказывалось начать постройку в 1785 году, а окончить в 1787 году.
Начатые по Высочайшему повелению и щедротами императрицы Екатерины II строительные работы собора были окончены в 1789 году. Сохранился договор, по которому Калужский купец Иван Максимович Алтынников взялся построить в Тарусе собор. Договор заключала с Алтынниковым И. М. Калужская Наместническая Казённая Палата 18 марта 1785 года.
Архитектором Петро-Павловского собора следует считать Ивана Денисовича Ясныгина, калужского губернского архитектора с 1785 по 1822 год. И.Д. Ясныгин вошел в историю архитектуры Калужского края как славный продолжатель архитектора П.Р. Никитина. Характерно, что у тарусского собора Петра и Павла была задумана сравнительно небольшая по размерам трапезная, зато были построены три отдельных объема для приделов. Зодчий придал зданию, собора величественный облик. Собор построен без всяких «скидок» на провинциальный город: здание решено богатым по объему, колокольня расчленена ордерными пилястрами, восьмигранный купол над четвериком собора украшали арочные окна, дававшие массу света в интерьер. Даже верхний барабан (по-старинному «трибун») на куполе имел окна для света. Собор был теплый, отапливаемый. Сравнительно небольшие его размеры были определены небольшим населением Тарусы в то время.
22 марта 1790 года собор был освящён в честь святых апостолов Петра и Павла. По окончании устройства в соборе стало три престола: Первоверховных Апостолов Петра и Павла; Святителя и Чудотворца Николая (освящен 25 июня 1823 г.); Успения Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1833 г.).
Ризница собора была поистине сокровищницей. Здесь хранились святыни, почитавшиеся прихожанами. Среди них: крест на иконе святителя и чудотворца Николая с частицами мощей святых великомучеников Пантелеймона, Харлампия, Екатерины и с частью ризы Господней; кипарисный крест в серебряной оправе, древний, с «мощами ближней пещеры преподобнаго Антония; препод. Сильвестра, Григория иконописца, Никона игумена Печерскаго, Ефрема епископа Переяславскаго, Тита священника»; образок «ветхий» с частицами мощей святых: Константина, Ирины, ап. Иакова, Андрея, Фомы, Филиппа, святых Даниила, Филарета, пр. Захарии, кн. Ольги, Тихона чудотворца; крест напрестольный с финифтяными изображениями (пожертвован 9 января 1858 г. нижними чинами легкой 3-й батареи); Евангелие 1658 года; Евангелие 1689 года, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы; на нем изображения финифтью; украшено было стразами; 17 книг, изданных в XVII-XVIII вв.
В 1871 году была установлена каменная ограда метровой высоты с ажурной железной решеткой. Внутри ограды в окружении плодовых деревьев и сирени находились могилы священнослужителей. Собор имел главный колокол весом 210 пудов. Всего на звоннице было семь колоколов.
Приписанной к собору была церковь Знаменская, в селе Игнатовском (1763 г.). Прихожанами, кроме городских жителей (142 дома), являлись жители деревень Игнатовское (40 домов), Бояково (15 домов), Сутормино (12 домов), Слащево (31 дом). В клировой ведомости за 1915 год говорится, что прихожан Петро-Павловского собора в г. Таруса было: в 271-м доме православных душ мужского пола насчитывалось 883, а женского - 1001. В приходе имелись школы: начальная четырёхклассная городская; две городских приходских; церковно-приходская школа.
Известно о клире Петропавловского собора следующее: Священники Николай Страхов, Федор Бриллиантов (1868 г.), Александр Добромыслов (1872-1906 г.). В разное время настоятелями собора были: Протоиереи Максим Боговленский, Михаил Февралёв (1866-1870 гг.), Иоанн Раевский (1874, протоиерей с 1899г), Фёдор Смирнов (1899, протоиерей с 1905 г). Анатолий Орлов - 1930-е гг. Николай Иоаннович Соколов (1905-1908 гг.). Сын диакона. Возведён в сан протоирея 15 мая 1905г. Указом калужской Духовной консистории за № 5436 кавалер ордена св. Анны III степени – за безупречную многолетнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета. Иоанн Иоаннович Бархатов. Сын священника. В 1898 году был рукоположен в Тарусу священником в Петро-Павловского собор, с 1916 г. – в сане протоиерея. Последний настоятель – архимандрит Серафим (Григорий Кириллович Кокотов) 1930-1933 гг.
В ХХ веке собор Петра и Павла в Тарусе постигла участь многих тысяч храмов Совестского Союза. В 1933 г. его закрыли местные власти, органы НКВД перед закрытием арестовали священнослужителей. Храм подвергся тотальному разграблению. Была разобрана великолепной работы каменная ограда с решеткой. Был уничтожен некрополь вокруг храма. Большой колокол отвезли в совхоз Тарусский, чтобы будить людей на работу…
В советское время собор использовался как Дом пионеров (в 1936 г. здание храма перестроили), на месте главного алтаря была сцена, все пространство собора было поделено на два этажа.
Возрождение собора началось с передачи здания дома пионеров Калужской епархии. 22 июля 1999 г. собор передан Калужской епархии на основании совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства гос. имущества РФ от 4 ноября 1998 г. Архитектор собора Александр Любешкин. В 2003 году был полностью восстановлен восьмерик главного купола, его барабан и поставлен крест. В 2004 году, в мае и июне были поставлены кресты на купола приделов Николая Чудотворца и Успенский.
К весне 2005 года строители завершили возведение трехъярусной колокольни. 12 июля на Петров день при большом стечении народа колокола подняли на третий ярус колокольни. Все иконы, мозаики, росписи стен, резной иконостас и большое резное Распятие, которые мы можем видеть сегодня, выполнены местными мастерами. Есть и старинные образа, сохранённые горожанами. Среди них можно увидеть икону Спас Нерукотворный со следами от пуль. Стены собора расписаны в слегка приглушённых тонах, а мозаики по обе стороны от белого иконостаса практически монохромны.
С сайта: https://azbyka.ru/palomnik/Собор Петра и Павла в Тарусе и книги: Яхонтов Д. История Петропавловского собора, – издательство: "Тарусский провинциал". Историко-краеведческий выпуск №4. Таруса, 1993 г.
Комментарии и обсуждение