ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Таруса. Церковь Воскресения Христова.


Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Боголюбской иконы Божией Матери, Иоанна Кронштадтского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1654. в 1757 и 1903 - перестроен.
Адрес:
Калужская область, Тарусский район, Таруса, ул.Ефремова

Координаты:54.72472, 37.18765


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Елена Громакова
17 сентября 2014
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Сергей Зорин
13 ноября 2013
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Илья Смирнов
29 мая 2007
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Илья Смирнов
29 мая 2007
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
вид со стороны Оки на алтарную часть
Александр Cахаров
4 ноября 2015
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
7 июня 2015
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
31 августа 2013
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
МОРПЕХ879
27 апреля 2011
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
МОРПЕХ879
24 июля 2008
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
МОРПЕХ879
24 июля 2008
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
strusto
30 сентября 2007
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
strusto
30 сентября 2007
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Илья Смирнов
29 мая 2007
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1994
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Крест колокольни
oldboy
20 мая 2017
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область

Александр Cахаров
4 ноября 2015
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
колокольня
Александр Cахаров
4 ноября 2015
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
RAMON
26 мая 2007
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Dmitry N.
16 октября 2016
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Dmitry N.
16 октября 2016
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Dmitry N.
16 октября 2016
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Вид с севера (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12233/)
Иванов Дмитрий
1 января 1920
Церковь Воскресения Христова - Таруса - Тарусский район - Калужская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
МОРПЕХ879
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Дмитрий Васильков,  19 декабря 2006

Храм расположен на Воскресенской горе, которая отделена от центра города глубоким Игумновым оврагом. В древности на этом месте было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. В середине XVI в. разрядный дьяк Григорий Ларионов построил здесь мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVII в. обитель запустела, ее деревянная церковь обветшала. Между 1628-1654 гг. вместо нее был построен ныне существующий каменный храм, который является самым старым строением г. Тарусы. В 1757 г. он подвергся перестройкам, во время которых был пристроен южный придел. В 1898-1903 гг. силами прихода храм был расширен и перестроен по новому плану, при этом фасад его был отделан в русско-византийском стиле. Стилизация под "русский стиль" скрыла подлинные детали и формы бесстолпного четверика XVII в. От прежнего храма остался только четверик, который был надстроен кирпичом и завершен новым куполом. Храм трехпрестольный: главный престол в честь Воскресения Христова, южный - в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный - в честь святителя Димитрия Ростовского (ныне в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1934 г. храм был закрыт, а его настоятель священник Николай Успенский арестован. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, а в последние годы перед передачей - склад райпо.

В 1988 г. трудами жительницы г. Тарусы Е.А. Кондрахиной, бывшей старостой Успенского храма в с. Истомино до его закрытия в 1975 г., образовалась инициативная группа По ходатайству 6 декабря 1988 г. было зарегистрирован приход и передан храм. С 10 января 1989 г. настоятелем храма является протоиерей Леонид Гвоздев. Он совершил первое богослужение в храме в Крещенский сочельник 18 января того же года. По оценке Росреставрации переданный храм был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием профессиональных рабочих, прихожан храма и жителей города. Деньги на восстановление храма были пожертвованы народным артистом А.Баталовым, А.П.Зуевым, М.А. Кондратьевым, М.Б. Добряном. В 1990-1991 гг. была заново выстроена колокольня. К 1992 г. над храмом был возведен купол. Затем храм был отштукатурен внутри и покрыт кровлей. В 1993-1998 гг. велась роспись храма и поочередно были установлены все три иконостаса. К 1998 г. храм был полностью восстановлен. 16 июня 1996 г. архиепископ Климент освятил главный престол, 6 июля 1997 г. - южный, а 5сентября 1999 г. - северный приделы храма. В 1993 г. в приходе открылась воскресная школа для детей, а в 1996 г. - воскресная школа для взрослых. С 1989 г. приход духовно окормляет Дом престарелых в с. Игнатовское, Тарусскую районную больницу и воинскую часть в д. Петрищево.

В 1994-1997 гг. выпускался листок-вкладыш духовного содержания в местную газету "Октябрь", в 1998 г. издана книга "Седьмое начало", в которой подробно изложена история храма. Прихожане особо почитают иконы Божией Матери "Взыскание погибших", "Боголюбская" и "Калужская", икону пророка Иоанна Предтечи и образ святителя Николая Чудотворца.

Официальный сайт Калужской епархии РПЦ


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  27 февраля 2011

Церковь находится на Воскресенской горе. Здесь прежде было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. Церковь построена была между 1628 и 1654 г., причем в последнем году она значится уже каменной. В 1757 г. церковь была возобновлена, а в 1900 г. расширена и перестроена по новому плану и фасаду, несколько вычурно, в русско-византийском стиле. Из древностей обращают внимание: 1) икона Воскресения, перенесенная из Петровского монастыря, построенного разрядным дьяком Григорием Ларионовым в 16 в. и в середине 17 в. уже запустевшего (“церковь сгнила”); 2) икона св. Петра; 3) икона Боголюбской Божией Матери, которая жителями чтится чудотворной;4) складень с частицами мощей; 5) рукописное уложение царя Алексея Михайловича, поступившее в церковь во второй половине 18 в.

После революции, в 1934 году храм был закрыт.

Храм передан Епархии 5 декабря 1994 г. По оценке Росреставрации он был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием рабочих профессионалов, прихожан храма и жителей города.
В 1989 -1990гг.- была произведена планировка вокруг храма.
В 1990 -1991 гг.- была выстроена колокольня.
В 1991 -1992 гг.- над храмом был возведен купол.
В 1992-1993 гг.- храм был оштукатурен внутри и возведена общая кровля.
В 1992 -1993 гг. - храм был оштукатурен внутри.
В 1993 г. Был установлен иконостас правого придела в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
В 1993 - 1998 гг. - производилась роспись стен.
В 1995 - 1996 гг. - был установлен центральный иконостас.

В 1997 г. был изготовлен и установлен иконостас левого придела в честь Иоанна Крондштадского. Первое богослужение состоялось 18 января 1989 г. в Крещенский сочельник настоятелем храма - иер. Леонидом Гвоздевым. Главный престол был освящен 3 / 16 июня 1996 года архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Правый престол освящен архиепископомПрестольные праздники: 2-й день Пасхи, св. прав. Иоанна Крондштадского(20 декабря / 2 января) и Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня / 1 июля).

При храме имеется воскресная школа на 50 человек, окормляются Дом престарелых с 1989 г. в с. Игнатовское, Тарусская районная больница и воинская часть. В 1994 - 1997 гг. выпускался Духовный листок вкладыш в газету "Октябрь".

На приходе почитаются иконы: Боголюская, Калужская и "Взыскание погибших" иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  2 июля 2018

Согласно летописным источникам, в начале ХIII века в Тарусе был монастырь. Располагалась Петровская мужская обитель рядом с Воскресенской горой; там же находилась деревянная церковь Воскресения Христова - предшественница нынешнего каменного храма. Древнюю деревянную церковь ждала участь большинства деревянных строений того времени - её позже сожгли крымцы, причём, по местной легенде, вместе с укрывшимися в ней местными жителями. Тарусские Писцовые книги 1628-1629 годов сообщают, что осталась "в околоградном стану пустошь, что было село Воскресенское, а в нем место церковное Воскресения Христова... от московского пожару, как крымский царь Москву сжег".

Видимо, в том же 1628 году началось строительство Воскресенского храма в камне. Судя по всему, его закончили к середине 50-х годов ХVII века; впрочем, эта датировка весьма приблизительна, хотя в некоторых источниках можно встретить и точную дату - 1654 год. Но это в известной мере условность, просто в письменных источниках именно в этом году Воскресенская церковь числится каменной. Святынями новой церкви стали реликвии Петровского монастыря, который судьба тоже не пощадила. Увы, первый каменный Воскресенский храм действовал меньше полувека. Он обветшал, превратился в руину, само место снова запустело, а земли перешли во владение крестьян серпуховского Владычного монастыря. Однако тарусяне не хотели жить без Воскресенского храма и принялись просить о его восстановлении. К 1757 году храм снова был отстроен - свято место пусто не бывает! Разумеется, здание время от времени требовало ремонта, достройки, переделок... Так, в середине ХIХ века в нём уже имелся придел, освящённый в честь Боголюбской иконы Божией Матери и существенно расширивший внутреннее пространство храма. Особо почитался здесь образ "Воскресения Христово" из Петровского монастыря. Среди других важнейших реликвий отметим образ святителя Петра, митрополита Московского, а также складень с частицами мощей святых.

К концу ХIХ столетия приход настолько увеличился, что встал вопрос о новом расширении храма - всех молящихся церковь уже не вмещала. Составили детальный проект её перестойки. Так у Воскресенского храма появился ещё один придел - во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Да и сама церковь стала выглядеть иначе, превратившись в памятник псевдорусского стиля: крыльцо, кровлю и колокольню украсили декоративные шатры, у приделов появились главки-луковицы, соответствующим стало декоративное оформление.

В сборнике "Возрождение. Таруса (1989-2009)." говорится о том, что до революции при Воскресенской церкви было большое хозяйство: "огороды, покосы, скотный двор, пчельник; все это требовало постоянных забот. В двухэтажном доме, принадлежавшем церкви, помещался приют для девочек-сирот и церковноприходская школа, где отец Николай (настоятель Воскресенского храма) был заведующим и законоучителем. Кроме того, он преподавал Закон Божий в трёх тарусских училищах, в школе для питомцев воспитательного дома в деревне Алекино...". После потрясений 1917 года службы в Воскресенской церкви продолжались ещё около пятнадцати лет. Закрыли её только в начале 1930-х годов, а священника Николая Успенского арестовали. В 1932 году с колокольни сбросили колокола, обвязав верёвками крест, безбожники стянули и его, который упал на церковную могилу рядом с храмом. Потом обвалилась колокольня. Вскоре у стен поруганного храма запылал костёр; те, для кого ничего святого не существовало, жгли книги и образа. На дверях поруганной церкви повесили большой амбарный замок. Однако люди всё равно долго ещё молились на обезглавленный храм. Вскоре такая же участь постигла и тарусский Петропавловский собор. По воспоминанием старожилов, "... Однажды у его стен появились лебёдки, рабочие металлическими канатами обмотали стойки колокольни, а их основание начали долбить кувалдами. Канаты неоднократно лопались, но рабочие продолжали делать своё дело... И вот страшный грохот пронёсся по главной тарусской площади. Рухнула главная городская доминанта Тарусы. На площади, на месте, где теперь стоит памятник Ленину, был устроен настоящий шабаш... По сёлам собрали иконы, погрузили их на подводы и свезли в город на площадь, где также, как и чуть раньше у Воскресенского храма, был разведён костёр. Там заранее свалили всё в кучу и облили керосином, и ещё сторожей приставили, чтобы никто не подходил. Зажгли к ночи. До утра полыхало...".

Словно в наказание за осквернение храмов, всё в Тарусе после этого стало приходить в упадок, а ведь ещё в начале века город славился, например, своими вышивальщицами. Кроме того, семья художника В. Д. Поленова в своё время устраивала в этих местах гончарные мастерские, здесь работали талантливые резчики по дереву и мастера, расписывавшие деревянные изделия... Все эти промыслы подверглись забвению. В разрушенном Воскресенском храме устроили снача пекарню, потом общежитие (удивительно, каким образом туда ухитрились "втиснуть" несколько жилых комнат!), потом склад, а затем здание и вовсе было брошено на произвол судьбы. Брошенное здание с ободранными стенами, выросшими на крыше деревьями, часто страдало от поджигателей... И так продолжалось до конца 1980-х годов.

Вторым днём рождения Воскресенского храма в Тарусе считают 17 декабря 1988 года. Именно в этот день в городе была зарегистрирована религиозная община. Началось всё с того, что несколько тарусянок, возвращаясь как-то с богослужения в одном из серпуховских храмов, решили попытать счастья и добиться открытия храма в своём родном городе. Собрали несколько сот подписей, съездили в Калугу, к епископу Калужскому и Боровскому Илиану (Вострякову), который благословил инициаторов этого богоугодного дела. Но потом всё застопорилось. На дворе стоял ещё 1988 год, и хотя атеистический прессинг тогда несколько поослаб, но безбожная власть позиции свои сдавала неохотно, и даже местный уполномоченный по делам религии выступил категорически против храма в Тарусе. Палки в колёса вставляли и чиновники райсовета. Наконец, верующие обратились... в райком партии. А там им неожиданно повезло - их принял молодой секретарь, который, несмотря на свой партийный билет, оказался, как сейчас сказали бы, весьма толерантен - у самого бабушка верующей была. Он позвонил в райсовет и со словами: "Они (верующие) такие же люди, как и мы!" - распорядился принять документы на регистрацию общины. 17 декабря состоялась долгожданная регистрация.

Как только Воскресенский храм открыли, из Москвы приехал молодой священник с семьёй - отец Леонид Гвоздев. Он взялся за восстановление поруганной церкви. Многое делал сам, своими руками, в том числе изготовил первый иконостас. Начинать пришлось с расчистки территории и освобождения храма от скопившегося в нём мусора. Потом раскрыли окна - они были заложены кирпичом. Из интерьеров не сохранилось ничего - лишь покрытые копотью стены. Снаружи они на метр ушли в землю... Отец Леонид неустанно искал (и находил!) рабочих, стройматериалы. Случайно обнаружились кованые решётки, которые раньше закрывали окна Воскресенского храма. Оказалось, что невесть сколько лет они "служили" забором в доме одной из местных жительниц. Батюшке помогал и город, и предприниматели, и простые горожане - как в былые времена, собирали деньги всем миром. Союз художников устраивал благотворительные выставки, писатели и артисты проводили творческие вечера. Снова встал вопрос: требовалось решить в каком стиле восстанавливать храм, претерпевший на своём веку множество переделок и реконструкций. Если брать за основу храм начала ХХ века с шатрами и лепниной, то вышло бы слишком дорого, да и где было мастеров таких найти? А если реставрировать под ХVIII век, то пришлось бы сбивать декор 1900 года - жалко, да и не хотелось уничтожать то немногое, что уцелело от оригинального храма. Поэтому остановились на компромиссном варианте: сохранившееся - оставить, а главки, купол и колокольню устроить такими, какими они были в ХVIII веке. И превратился Воскресенский храм в "энциклопедию архитектурных стилей", по выражению известного советского реставратора Льва Давида. В 1991 году возвели колокольню и установили на ней крест. "Так появилась на Воскресенской горе в Тарусе вертикаль, видная отовсюду, не труба, дымящая и смердящая, а свеча Богу - труждающимся на радость, на укор нерадивым. На колокольню поместили разноголосые колокола. И теперь, как в былые времена, над Окой и над Воскресенской горой поплыл благовест - зазвонили колокола на всю Тарусу", - цитата из воспоминания свидетельницы того строительства Ксении Краснопольской.

Восстановление тарусского Воскресенского храма стало первым опытом церковной реставрации для художницы Ирины Старженецкой и скульптора Анатолия Комелина. Сначала они взялись за южный придел. Анатолий спроектировал иконостас, в котором очень гармонично сочетались иконы современного письма и старинные образа ХIХ века. Здесь же поместили большие иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского в резных киотах, комелинского же письма. После проделанных работ, в 1991 году, придел был освящён. Практически все резные работы - будь то по дереву или камню - выполнены А. Комелиным. Это и тябло, и деревянное Распятие внутри церкви, и каменный крест снаружи. Последний поставлен в память о всех, кто похоронен на старом кладбище у Воскресенской церкви, а также в благодарность тем, кто принял участие в её восстановлении.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №149, 2015 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  2 июля 2018

Воскресенская церковь в Тарусе являет собой типичный пример небольших двухъярусных храмов типа "восьмерик на четверике". Но в случае с этой церковью ограничиться этими словами - значит, ничего не сказать. При ближайшем рассмотрении храм напоминает своего рода головоломку, его облик формироавлся не одномоментно, а в четыре этапа. Вот они. 1. 1628-1654 годы: от этого периода сохранилась нижняя часть основного объёма. 2. 1757 год: церковь перестроили в стиле барокко - отсюда имеем нынешнее завершение храма и колокольни. 3. 1900 год: церковь перестроили в псевдорусском стиле - тогда появились приделы. 4. 1990-е годы: разрушенную верхнюю часть восстановили в формах 1757 года.

Если мысленно абстрагироваться от поздних наслоений и взять основной, самый древний объём здания - как раз и получаем традиционный вид храма "восьмерик на четверике", эта форма была весьма популярна не столько в Калужском регионе, сколько в Московском. Прекрасный пример такого храма - церковь Владимирской иконы Божией Матери в Китай-городе (не сохр.). Трудно сравнивать тарусский храм с одной из вершин "нарышкинского барокко"; но интересно и неожиданно найти аналогии между Воскресенской церковью и... вологодским храмом Покрова Божией Матери на Козлене (1700-е). Формы и пропорции обеих церквей очень близки. Впрочем, это неудивительно: Вологда традиционно следовала в московской архитектурной традиции. Больше вопросов вызывает колокольня. Она относится к эпохе барокко, когда шпиль стал традиционным элементом храмового зодчества; в то же время именно такой - вогнутый - шпиль ("привезённый" Петром из Голландии) встречается достаточно редко. Чаще - на севере, в Петербурге и его окрестностях. В 1900 году церковь "оделась в псевдорусское". Новая трапезная и приделы, взявшие в охват фасады здания с севера, запада и юга, сохранились при разборке верхов храма в советские годы и были оставлены реставраторами, что добавило свою лепту в "архитектурный пазл", коим является Воскресенский храм.

После закрытия церкви в 1932 году её обезглавили. Реставраторы вернули храму исконный облик при сохранении некоторых позднейших наслоений, определив тем самым стилевую "двойственность". Так центральная глава восстановлена в формах ХVII века, а придельная главка в формах рубежа ХIХ-ХХ столетий. Декор конца ХIХ столетия полностью покрыл обширную трапезную, чей объём фактически поглотил собой "тело" древнего храма. Не верх вычурности, но всё же геометрически усложнённые карнизы и арки, розетки в кокошниках, фигурная кровля принадлежат другой эпохе. При возвращении храму исторического облика позднюю трапезную решили не разбирать. Гранёный алтарь Воскресенской церкви - возможно, то немногое, что дошло до нас от исходного сооружения после многочисленных переделок. Судя по всему, нетронутой осталась только нижняя часть здания. Здесь мы видим скупой декор - строгие наличники без орнамента, бесхитростный карниз, никак не обыгранные углы стен: всё вполне в концепции небольшого пригородного храма с небогатым приходом.

После многих лет "нецелевого использования" Воскресенский храм возрождён и сегодня вновь радует прихожан прекрасной отделкой интерьера. Церковь трёхпрестольная: главный престол в честь Воскресения Христова, южный - в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный придел - во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (когда-то он имел другое посвящение - во имя святителя Димитрия Ростовского). Внутреннее пространство основного помещения - довольно тесное, развитое более по вертикали, двухсветное, перекрытое сомкнутым сводом. Нижняя часть (четверик) по объёму не намного превосходит верхнюю (восьмерик), таким образом достигается эффект "вертикального единства", неразрывности интерьера, что очень важно для небольших по размерам храмов, поскольку при этом зрительно увеличивается их пространство.

Главный иконостас - четырёхъярусный, деревянный с резными элементами, узкий; выполнен в старинной русской традиции "высоких иконостасов"; соответствующим образом подобраны и иконы для него. Верхняя кромка второго яруса вплотную подогнана к парусам, третий и четвёртый ярусы ещё более сужены, они закрывают восточную внутреннюю грань восьмерика. Установили иконостас в 1996 году. Иконостасы южного и северного приделов соорудили, соответственно, в 1991 и 1997 годах. Они значительно ниже главного, строже оформлены, в них установлены чтимые иконы. Старинные иконы располагаются также по стенам трапезной храма. Сама трапезная значительно шире основного четверика: понятно, для чего растущему приходу понадобилась капитальная перестройка церкви в начале ХХ века. Приделы отделены широкими арочными проёмами; потолки - низкие, благодаря чему в трапезной царит спокойная полутень. Здесь установлено резное Распятие работы тарусского скульптора Анатолия Комелина. Очень выразительно смотрятся в довольно тесном помещении Воскресенской церкви сплошь покрывающие её стены фрески. Они современной работы (1993-1998 годы). Темы фресок - библейские сюжеты, изображения русских святых и евангелистов и т. д. К концу 1980-х годов храм оценивался как разрушенный на семьдесят процентов, сейчас он полностью восстановлен. Первое богослужение в нём состоялось 18 января 1989 года.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №149, 2015 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.