ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского.


Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Александра Свирского
Год постройки:приблизительно 1790 - 1820.
Год утраты:приблизительно 1930
Архитектор:П.Т. Завьялов (перестройка 1852 г.)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Москва, ул. Восточная, 4 (корп. 1, сев. часть)

Координаты: 55.71516, 37.657458





Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского, Несохранившийся храм Александра Свирского.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Несохранившийся храм Александра Свирского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Олег Матвеев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 октября 2016

В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 г. при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 г. переосвятили во имя преподобного Александра Свирского.

Храм закрыли в 1929 г., а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2017

Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой. Эпитафии на памятниках А.В. Алябьеву и П.А. Новикову принадлежали перу Н.Д. Иванчина-Писарева.

После смерти А.А. Алябьева его вдова часто посещала монастырь, заказывала панихиды. В 1853 году попечением Екатерины Александровны была возобновлена церковь у северной ограды, освященная во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. В течение 1854 года до самой смерти Екатерины Александровны здесь ежедневно служились молебны. Позже, очевидно, исполняя волю покойной, ежедневные службы заказывала ее воспитанница Л.В. Сорокина.

«Русская музыкальная газета» в 1901 году так описывала семейный склеп Алябьевых: небольшое окошко, льющее скудный свет, чугунная плита на возвышении, над плитой - распятие и несколько икон, перед ними - лампада, в стороне - обветшавшее кресло.

Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены.

http://istorja.ru/forums/topic/743-aleksandr-aleksandrovich-alyabev/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 декабря 2021

О постройке трех больничных келий в монастыре сохранилось архивное дело, из которого следует, что строительство келий велось с 1643 до 1685 года (7191-1793).

В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали: «В 1684 г. была построена каменная больница рядом с Ксенофонтовской церковью, рассчитанная на помещения в ней 12 «старцев»...». Далее, характеризуя больничный храм, «уцелевший здесь лишь в массиве стен и известный под именем Свирского», авторы анализируют имевшийся в музее его чертеж XVIII века и приходят к выводу, что он сделан после первой переделки храма. «Сейчас его фасады, в результате многократных переделок, представляют характерную отделку 50-х годов XIX в. и более поздних. Вследствие этого выяснение вопроса о его изначальных формах представляется делом довольно трудным».

Из текста о больничном корпусе можно предположить, что авторы считали, что ко времени его возведения церковь уже существовала, однако по поводу её наименования в XVII веке пока ничего не известно. На самом раннем плане Симонова монастыря, датируемом XVIII веком (1730-ми г.г.?), она уже названа «преподобнаго Ксенофонта при болнишных келиях». И это понятно: в документах она упоминается как устроенная «благоверною государынею Великою Княгинею Мариею Алексеевною».

К. Тромонин, называя церковь «прежде бывшая больничная во имя Преподобных Ксенофонта и Марии», даты её посвящения не называет. Наиболее полно характеризует храм В.В. Пассек: «Церковь - Сошествия Св. Духа, близ северной ограды, двухэтажная, об одной главе. Длина её с олтарем и трапезою 12, ширина 3!4, а вышиною 12 саженей. Иконостас покрыт краскою и по местам позолочен. Она построена иждивением Благоверной Государыни и великой Княжны Марии Алексеевны около 1700 года, во имя Препод. Ксенофонта и Марии...».

С определённой долей уверенности можно допустить, что в 1700 году уже существовавший ранний храм просто переименовали, и с этим допущением придётся смириться, потому что исследовать его перед сносом никому не удалось и археологические раскопки на территории Дворца культуры вряд ли в ближайшее время возможны.

В архивных материалах 1725-1740-х годов больничная церковь почти не упоминается. Запись от 19 ноября 1743 года свидетельствует о построении на ней новой крыши: «... куплено на крашение крыш построенных на церкви Происхождения Честных Древ и больничной церкви краски чернеди галецкой 22 нуда 20 фун. по 40 коп. за пуд, итого на 9 руб».

24 января 1774 года в Синодальную контору поступило прошение архимандрита Симонова монастыря, в котором сообщалось, что «... для зимнего времени устроена одна теплая больничная церковь ирон. Ксенофонта и дружины его Марии, в коей ныне отправляется соборная повседневная служба...», и пояснялось, что печь в Сергиевской трапезной из-за ветхости «многие годы не топилась и ныне не топится, а ранние литургии в зимнее время служатся в холодных церквах с немалым трудом». Испрашивалось дозволения соорудить при теплой больничной церкви Ксенофонта и Марии в трапезе по правую сторону вновь теплый придел в честь Сошествия Св. Духа на сумму, обещанную на этот именно предмет от доброхотных дателей, между прочим, потому что во всех пяти церквах в монастыре не имеется ни единого придела. 29 января Контора дозволила; по устроении, он освящен 23 ноября 1774 г. архимандритом Амвросием. (1774 г., № 60) 3 октября 1774 было разрешено выдать антиминс в новый придел Сошествия Св. Духа.

В описи монастырских церквей и церковного имущества за 1783 год означены отдельно «церковь каменная больничная во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его под № 45» и «в трапезе по правую сторону придел во имя сошествия св. Духа со утварью церковною со святыми образами под № 50». В описании церкви и её иконостаса отмечается: «...по указу святейшего правительствующего синода канторы 1780 года июня 19 дня построен во оной церкви и с полученной коллегии экономии пяти сотной суммы вместо ветхого иконостаса и святых икон иконостас столярной резной повой которой вызолочен листовым золотом».

На плане «бывшего Симонова монастыря», упразднённого в период с 1788 по 1795 год, церковь, примыкающая к больничному корпусу с востока, поименована как церковь Феодора Чудотворца. Была ли это ошибка или какое-то время в храме существовал престол во имя этого святого, выяснить точно не представилось возможным.

После возобновления монастыря потребовался ремонт храма. В архивном деле достаточно подробно изложены сведения о ветхостях в церкви, чем и оправдывалась необходимость её перестройки: «В помянутом монастыре имеется церковь преподобного Ксенофонта и при ней придел Сошествие Св. Духа, на имеющихся же на них престолах одежды пришли в крайнюю ветхость, да и ножки у тех престолов от давнишнего построения згнили и оттого оные престолы наклонились, в пределе же сошествия Св. Духа в олтаре имеется длины не более как три аршина с половиною, тоже и ширины и по такой тесноте в той церкве мало и службы бывает...». Было предписано «порядочные планы с фасадами прислать в святейший синод на разсмотрение».

30 июня 1796 года архимандритом Игнатием было подано в Синодальную контору доношение о том, что «Архитектор Московской Управы Благочиния Николай Легранд составил специальный план Симонову монастырю и при нем расположение церкви преп. Ксенофонта с разрезом, расположение церкви преп. Сергия с трапезою, разрез трапезы, фасад церкви и трапезы». Однако рапорт о выполнении проекта подан и подписан позже: «Архитектор Николай Легранд ноября 29 дня 1796 года». Чертеж Николая Леграна «План расположения церкви преподобнаго Ксенофонтия с трапезою, в коей имеется придел Сошествия Святаго Духа» хранится в Музее архитектуры. 22 сентября 1798 года Святейший синод разрешил устроить приделы в Сергиевской трапезе, в том числе и во имя преп. Ксенофонта и Марии, а «при церкви преп. Ксенофонта придел Сошествия Св. Духа, за теснотою его, уничтожить и переименовать самую Ксенофонтовскую церковь в Сошественскую».

Работы по переустройству приделов заняли довольно продолжительное время, но 20 ноября 1800 года произошло их освящение. В документах отмечалось также, что храмы перестроены «в самой точности против присланных из оной святейшаго прави-тельствующаго синода Канторы планов с фасадами». «3 декабря 1800 г. архимандрит Иоанн донес Синод. Конторе, что в Сергиевской трапезе устроены и освящены приделы во имя преп. Ксенофонта и архиепископа Александрийского Афанасия, придел при Ксенофонтовской церкви во имя Сошествия Св. Духа уничтожен, Ксенофонтовская церковь переименована в честь Сошествия Св. Духа и освящена».

Из «Летописи Симонова монастыря» известно о некоторых ремонтных работах на церкви в первой половине XIX века. В мае 1825 года «глава и крест на Сошественской церкви покрыты латунью и вызолочены под кремень полузолотниковым золотом», в июне 1840 года «пристроен каменный вход в Сошественскую церковь. Сломан он при перестройке сей церкви».

В 1846-1848 годах задумана была очередная серьёзная перестройка. Испрашивалось разрешение на упразднение приделов «в трапезе теплой Сергиевской церкви... один во имя Св. Афанасия Патриарха Александрийского и мученицы Гликерии и другой во имя Ксенофонта и Марии». При этом вначале предлагалось «состоящую в том монастыре церковь Св. Духа переименовать во имя преподобного Ксенофонта и Марии, во имя которых и устроены были они благоверною государынею Великою Княгинею Мариею Алексеевною», а несколько позднее, поскольку разрешение на это, судя по всему, выдано не было, придел во имя преп. Ксенофонта «устроить вновь в трапезе ныне называемой церкви Сошествия Св. Духа, на том месте, где был Св. Престол с самого начала построения оной иждивением Государыни и Великой Княжны Марии Алексеевны...». Вторая версия первоначального расположения престола была явно недостоверной, да и сама просьба мотивировалась несколько наивно: «...в приделе же Сошествия Духа в Олтаре имеется длины не более как 3!4 аршин, то же и ширины, и по таковой тесноте в той церкви мало и службы бывает».

Из материалов другого дела следует, что по рассмотрении представленных чертежей перестройка трапезной Сергиевской церкви «после снятия 2-х приделов, по его неблаговидности» была запрещена. Вероятно, было отменено и переустройство церкви Сошествия св. Духа, поскольку больничные корпуса, в связи с постройкой новой колокольни, в 1830-е годы были перенесены к надвратной церкви, перестроенной и переименованной во имя Николая Чудотворца. Небольшой ремонт пришлось делать в 1849 году, когда 24 февраля «во весь день сильный западный ветер много в монастыре повредил и сорвал крышек», в том числе и с Духовской церкви.

Сохранились архивные дела о перестройке храма Сошествия Св. Духа. В 1852 году был одобрен проект перестройки; фасады, разрезы и поэтажные планы церкви подписал архитектор Завьялов. Церковь Сошествия Святого Духа возобновлялась «на средства вдовы губернского секретаря Е. Алябьевой (урожденной Римской-Корсаковой)», переименована и освящена во имя прп. Александра Свирского. В усыпальнице храма был похоронен Александр Александрович Алябьев (1787-1851). О драматической истории композитора, участника Отечественной войны 1812 года, арестованного весной 1825 года и сосланного в Сибирь по ложному обвинению, подробно пишет Н. Молева в научно-популярной книге о монастырях Москвы.

Вместе с другими постройками монастыря церковь была уничтожена в начале 1930-х годов. Дополнительные материалы о ней, возможно, имеются в архивных делах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).

Шитова Л.А. «Симонов монастырь: зеркало истории».



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.