Церковь Рождества Христова являлась одним из самых древних храмов Слуцка. Сто лет назад среди деревянных храмов Слуцка на себя обращала внимание Рождественская церковь. На то время она была не самостоятельной, а приписана к приходской Воскресенской церкви. Богослужения здесь проходили только во время больших праздников, и среди них самым торжественным и значительным был храмовый праздник в честь Рождества Христова. В документах церковь упоминается в ХVII, XVIII в и XVIII веках. Время основания ее неизвестно, как неизвестно и первоначальное место ее размещения. В 1578 году для улучшения ее состояния (она вероятно пострадала во время татарских нападений в начале XVI века) слуцким князем был дан вклад. К середине XVII века церковь находилась на территории Слуцкого предместья Остров, стояла там на местной рыночной площади. В 1655 году, во время подготовки Слуцка к защите от русских войск, было принято решение застройку предместья разрушить. Это делалось для того, чтобы территория перед оборонительными валами была свободной. Островские приходские церкви, в числе которых наряду с Рождественской еще называются Космодемьянская и Михайловская, были перенесены в город. Место для размещения Рождественской церкви выделили на улице Островской, по ее правой стороне, на равном расстоянии от Подзамчища и Островских ворот. Теперь это территория по Слуцкому переулку близ молодёжного центра.
К началу XVIII века эта церковь, в которой кроме главного престола имелся придел Уверования апостола Фомы, устарела и требовала ремонта. На ее ремонт в 1707 году один из состоятельных жителей Слуцка ради этой цели пожертвовал 500 золотых. Однако через какое-то время, все же встал вопрос нового строительства. В 1762 году на том же церковной площади было завершено возведение здания новой Рождественской церкви. Какими были по архитектуре здания Рождественской церкви к XVII в. неизвестно. Воздвигнутая в 1762 году церковь Рождества Христова по размерам была небольшой, составленной из тесанных деревянных брусьев. К квадратному в плане главному объему по бокам и с главного фасада прилегала галерея, завершал его незначительный по высоте широкий восьмерик, покрытый большим куполообразным шатром с лукоподобной маковкой на восьмигранном световом барабане. Алтарная часть также представляла собой двухъярусную композицию - четверик на четверике, завершала ее двускатная крыша. С обеих сторон к ней симметрично примыкали одинаковые прямоугольные объемы ризницы и пономарни. Главный и два боковые входы были оформлены одинаковыми по конструкции портиками с крыльцами: два столба поддерживали двускатную крышу. Стены главного объема и галереи, снаружи облицованы досками, прорезаны спаренными лучковыми окнами. В свое время храм был украшен резьбой: и интерьер и иконостас. В подкупольном пространстве располагалась вырезанная из дерева большая икона Богородицы с Младенцем. В XVIII веке интерьер был расписан монументальной росписью, сделанной масляными красками в стиле европейской живописи XVII-XVIII веков, но в 1870-е годы его закрасили, остался только фрагмент над алтарной частью.
Мастера, которые строили церковь, придали ей красивый живописный вид. Двухъярусный силуэт апсиды, дополнен объемами и линиями склонных крыш боковых пристроек, ритмично повторял формы главного объема храма с галерей. В целом создавалось гармоничная, наполненная соответствующей динамикой, архитектурная композиция. С левой стороны на церковной площади стоял дом настоятеля. С правой стороны при входе на церковный двор возвышалась колокольня. Ее открытый верхний ярус покрывала четырехскатная шатровая крыша с маковкой. Ниже яруса были обшиты досками. Вместе здания храма и колокольни создавали цельный гармоничный архитектурный ансамбль, с характерным ритмом вертикальных и наклонных линий и плоскостей.
В 1833 году "для благолепия" было решено сделать в церкви новый иконостас. Рождественская церковь до 1845 года было самостоятельной, со своим приходом. Однако в связи с тем, что количество жителей города уменьшалась и приходы некоторых церквей, в том числе Рождественской, становились малочисленными, ее приписали к городской Воскресенской церкви, которая находилась неподалеку, в самом начале Островской улице. В 1926 году вместе с другими храмами Слуцкая Рождественская церковь была взята под охрану, как памятник архитектуры. В 1930 году в ней создали музей народного творчества. В 1941 году, в начале войны, церковь сгорела. От неё остались два серебряных оклада для икон Деисус и Ветхозаветная Троица, — их в 1801 пожертвовал церкви слуцкий лавочник Федор Реут. Они находятся в Национальном музее истории и культуры Беларуси. Архитектура Рождественской церкви иллюстрирует поздний этап развития Слуцкой региональной школы.
http://apostol.by