ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ваучь (акватория Рыбинского водохранилища). Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Словущего и Спаса Всемилостливого.


Ваучь (акватория Рыбинского водохранилища). Храмовый комплекс. Церкви  Воскресения Словущего и Спаса Всемилостливого
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:Между 1783 и 1890.
Год утраты:1939 (разобран, затоплен водохранилищем)
Адрес:
Вологодская область, Уломский район, село Ваучь (затоплено водохранилищем)

Координаты: 58.745942, 37.256889



Утраченные храмы комплекса:

Церковь Воскресения Словущего (1783)

Церковь Спаса Всемилостливого (1890)



Храмовый комплекс. Церкви  Воскресения Словущего и Спаса Всемилостливого, Фото 1920-х годов из фондов Череповецкого музейного объединения<br>, Ваучь (акватория Рыбинского водохранилища), Череповецкий район, Вологодская область
Фото 1920-х годов из фондов Череповецкого музейного объединения
Михаил Мещанинов
10 июня 1926
Храмовый комплекс. Церкви  Воскресения Словущего и Спаса Всемилостливого, Из частной коллекции Михаила Мещанинова. Слева - церковь Спаса Всемилостивого, справа - Воскресения Словущего.<br>, Ваучь (акватория Рыбинского водохранилища), Череповецкий район, Вологодская область
Из частной коллекции Михаила Мещанинова. Слева - церковь Спаса Всемилостивого, справа - Воскресения Словущего.
Михаил Мещанинов
Храмовый комплекс. Церкви  Воскресения Словущего и Спаса Всемилостливого, , Ваучь (акватория Рыбинского водохранилища), Череповецкий район, Вологодская область
oldboy
16 августа 2007
Храмовый комплекс. Церкви  Воскресения Словущего и Спаса Всемилостливого, , Ваучь (акватория Рыбинского водохранилища), Череповецкий район, Вологодская область
oldboy
16 августа 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 марта 2017

Первая деревянная церковь была построена в 1690 году при Новгородском митрополите Иове, каменная построена в 1783 году. Обе церкви построены "тщанием прихожан". В первой деревянной церкви было два престола: во имя Воскресения Христова с приделом мученицы Параскевы. В каменной имелось также два престола: во имя Рождества Христова и во имя Иоанна Предтечи (в теплом приделе). Утварью обе церкви были достаточны. Состав причта был определен в два священника, одного диакона, по два человека дьячков и пономарей. Дома у священнослужителей собственные, но находились на земле, отведенной прихожанами. Церквям принадлежал амбар и деревянная изба. Приписной и домовой церквей не было.

Источник: Церковные ведомости г.Череповца и уезда за 1832 год // ГАВО. Ф.480. Оп.1. Д.2845. Л.154об.-155

В Расписании городских и сельских приходов и причтов Новгородской губернии значится одна церковь - Воскресенская. Причт: 1 настоятель, 1 псаломщик.

НЕВ 1876 год, № 16

В Церковно-историческом атласе Вологодской области, автор-составитель Н.М. Македонская, указаны две церкви: Воскресенская Ваучская, каменная, построена в 1783 году, престол один – Обновления храма Воскресения Христова. Спасская Ваучская, деревянная, построена в 1890 году, престол один – Всемилостивого Спаса.

http://afanasiyfeodosiy.cerkov.ru/cerkvi-cherepoveckogo-uezda/


Марина Зуйкова  12 января 2020

Церковь каменная, построена в 1783 году, не сохранилась. Согласно церковной ведомости 1832 года, первая деревянная церковь в селе Вауч была построена в 1690 году. В ней было два престола, главный в честь Воскресения Христова, второй во имя великомученицы Параскевы. В 1783 году в селе была построена каменная церковь. Главный престол в холодном храме был освящён в честь Рождества Христова, престол в тёплом трапезном храме, во имя Иоанна Предтечи.

В V выпуске Новгородского сборника под редакцией Н. Богословского за 1866 года, годом построения Воскресенской церкви назван 1695: «Первая по древности церковь в селе Вауче деревянная о двух главах, построена в 1695 году при новгородском митрополите Иове; каменная же церковь построена 1783 г. На месте, где стоит теперь каменная церковь, существовала, как уверяют старожилы, другая деревянная церковь, но древнее ли она была настоящей деревянной церкви ни откуда не известно, она сгорела. Отсюда же видно, что приход сей образовался уже в 1695 году, хотя по писцовым книгам, хранящимся в Раменской церкви, видно, что деревни, составляющие приход, существовали гораздо ранее построения церкви. К какому же они принадлежали тогда приходу, достоверно неизвестно. Надо полагать, что одна часть их принадлежала к Раменскому приходу, другая же к селу Весьегонску (ныне город Весьегонск).

Первоначальная церковь построена с дозволения келаря московского Симонова монастыря Александра Конищева, так как крестьяне прихода и соседних приходов принадлежали прежде к этому монастырю». Вероятнее всего, храм был построен и освящён в 1695 году, а в 1690 году, Новгородским митрополитом Иовом была выдана благословенная грамота на его строительство. В церковной описи середины 1850-х – начала 1860-х годов, также сообщается, что деревянная церковь была построена в 1695 году: «Воскресенская церковь в селе Вауч. Близ судоходной реки Мологи по дороге ведущей из г. Весьегонска в г. Череповец, стоит село Вауч, от уезднаго города Череповца в 60 верстах. В этом селе две церкви: Первая по древности своей церковь деревянная во имя обновления Храма Воскресения Христова построена по благословению митрополита Новгородскаго Иова в 1695 году, как гласит прежня опись церкви, тщанием прихожан; образовалась она из прихода село Весьегонска, что ныне г. Весьегонск и принадлежала к Бежецкому уезду Устюжнския пятины. Каменная церковь построена и освящена в 1733 году при Императрице Анне Иоановне, с благословения Феофана, Архиепископа Новгородскаго и Великолукскаго, как свидетельствует Св. Антиминс. По утверждении нормальных штатов, церковь сия отнесена к 4 классу...»

В данной описи уточняется посвящение главного престола деревянной церкви: Обновления Иерусалимского храма Воскресения Христова, или Воскресения Словущего. Но в тоже время, годом постройки каменной церкви указан 1733 год. Возможно в 1783 году храм перестраивался, и в предыдущей ведомости эту дату указали как год постройки. В той же описи середины 1850-х – начала 1860-х годов сохранилось описание первоначального вида Воскресенской церкви: «В первоначальном построении деревянная церковь имела не такой вид, какой имеет ныне, а именно около нее с трех сторон приделаны были входныя крыльца, три окна были красныя и два волоковыя, две главы ея были покрыты чушуей деревянной, внутри стены были нетесаны, даже и пол был мало потесан, покрыта была досками тесаными, а не пилеными, трапеза отделялась стеною рубленою, престолы один от другаго отделены были переборкою³. В настоящее же время церковь сия имеет вид продолговатого квадрата, вывешена, обита тесом и внутри отштукатурена, две главы ея обиты жестью в чешую. Поправка сия произведена прихожанами в 1824 году, с утверждения начальства».

Между храмами была выстроена трёхъярусная колокольня, территория вокруг церквей и кладбища обнесена деревянной оградой. В Церковно-историческом атласе Вологодской области, составленным Н.М. Македонской, указаны две церкви: Воскресенская Ваучская, каменная, построена в 1783 году, престол один – Обновления храма Воскресения Христова. Спасская Ваучская, деревянная, построена в 1890 году, престол один – Всемилостивого Спаса. Возможно, что в конце XIX или в начале XX столетия, каменная Рождественская церковь была переосвящена в Воскресенскую, а деревянную, в 1890 году перестроили и переосвятили во имя Спаса Всемилостивого.

Согласно списку населённых мест Новгородской губернии 1912 года, в селе значатся три церкви. Не исключено, что к этому времени, на погосте было две деревянные церкви, новая во имя Спаса Всемилостивого, построенная в 1890 году, и старая Воскресенская, впоследствии разобранная. До настоящего времени ни один из храмов не сохранился. Ваучский погост попал в зону затопления при создании Рыбинского водохранилища.

https://vk.com/wall42162710_3463


История

Первая по древности церковь в селе Вауче деревянная о двух главах, построена в 1695 году при новгородском митрополите Иове; каменная же церковь построена 1783 г. На месте, где стоит теперь каменная церковь, существовала, как уверяют старожилы, другая деревянная церковь, но древнее ли она была настоящей деревянной церкви ни откуда не известно, она сгорела.

Отсюда же видно, что приход сей образовался уже в 1695 году, хотя по писцовым книгам, хранящимся в Раменской церкви, видно, что деревни, составляющие приход, существовали гораздо ранее построения церкви. К какому же они принадлежали тогда приходу, достоверно неизвестно. Надо полагать, что одна часть их принадлежала к Раменскому приходу, другая же к селу Весьегонску (ныне город Весьегонск).

Первоначальная церковь построена с дозволения келаря московского Симонова монастыря Александра Конищева, так как крестьяне прихода и соседних приходов принадлежали прежде к этому монастырю.

Старожилы уверяют, что в пределах прихода, а именно в 3 верстах от деревни Плоскова и 23 верстах от церкви, на р. Лоше, существовал издревле приход под названием Спасское село, разоренный поляками панами. На месте сем и теперь видны следы могил и кладбища, признаки жилищ — каменки. Здесь построена издавна часовня без всякого украшения, в которой совершается по просьбе крестьян деревни Плоскова молебствие 1 Августа.

Местность

Село Ваучь близ дороги, ведущей в зимнее время из г. Весьегонска в город Череповец, на довольно возвышенном месте, открытом, особенно с южной стороны. Вокруг него, хотя и не в близком расстоянии, разбросано нисколько небольших сосновых рощ, придающих местоположению приятный вид.

В весеннее время местность к городу Весьегонеку, на юг от села, покрывается на протяжении 7 верст в ширину, водами реки Мологи, которая протекает в 1 версте от села. Песчаные берега этой судоходной реки и здесь, как и везде довольно отлоги; вода чистая и приятная. О воде Мологской составилась поговорка: «Шохонское сено, да Мологская вода – не надо лошади овса». Отмели реки находятся к западу от села, около урочища Исать и нисколько повыше деревни Озерок.

Земля

Земли при церкви 66 дес. Земля пахотная песчаного свойства, но хлеб родится на ней, особенно рожь, с довольным приростом. Пахотной земли примерно десятин до 18. Большая часть земли состоит из поемных лугов песчаного и отчасти глинистого свойства, на которой два года сеется овес без удобрения и два года снимается трава на сено. Земля эта проходит высокими местами, а потому не благодарная и не вознаграждает даже издержек на ее обработку.

Земли сей, примерно, до 40 дес., неудобной совершенно земли до 6 десят. под песками, озерками и выгонами. Усадебной, под огородами, домами и пристройкой до 2 дес. Самой меньшей частью владеет причт, а большую часть отдает крестьянам своего прихода по словесному договору за 120 руб. сер. в кортому (в аренду). Есть еще церковной земли до 3 дес. за рекой Мологой, доставшейся, по полюбовной сделке с прихожанами, но землю сию или отмыло в реку Мологу или завалило песком, а потому причт и не получает никакой пользы.

Р. Отока

По церковной земле в одном месте протекает река Отока, берущая свое начало в 3 верстах от церкви к западу и протекающая на протяжении верст 15 к юго-востоку. В другом месте землю омывает залив реки, называемый Мертвицей.

Р. Ваучь

Ваучь течет от северо-востока к югу, берет свое начало в болоте, протекает на расстоянии 20-ти верст и впадает в реку Отоку.

Р. Ягница

Ягница течет от северо-востока же к югу на расстоянии 25 верст, берет свое начало в болоте и озерках и, сливаясь с Отокой, впадает в р. Мологу.

Р. Лоша

Лоша к востоку от церкви, выходит из болот и озер Мороцких и, протекая на протяжении верст 30-ти, впадает в реку Мологу. Речки все мелки, засорены и нет даже по ним сплава лесов, кроме Лоши, по которой в малом только количестве и то весьма редко сплавляется лес.

Озера

Из озер по своей величине замечательны: озеро Дорожив, оно лежит от церкви на востоке в 20 верстах; вода в нем чистая, величина его до 6 верст, глубина до 2 саж.; имеет вид круглый, в нем водятся только одни окуни, имеющие белое мясо, подобно речной рыбе.

Подле сего озера находится озеро Черное, самое название показывает свойство воды сего озера, и ловящиеся в нем окуни имеют довольно черное мясо. Оно кругло и имеет около версты протяжения и до 1 сажени глубины. Здесь еще находятся два маленькие озерка.

Есть еще озеро, при истоке которого стоите деревня Глинско, оно не имеет никакого названия, в длину около версты, в ширину около 30 саж. и глубину 1,5 саж., иловатое и рыба в нем водится всякого рода и заходит из реки Мологи, как то: щука, плотица, окунь, подъязики.

Пути сообщения

В центре сего прихода чрез деревню Мышкино, в 5 верстах от церкви проходит большая дорога, ведущая в летнее время из г. Весьегонска в г. Череповец, по которой, впрочем, почта не проходит, а проводят арестантов и проходят отряды солдат. От уездного города Череповца приход в 25 верстах. Сообщение с приходом беспрепятственное, хотя мосты и проселочные дороги не имеют надлежащей исправности.

Границы

Приход сей на западе и юге граничит с землями г. Весьегонска и его уезда по течению р. Мологи, на востоке с землями временно-обязанных крестьян Мороцкого прихода, на севере с землями государственных крестьян Раменского прихода.

Содержание

Штатного жалованья 336 руб., кружечного дохода от прихожан до 460 руб., материального от земли на 120 руб., хлебного и петровщины до 70 руб., а всего на содержание причта получается до 450 руб. Сбор церковный от подаяния в кошелек и кружку простирается до 450 руб., от продажи хлеба и холста до 62 руб., а всего в церковь по 5-ти летней примерно сложности поступает до 512 руб., кроме свечной прибыльной суммы. Особый промысел у прихожан кузнечество.

Здания

Здания, принадлежащие приходу и причту: а) каменная церковь, с колокольней, одна деревянная церковь с оградой, 10 деревянных часовен, из коих 3 очень малые, 1 деревянная келья и 1 амбар деревянный; б) у причта 8 деревянных домов с надворной постройкой, 5 бань, 4 амбара.

Школа

В 1859 году при Горском волостном правлении в деревне Горке открыто и существует Горское сельское приходское училище, в нем обучается до 30 мальчиков и 5 девочек.

Селения

В приходе дворов 499. 14 деревень на 25 верстном между собой пространстве. Деревня Горка на северной стороне от церкви, на пригорке, в ней Горское волостное правление. Жители государственные крестьяне Горской волости, русские, православные, главный их промысел кузнечный; хлебопашество в малом объеме по недостатку земли; 51 двор, 153 души муж. пола и 173 жен.; дома белые, крытые дранью и редко тесом.

Деревня Средний Двор расположена к западо-востоку (! вероятно, к северо-востоку) от церкви, на ровном месте, довольно низменном, против Горки; главный промысел кузнечный; хлебопашество в малом объеме по недостатку земли; дворов 51, душ 155 муж. и 161 жен.

Деревня Большой Двор на большой дороге, ведущей в зимнее время от города Весьегонска в город Череповец, в 1 версте от церкви на север; дворов 45, муж. пола 136, жен. 140.

Деревня Бор, к западо-северу от церкви в 1 версте, на возвышенном, сухом, боровом месте; дворов 38, в них душ муж. пола 112, жен. 134.

Деревня Орлец в 2 верстах от церкви, на высоком месте, при проселочной дороге, ведущей в деревню Харламовскую Раменского прихода; 21 двор, муж. пола 61, жен. 78.

Деревня Озерки на довольно возвышенном месте, близ реки Мологи, при ее заливе, называемом Озерком, в 4 верстах от церкви на запад; дворов 15, муж. пола. 48, жен. 52.

Деревня Холмищи на небольшом возвышении, холмике, окруженном со всех сторон довольно низменными местами, так что в большой разлив реки Мологи вода, бывает на дворах; в 3 верстах от церкви на восток, при проселочной дурной дороге, особенно около реки Ваучь; дворов 40, муж. 118, жен. 146.

Деревня Мышкино при большой дороге, ведущей от города Весьегонска в город Череповец, на низком месте, под горой, вода реки Мологи всегда подходит к самой деревне, в 5 верстах от церкви на восток; 44 двора, муж. 133, жен. 145.

Деревня Пленишник, в лесистой местности, при дороге, ведущей в город Пошехонье, в 9 верстах от церкви на восток. Название сей деревни произошло от того, что в старину не смели одиночкой проходить мимо сего места, а если кто осмеливался, того брали в плен и уже не выпускали. 45 дворов, муж. 138, жен. 126.

Деревня Заднее Болото на пригорке за болотом, от чего и получила свое название, на восток от церкви в 8 верстах, на проселочной дороге; 25 дворов, муж. 74, жен. 68.

Деревня Беняково или правильнее Бедняково, на низменном открытом месте, каждогодно омываемом водами реки Мологи, в 9 верстах от церкви на юго-восток. Жители государственные крестьяне Горской волости, главный их промысел бурлачество, поля их каждогодно потопляются. Дворов 11, душ муж. пола 29, жен. 33.

Деревня Глинско, на ровном месте при истоке озера, близ реки Мологи; грунт земли глинистый, от чего и получила она название, в 10 верстах от церкви на юго-восток. Жители государственные крестьяне Горской волости; промыслы: кузнечный, рыбный и возка в город дров на продажу; молоко, сметана, творог, яйца, масло, всегда продают в городе, хлебопашеством занимаются в достаточных размерах; дворов 48, душ муж. пола 146, жен. 171.

Деревня Раменье, на низменном месте, окружена с двух сторон болотами, в лесу и в 17 верстах от церкви на юго-восток; жители государственные крестьяне Горской волости; промысел кузнечный, преимущественно возка дров в город на продажу; дворов 14, муж. 39, жен. 45.

Деревня Плосково в лесистом месте, довольно ровном, в 20 верстах от церкви на юго-восток и самая отдаленная. Жители государственные крестьяне Горской волости; главный промысел возка дров на продажу, отчасти кузнечный; дворов 35, муж. 407, жен. 109.

Источник: "Новгородский сборник"/под ред. Богословского Н., 1866 г., 5 вып.



Комментарии и обсуждение


Церкви сломаны в середине ХХ века, вероятно, при создании Рыбинского водохранилища, подтопившего территорию села. На их месте в наши дни поставлен памятный крест.

25 декабря 2023, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) samoyloff.aleksandr2012.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.