ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ново-Савиновский район. Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Савиново (первая).


Ново-Савиновский район. Церковь иконы Божией Матери
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:"Живоносный источник" иконы Божией Матери
Год постройки:не ранее 1680.
Год утраты:приблизительно 1955
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица 3-я Кадышевская, д. 12А.

Координаты: 55.84481, 49.158804





Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Савиново (первая), Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Ново-Савиновский район, Казань, город, Республика Татарстан
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Савиново (первая), Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Ново-Савиновский район, Казань, город, Республика Татарстан
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Савиново (первая), Художник неизвестен. Возможно Ф. Травкин<br>, Ново-Савиновский район, Казань, город, Республика Татарстан
Художник неизвестен. Возможно Ф. Травкин
PFM
1 января 1850



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артур 955  21 июня 2017

К числу остатков времён, давно минувших, принадлежит древняя церковь в селе Савиново. Церковь эта деревянная, весьма небольшая, оставленная ныне, потому что теперь есть новая, в которой совершается Богослужение. Тем более замечательно это здание, что выстроено из дерева, крытое также деревянными досками и оставленное теперь почти безо всякого призора, оно сохранилось почти во всей целости; ещё не обветшал совершенно. Над ним склоняют свои ветви густые вязы и хранять его от бурь и непогод. Окрест разсеяно несколько надгробных камней, глубоко впавших в землю и обросших мхами и лишаями. С наружной стороны, вокруг алтаря, пять тонких фигурных столбов образуют род портика. В алтаре сделаны три небольшие окна. Они, как кажется, были без рам и задвигались изнутри. Вместо решёток вделаны большие, острые шипы. Крыльца и двери-нет. Внутренность церкви также не потерпела никаких повреждений; при большой внимательности без сомнения сохранилась бы вся... Иконостас состоял из весьма немногих образов; но из них не осталось ни одно, кроме двух довольно больших икон Святых пророков Гедеона и Елисея, которые, впрочем, находились у клиросов. Над царскими вратами уцелели три круглых образа: распятие - в средине; по сторонам - снятие со креста и погребение. На косяках также находятся шесть круглых образов: лики и надписи стёрлись и узнать трудно, каких святых они изображали; только на одном можно разобрать: Григорий. Шесть мест для икон Благовещения и Евангелистов на царских вратах совершенно пустые. Царские врата были обложены разукрашенной слюдою; следы различных красок и довольно яркой позолоты сохранились и доселе во многих местах. Под местным образом Спасителя красною краскою, заметно новейшей против краски царских врат и всего иконостаса, сделано изображение креста. Внизу на самых царских дверях сделана резная надпись вязью: "... при благоверном государе царе и великим князе Михаиле (на одной половине) Федоровиче всея Руси, при благоверном (на другой половине)".

В алтаре, на престоле, сохранилась одежда холщевая, розового цвета: такая-же и на жертвеннике. На престоле лежит, как говорят, с давних уже времён поручень. Над престолом к потолку прикреплен навес холщевый, набoйчатый. На папертях новой церкви поставлен большой образ св. первомученника архидиакона Стефана, бывший в старой церкви в северных дверяx. В новой же церкви хранятся древние занавеси: от царских врат синий, холстовый, риза такая же, пояс и поручни. Кроме того, сбережены и древние оловянные сосуды: чаша с довольно искусным изображением Деисуса под чернетью; дискос с таковым же изображением снятия с креста; запасная дарохранительница. Из старинных бумаг сохранилось только несколько поминаний, писанных, как обыкновенно, в 64 долю листа. На одномь из них видна четкая надпись: "поминание крестьянина Степана Иванова 1767 г." На другoм виден год 1797. Eще на одном весьма ветхом, видны очень сомнительные буквы 3. НЕ (7055)-1547? Этого, конечно, не могло быть; впрочем, если допустить, что тут должно читать 3CHE (7255)-1747, то все таки это поминание старее прочих. Есть приходно-расходные книги 1777 и 1788 годов. Приходу в 1788 году было 13 рублей 40 копеек; расходу - 5 рублей в течении года. Кромы этих бумаг, древностей более никаких нет. На колокольне новой церкви хранится железный кресть с цепями, стоявший на главе древней церкви.

Когда и кем построена была эта церковь - неизвестно. Судя по надписи, сохранившейся на царских вратах, построение ее относится к первой половине XVII столетия. У жителей Савинова идет молва, будто бы церковь эта была привезена сюда царем Иоанном Васильевичем, когда он подступал к Казани. Очевидно, что такое предание ошибочно; оно противоречит приведенной нами надписи. Впрочем, иконостас, или даже одни царские врата могли быть переменены и после, именно в царствование Михаила Федоровича, тогда как церковь могла быть построенной гораздо ранее. Весьма желательно было бы отыскать какое-нибудь упоминание о построении этой замечательной древности в делах здешней епархии. Известно, что село Савиново принадлежало первоначально к архиерейским владениям и основывалось от выселения из других сел. Говорят, что эта церковь была домовою митрополитов казанских. Исследование, кто основал село Савиново и какие митрополиты жили в нем, без сомнения, навело бы нa открытие времени построения церкви.

Источник: Н.Я. Агафонов "Казань и Казанцы" ч. 2, стр. 121-123


Гранковский Владимир  23 декабря 2023

Интересуясь древней церковью, о которой ходит несколько любопытных легенд, я обращался к некоторым компетентным лицам с просьбою указать мне какие-либо источники для ее истории, но это оказалось безуспешным. Интересно, что в Казани многие не знают о самом существовании этой церкви в шести верстах от города. Профессор Казанской духовной академии протоиерей Е.А. Малов сообщил мне, что давно интересовался этой церковью и несколько лет назад осматривал ее, разыскивал и материалы для истории её, но не нашел в Казанских архивах ни одного документа, относящего к этой церкви, несмотря на то, что она была приписана к архиерейскому дому.

Наиболее распространенное предание о возникновении церкви следующее: Императрица Екатерина II, в бытность свою в Казани, во время путешествия по Волге в 1767 году узнав, что вблизи Казани в Савинов живет на покое бывшая ее фрейлина, пожелала проведать ее, причем прибыла туда по реке Казанке на галере «Тверь». На вопрос государыни, довольна ли она жизнью здесь, фрейлина будто бы ответила, что довольна, но временами бывает лишена возможности посещать церковь, так как в распутицу не может добираться до ближайшей церкви в Хижицах, где находится скит (имеется ввиду Кизический монастырь, основанный митрополитом Андрияном в 1688 г). Тогда императрица подарила фрейлин походную церковь, бывшую с нею на галерее и приказала поставить ее тут же на возвышении (где она стоит и поныне).

Второе слышанное мною предание, отличается от первого тем, что Императрица будто бы приказала перенести сюда для фрейлины упраздненную церковь с Арского поля в Казани. Но есть и другие упоминания: первое, что церковь была поставлена здесь царем Иоанном Грозными, когда он в 1552 году подступал к Казани, и второе, что церковь была домовой церковью проживающих здесь митрополитов казанских.

К сожалению, разобраться в этих преданиях и выяснить большую или меньшую вероятность их предоставляется чрезвычайно затруднительным. Ни одна из легенд не разрешает вполне удовлетворительно вопроса времени и обстоятельствах построения старой Савиновской церкви. Во всяком случае, иконостас её – несомненный и весьма интересный памятник начала XVII века. Забытый здесь всеми, никому не нужный, он был бы на месте в Русском Музее Императора Александра III-го.

Источник: Н.М. Печенкина «Савиновская церковь близ Казани». Известия императорской археологической комиссии, вып. 34, С.-Петербург, 1910 г.,  стр. 72-84



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.