«…Большинство древних памятников Каргополья - шатровые церкви. Происхождение шатра уходит в глубокую древность. Летописи называют шатровую церковь «церквой круглой по старине», церковью «древяной вверх». Самобытная форма шатра получила широкое распространение в Древней Руси, однако только Север донес до нас памятники деревянного шатрового зодчества.
Древняя шатровая церковь представляла собой восьмигранную башню (почему и называлась круглой), увенчанную восьмигранным же шатром. Форма эта имеет аналогии в крепостном зодчестве. Так в каргопольском остроге две башни были срублены восьмериком, остальные семь - четвериком. Памятников этого древнейшего типа сохранилось совсем немного. Одним из замечательных образцов была до недавнего времени Никольская церковь XVII века в селе Астафьеве на реке Свиди.
Церковь в селе Астафьеве была построена в красивом месте (как, впрочем, и все древнерусские церкви), на высоком холме, у излучины реки. Формы ее поражали предельной простотой и величавой суровостью. Угрюмо-выразительны были черные бревна восьмигранной стопы. Стопа оканчивалась дуговым карнизным выгибом повалом, от которого вздымался шатер. Мощная стопа храма служила ему своеобразным постаментом. Шатер тоже был рубленым. Причем если восьмерик здания рубился в обло, то есть по- округлому с выпускными концами, что усиливает живописную игру граней, то шатер рубился в шап, или в лапу, - со стесанными концами и покрывался тесом. Рубленой была и маковка, покрытая чешуйчатым лемехом. Всегда, глядя на такие сооружения, поражаешься, что вся огромная конструкция сработана одним топором и, как говорят, «без единого гвоздя».
Шатровое здание выражает идею устремленности ввысь. В свидской церкви шатер вместе с маковкой и крестом превосходил высоту опорного восьмерика. Величественность таких сооружений особенно хорошо ощутима на отдалении, вблизи же шатер зрительно укорачивается и двадцатисаженная громада не подавляет человека. Шатровые церкви, как и другие произведения народного зодчества, всегда соизмеримы с человеком.
Ныне пусто на церковной горке в Астафьеве... Остались лишь уникальные ворота бывшей церковной ограды, сложенные из плотно подогнанных каменных блоков.
На западных воротах высечена дата 1866. Циклопическая кладка, архаичные формы ворот прекрасно сочетались когда-то с монументальными формами храма-столпа. Особенно выразительна арка восточных ворот в виде гигантской скобы, высеченной из цельного монолита…»
Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М. Искусство, 1974, стр. 56-57
Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch