ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Елгомская Пустынь, урочище. Храмовый комплекс бывшей Елгомской пустыни.


Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Между 1643 и 1716.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:

Координаты:61.885186, 41.36086 (приблизительно)


Добавить фотографию
Храмовый комплекс бывшей Елгомской пустыни - Елгомская Пустынь, урочище - Няндомский район - Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  14 августа 2016

Елгомская пустынь располагалась на берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда (Няндомский район Архангельская область) при впадении речки Елгома в озеро. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относятся к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старецем Тарасием Москвитиным (1631-1642 гг.), что видно из надписи толкового Евангелия, пожертвованного им сей пустыне, и грамоты митрополита Серапиона Сарского и Подонского от 30 марта 1642 г. Кроме того, на 2 крестах, водруженных при основании ризы Богоматери, есть надпись: «при строителѣ, старцѣ Тарасіѣ Москвитинѣ» и на колоколе «радѣніемъ строителя старца Москвитина 1631 года».

Старца Тарасия и считают основателем монастыря. В грамоте митрополита Серапиона упоминается и уже имеющаяся братия новой обители, которая на Черном лесу решила со старцем основать новую пустынь. Грамота гласит: «Аз смиренный преосвященный Серапион митрополит Сарский и Подонский меж патриаршества строителя старца Тарасия с братиею благословил … в том лесу в Двинской десятине в Важском уезде на черном лесу в Елгомской пустыни на новом месте воздвигнуть новые храмы: во имя Живоначальной Троицы да в пределе святых мученик Бориса и Глеба, да другой храм во имя Богоявления Господня да в пределе Пречистыя Богородицы риз положения. А царския б двери в новые храмы и пределы были особно, не на одном брусу». Богоявленская церковь (возведена в 1644 г.) с двумя главами построена в стиле клетских церквей и считалась одной из древнейших храмов такого типа, сохранившихся до XX века.

В 1714 г. сооружен вместо обветшавшего Троицкий храм с бочкообразным покрытием. Была здесь и шатровая колокольня, построенная в ХVII веке и возобновленная в 1843 г. В книге "Русское деревянное зодчество”, изданной в 1942 г. Академией архитектуры СССР, о храмах написано следующее: "На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом”. К сожалению, комплекс храмов Елгомского погоста до наших дней не сохранился, остались только фотографии.

Уникальным памятником торговых международных связей являются два колокола обители. О них упоминалось в Олонецком сборнике в 1894 г. в статье А. Воронова. Древнии надписи на колоколах: «Въ Елгомской пустынѣ, селенiи, лежащемъ въ 170 верстахъ къ востоку отъ Каргополя, находятся на двухъ колоколахъ латинскiя надписи. Надписи эти были напечатаны въ Олонецк. Вѣдом. 1873 г. № 75, но не совсѣмъ точно, а именно: На 1-мъ (вѣсомъ въ 1 пудъ): AbbasmihinomenivdocideditR DCabargentear. 1641 года. На 2-мъ (вѣсомъ въ 3 пуда): Anno 1631. Henrick-Ter-Norst-me-fecit-baventriae 1) Было напечатано baventriae вмѣсто Daventriae, отчего 2-я надпись не могла быть удовлетворительно переведена, и Norstвмѣсто Horst. 2) Надписи были напечатаны буквами неодинаковой величины (это обстоятельство было бы неважно, если бы смыслъ той и другой надписи былъ понятенъ). Первую изъ этихъ надписей перевести трудно (быть можетъ, она не прочтена, какъ слѣдуетъ), а вторая переводится такъ: „Генрихъ-Теръ-Горстъ (очевидно, имя мастера) сдѣлалъ меня, т.е. колоколъ, въ Девентерѣ" (Девентеръ – городъ въ Голландiи, см. Реклю „Земля и люди" т. IV, стр. 358). И такъ въ Елгомскихъ колоколахъ мы имѣемъ рѣдкiй въ Олонецкой губернiи памятникъ торговыхъ сношенiй Россiи съ Голландцами въ 17-мъ столѣтiи».

Известны три настоятеля – строители Елгомской пустыни: Антоний - 1670-1677 гг. и монах Феодосий, на него дана грамота митрополита Новгородского Иова от 11 января 1711 г. о разрешении возведения нового, взамен ветхого от времени, Троицкого храма. К началу ХVIII века в пустоши было 20 монахов, которые вступали в конфликт с местными крестьянами, захватывая их земельные полосы. А старец Андроний развернул с черносошенными крестьянами судебную тяжбу по поводу работ на монастырь и принадлежности окрестных угодий, которая закончилась не в пользу мирян. Здесь фигурирует имя участника Северной войны мошанника (видимо, житель Моши) крестьянина Ивана Леонтьева сына.

Опись имущества пустоши на 20 тетрадных страницах в конце ХVIII века дает наглядное представление о хозяйстве монастыря и включает в себя всё - от церквей и книг до скотины и мелких хозяйственных вещей. В 1764 г. пустошь ввиду удаленности и как не приносящую большого дохода (населения мало, земля скудная, лес и реки не кормят) была закрыта. Утварь и монахов перевезли в Каргополь. Елгомская пустынь была упразднена в 1761 г. и преобразована в приход Елгомского погоста. Со второй половины XIX века на приходе действовала церковно-приходская школа. По переписи населения 1896 года, на территории Елгомы было 4 деревни, в которых проживали 140 мужчин, столько же женщин. В наличии было 92 двора.

В Елгомской пустыни почиталась чудотворная икона Положение ризы Божией Матери, по явлению и зову которой, по преданию, в каргопольские пределы из Москвы и пришел основатель – старец Тарасий. Богомольцы, особенно чающие исцеления, собирались сюда в субботу перед Троицей (престольным праздником одного из монастырских храмов). Явленным Тарасию и чудотворным считался и один из находившихся на колокольне колоколов с латинской надписью, края колокола были искусаны страдавшими зубной болью.

В начале ХХ века от пустоши оставалась одна деревянная церковь, которая упала в 1930-х годах. На месте монастыря располагалась деревня, исчезнувшая в 50-60-е годы ХХ столетия, в год укрупнения деревень население Елгомы свезли в Канакшу, затем там был сенокос одного из леспромхозов района, а сейчас о людях напоминают несколько рыбачьих изб.

По материалам: Олонецкий сборник. Выпуск 3. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями. Н.И. Решетников. Русского Севера храмы. Каргополье. А. Воробьёв. Это нашей истории вехи. http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/elgomskaja_pustyn/0-38


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  27 августа 2017

«На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом». Ансамбль утрачен полностью.

http://www.archnadzor.ru/2010/11/09/russkoe-derevo/

По благословению епископа Котласского и Вельского Василия в Няндомском благочинии возрождается Елгомская пустынь. Когда-то это место было людным, было 4 деревни, имело несколько храмов, братские корпуса, в которых размещались монахи. Силами волонтеров на месте обители установлен Крест, из сруба построены несколько домиков, где они сейчас располагаются, баня и хлев для животных.

Пресс-служба Котласской епархии. 12 ноября 2014 г. http://kotlas-eparhia.ru/news/2669/


Статью добавил(а): Сергей Денисов,  27 апреля 2019

Приход – Ёлгома - бедный, состоит всего из 4-х деревень: Средней Горки, Щелупихи (или Нижней Горки), Дворца и еще, забыл, какой-то. Во всех этих деревнях только 100 домов. На доходы от такого прихода, конечно, нечего и рассчитывать,

Зимняя церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, считающаяся самой древней во всей округа, - совершенно разваливается. В ней уже не только балки выехали из гнезд, но одна из них (над престолом) даже треснула и еле-еле держится. Денег же в приходском попечительстве накоплено для переустройства или хотя бы на подведение под церковь фундамента только еще 500 рублей. Их не хватит на одно что-нибудь: на фундамент под церковь и переборку потолков в ней, или на перестройку дома. Таким образом, перед священником встала такая альтернатива: если дом перестроить, то в церкви задавит, если церковь исправить на эти деньги, то дома задавит. Другого выхода нет, потому что богатых людей, которые бы помогли, в приходе тоже нет. Он тщетно взывает о помощи по начальству и всегда получает ответ: «изыскивайте» свои средства, а духовная консистория даже категорически, будто бы, запретила производить перестройку этой церкви, ради сохранения древнего стиля. Да оно и понятно: церковь эта, действительно, по архитектуре своей заслуживает того, чтобы сохранить ее в полной неприкосновенности. Но как это сделать, не имея на то средств? Очевидно было для нас, что надо теперь же, пока она окончательно не рухнула, приподнять середину и устроить кирпичный фундамент под всю церковь, затем надо перебрать потолки и заменить треснувшие балки новыми.

Купол ее («луковицей») сделан из толстых сосновых 7-и и 8-и-вершковых брусьев и своею тяжестью вдавил всю средину церкви глубоко в землю, отчего даже и окна в ней покосились, да и вообще, вся она накануне развала. Но чтобы исправить это, нужно не менее 1000 руб., а их-то и нет у попечительства и взять негде. Поэтому о. Алексей даже и меня просил упомянуть в своих записках об их нужде, в надежде, не найдутся ли где-нибудь в России добрые люди, которые бы оказали эту помощь ради сохранения древнего храма.

1) [Когда печаталась эта статья, о. Алексей уже получил откуда-то 300 р. на это дело, о чем и сообщал мне]. Охотно исполняю его просьбу и сим свидетельствую, что помощь здесь крайне необходима и очень желательна. Войдя внутрь церкви, мы были поражены ее состоянием: потолок прямо навис над головой и весь покривился, а балка над левым алтарем почти совсем переломилась.

Алтарей два, очень маленькие и крайне скудно обставленные иконами; но все иконы - древнего письма. Особенно выдается одна художественностью письма, это - образ Иоанна Богослова, за которую, к слову сказать, какой-то «старьевщик-владимирец» давал священнику 500 руб., но, конечно, о. Алексей с презрением отверг предложение о продаже. По словам о. Алексея, здесь прежде было очень много древностей, так как неподалеку отсюда, а именно около деревни, именуемой почему-то «Дворец», стоял издревле Спасский монастырь, основателем которого, по преданию, был какой-то москвич Тарас, принявший здесь схиму.

Уничтожен этот монастырь в 1612 г. 2) [Прошу читателя не приурочивать закрытие монастыря к смуте всероссийской. Закрытие здесь произошло вследствие внутреннего распорядка: разврата монахов, как говорит предание] и все древности его перенесены были в эту церковь. Но, к сожалению, говорит о. Алексей, мои предшественники здесь были люди пьющие, и потому часто продавали разную древность скупщикам. Так, напр., ему известно, что был здесь подсвечник из слоновой кости, который продан прямо за бесценок. Теперь из древностей сохранилась лишь царская жалованная грамота Михаила Феодоровича и два оловянных подсвечника, на которых изображен русский герб - двуглавый орел, что показывает на царский подарок.

Осмотрев и внутренность церкви, мы, поблагодарив о. Алексея за его внимание и обещая наутро придти к обедне (назавтра был праздник Успения Пр. Богородицы) и осмотреть попутно, сравнительно, новую деревянную же церковь, в которой служба бывает только летом. Священника мы застали еще в церкви, и он показал нам ее. Она была так же мала, как и зимняя, даже еще меньше той и так же бедна иконами, но которые все были старинного письма. Одна из них - явленная, считающаяся «чудотворною», это «Положение ризы Пр. Богородицы во Влахерне». Явилась эта икона под деревом черемухой, теперь уже посохшей, возле церковного колодца. Впоследствии тут была воздвигнута маленькая часовенка.

В субботу, перед днем Св. Троицы, сюда ежегодно бывает паломничество богомольцев довольно из далеких мест, особенно больных, чающих получить от явленной иконы исцеление. К числу чудотворных принадлежит здесь один из колоколов на особо выстроенной, тоже деревянной, колокольне. К нему прибегают лишь те, у которых болят зубы и, погрызши этот колокол, они получают исцеление. Такова вера. Вера в это, должно быть, очень сильна в народе, потому что когда мы залезли на колокольню и осмотрели этот колокол, то оказалось, что бока его почти все изгрызены зубами, в особенности края колокола искусаны и изгрызены чуть ли не до дыр.

На колоколе имеется следующая надпись на латинском языке: «Argenteav abbas ihi Nomen ivdoci dedit RDC ab 1641». На крайнем слева тоже есть надпись на латинском же языке следующего содержания: «Me fecit Saventriae anno 1631 henrich ter Horst». Подписи эти отлиты, а не вырезаны.

А.А. Шустиков. По деревням Олонецкого края. 1915 год https://www.booksite.ru/fulltext/izv_2/4.htm#11

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.