ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спиридонова Буда. Церковь Троицы Живоначальной.


Спиридонова Буда. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1753 и 1860.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Брянская область, Злынковский район, Спиридонова Буда

Координаты: 52.2813, 31.77777



Церковь Троицы Живоначальной, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Троицы Живоначальной, , Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Limazo
1 января 1910
Церковь Троицы Живоначальной, Поклонный крест на месте церкви<br>, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Поклонный крест на месте церкви
Сергей Меркулов
14 октября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  14 сентября 2018

Расположена в центре села на пригорке возле пруда. Построена в 1753 году по заказу помещика И. Ширая; в 1860 году полностью перестроена; в настоящее время разобраны верхний ярус здания и колокольня. Рублена из бревен без остатка и обшита тесом, цоколь кирпичный.

Характерный для Брянщины середины 19 века деревянный храм со сложной крестообразной композицией, восходящей к более древним образцам. Над центром основного объема с широким пятигранным алтарем, прямоугольными боковыми рукавами и вытянутой в длину трапезной возвышался необычный, сильно растянутый по поперечной оси восьмерик (не сохранился). Композицию дополняют слегка пониженные квадратные в плане прирубы в углах креста и сохранившийся нижний ярус колокольни, примыкающий к трапезной. Скромное убранство фасадов включает лишь тонкие накладные лопатки на углах, простые карнизы и рамочные наличники окон. Интерьер храма образует единое внутреннее пространство, в котором выделена большей высотой центральная, растянутая в ширину часть с четырьмя опорами в углах и восьмигранным подшивным потолком.

"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 г.


Limazo  21 апреля 2024

Спиридонова Буда была основана в 1705 году стародубским войтом Спиридоном Шираем как слобода. Первая деревянная Троицкая церковь здесь была построена в 1753 г. по заказу помещика Ивана Степановича Ширая; в 1815 обновлена и расширена на средства помещиков – штабс-капитана Михаила Юркевича и титулярного советника Петра Ивановича Гомзяка; тогда же была построена и деревянная двухъярусная колокольня.

До 1889 года в Троицкой церкви хранились три портрета одинакового размера — чуть более двух метров высоты. На одном из них был изображен Спиридон Ширай с двумя сыновьями, на другом его жена с двумя дочерьми, а на третьем — старший сын Степан после окончания им Киевской академии. Все три портрета в 1886 году стали собственностью историка Александра Матвеевича Лазаревского. Их судьба после 1917 года неизвестна.

К 1910-м годам церковь обветшала, и к 1914 году в селе была сооружена новая церковь с тем же посвящением. Старую церковь планировалось разобрать, однако предварительно требовалось получить на это согласие Императорской археологической комиссии, занимавшейся вопросами охраны и реставрации старинных построек. Предоставленное в Императорскую комиссию фото старого храма, сделанное, судя по всему, ещё в ходе строительства нового, сохранилось до наших дней.

Актом технического обследования было установлено: "Нижняя обвязка сгнила, церковь не имеет фундамента; кружала в куполах, пяты колонн и подкосов подгнили; шпиль на колокольне при ветре сильно качается, крыша лет 15 не ремонтировалась; церковь угрожает падением и повреждением близ стоящей новой церкви. Необходим неотложный капитальный ремонт или разборка. Прихожане, за неимением средств, отказываются ремонтировать". Однако комиссия заключила, что "церковь интересна и заслуживает сохранения", и постановила: "не разрешать разборки и просить озаботиться сохранением церкви".

Вероятно, несмотря на заключение комиссии, старая церковь всё же была разобрана, поскольку её упоминаний в документах советского периода не обнаружено. Новая церковь, по преданию, строилась на средства, собранные жителями всего села, но этих денег не хватило для завершения строительства. Тогда жители обратились к помещику за помощью, и он достроил храм за счёт своих средств. Церковь получилась очень красивая, имела одну большую главу и четыре малых, а колокольня была 4-ярусной.

В октябре 1937 г. богослужения в церкви прекратились. В мае 1938 г. здание недействующей церкви было определено под клуб. Завершения и колокольня были разобраны, храм приобрёл вид гражданской постройки. Сведения об использовании здания в годы оккупации отсутствуют. В 1945 г. верующие жаловались на бывшего председателя сельсовета Янчука, который «во время хлебозаготовок отбил дверь в церкви и передал это здание под глубинный пункт ссыпки зерна, даже не убрав церковную утварь, а алтарь разломали, использовав материал на оборудование колхозной кладовой». Здание использовалось в качестве зерносклада до 1960-х годов. В последующем в нём размещалась сельская библиотека.

Составители книги "Свода памятников архитектуры и монументального искусства", вероятно, не знали о постройке нового храма в 1914 году и датировали его по старому храму. В этом издании приводится такое описание церкви:Расположена в центре села на пригорке возле пруда. В настоящее время разобраны верхний ярус здания и колокольня. Рублена из бревен без остатка и обшита тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины сер. 19 в. деревянный храм со сложной крестообразной композицией, восходящей к более древним образцам.

Над центром основного объема с широким пятигранным алтарём, прямоугольными боковыми рукавами и вытянутой в длину трапезной возвышался необычный, сильно растянутый по поперечной оси восьмерик (не сохр.). Композицию дополняют слегка пониженные квадратные в плане прирубы в углах креста и сохранившийся нижний ярус колокольни, примыкающий к трапезной. Скромное убранство фасадов включает лишь тонкие накладные лопатки на углах, простые карнизы и рамочные наличники окон.

Интерьер храма образует единое внутреннее пространство, в котором выделена большей высотой центральная, растянутая в ширину часть с четырьмя опорами в углах и восьмигранным подшивным потолком.

В настоящее время церковь полностью разобрана, на её месте установлен крест.

Источник: группа "Тысяча храмов Брянщины" в VK: https://vk.com/page-86847417_49779722



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.