Не только время, но стихийные бедствия и неосторожные действия человека с огнём иногда уничтожают деревянные церкви, часовни и колокольни Русского Севера. Мастерство создавать такие шедевры с нуля уже утрачено и их не воспроизвести с помощью современных технологий. В наших руках только противостояние разрушающей силе времени.
Никольский деревянный храм клетского типа был построен в 1719 году в деревне Дракованова Кулига Красноборского района Архангельской области вместо сгоревшего старого храма.
Познавательный интерес представляет даже название этого места. Уж очень в нем много малопонятных для современного уха словесных корней. Например, что такое «кулига»? По Далю это безлесное место, обычно сенокосное и часто приболоченное. Зовут Дракованово место еще и «урочищем». Это тоже интересное слово. «Урочище» восходит к слову «урок», котором в свою очередь кроется корень «рок-рек». «Речити» — по-старинному — говорить. «Урок» первоначально означало договор, обязанность. «Урочище» на нынешнем языке — приметное, чем то выделяющееся место: лужок, лесок, болотце. То, отталкиваясь от чего можно договориться: вот, мол, до этого леска — земля твоя, а за ним — уже моя.
Теперь вспомним, что «дракован» означает предмет раздора. Слышатся родственные отношения со словом «драка». Так вот приметное местечко, по поводу которого когда-то возникли споры, и звали и зовут и «Дракованово» и «Драгово» и всяко похоже.
Наконец, осталось «погост». Первоначально слово означало место для принятия гостей, постоялый двор. Потом так стали звать церковь и землю при ней. Начиная с 15-го века до примерно 17-го слово «погост» означало минимальную церковно-административную единицу, центром которой обычно было поселение с церковью и гостиным двором при ней. Позже «погост» стало обозначать просто кладбище.
Вернемся в церкви на урочище. Урочище находится На левом берегу Северной Двины километров 25 от села Красноборск вниз по течению да еще пяток в сторону. Напротив Красноборска вливается в Северную Двину река Уфтюга. В книгах писано, что в волости Дракованова Кулига на погосте стояла «тёплая» шатровая церковь во имя Николая Чудотворца, а также двор «церковной» (богадельня), в котором жили нищие, питавшиеся «от церкви Божией».
В церковной летописи указано, что в 1866 храм ремонтировался. Был заменён ветхий тес, сделаны новая глава и восьмерик, увеличены окна. Интересна эта маленькая церковь была своим завершением в виде бочки на небольшом срубе. Алтарный прируб квадратный в плане и пятигранный на уровне окон.
Шатровая колокольня по одним данным датируется началом 17-го века, по другим — построена одновременно с церковью. Знаменитый реставратор Александр Викторович Ополовников описывает это строение так: «Древнейшая из известных нам колоколен типа восьмерик на четверике. Высокий восьмериковый столп колокольни с открытым звоном (колокольней), традиционным повалом и строгим шатром стоит на невысоком четверике, равном по ширине самому столпу. В конструктивном построении кулижской колокольни есть одна характерная особенность. Уровень пола её звона расположен ниже уровня полиц, а сами эти полицы внутри срезаны. Поэтому и ограждение звона колокольни с наружной стороны такое низкое».
До наших дней ни село, ни церковь не сохранились. В 1930-40-х годах в храме была устроена мастерская. Позднее сруб пытались пилить на дрова, что вызвало возмущение общественности, и на время удалось остановить его уничтожение. И все же после войны храм полностью утрачен. От него сохранилась только колокольня, которую в 1968 году перевезли в Архангельский музей «Малые Корелы», где она и стоит по сей день. Этот самый древний памятник музея напоминает нам о старинном двинском селе с диковинным названием Кулига Дракованова.
В ГНИМА им. А.В. Шусева хранится картинка с прорисовкой несохранившейся надписи, из которой можно понять, что храм был возведен даже не в 17-м, как пишут справочники, а в 16-м веке. Прочитать запись можно примерно так: «лета /ЗРА рагбицамогвиднопоставленаколоколняпригсдрецреФедоре». Буквы Зело, Рцы и Аз, стоящие под титлами означают числа. Именно числа, а не цифры 0123…9. Это сейчас мы пользуемся позиционной системой чисел, когда в ряду цифр, составляющих число значение цифры зависит от ее места в числе. Так самая правая цифра описывает число единиц, тав что левее — десятков. И так далее. Эта система была перенята у арабов, которые в свою очередь почерпнули ее у индусов. В России арабская система счисления вытеснила традиционную во времена Петра Первого. До Петра у славян употреблялась буквенная система счисления, похожая на византийскую, которая, видимо, появилась в России вместе с кириллической азбукой.
Согласно это системе, за каждой буквой алфавита было закреплено численное значение. Буквы, которые играли роль чисел, рисовались накрытые титлом» (волнистой линией). Первые девять букв алфавита означали числа от 1 до 9, вторые десятки от 10 до 90, и следующие девять — сотни. Числа более 900, получались из тех же букв прибавлением дважды перечеркнутого штриха.
Так если буква Зело (шестая в алфавите, как бы современная буква «з») означала число 6, то Зело со штрихом означала уже 6000.
Итого, если осуждаемую надпись можно прочесть как «лета/ЗРАрагбицамогвиднопоставленаколоколняпригсдрецрефедоре» (как заглавные мы выделили буквы-числа, а дробью обозначили особый вид буквы Зело), то понятно что лето указано следующее.
Зело со штрихом=7000, рцы=100, аз=1. Или вместе — лето 7101. Теперь соображаем, что лета тогда считались от сотворения мира. Сотворение мира по библии прошло в 5508 году до Рождества Христова.
На конец с поправкой получаем год 7101-5508=1593.
Год 1593 и есть год установки колокольни.
29 января 2022, https://verenitsa.ru/post_10115