ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Липецк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Липецк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Космы и Дамиана Римских, Димитрия Солунского
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1811 и 1827. Колокольня 1834-1839 гг.
Год утраты:приблизительно 1935
Адрес:
Липецк, ул. Фрунзе, у д. 14.

Координаты: 52.600989, 39.593704



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с сайта lipland.livejournal.com<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фото с сайта lipland.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://nevsepic.com.ua<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://nevsepic.com.ua<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 июня 2017

Каменная Покровская церковь располагалась на главной оси Усманской улицы (ныне ул. Фрунзе), в 100 метрах к югу от перекрёстка с улицей Площад­ной (современная ул. Октябрь­ская), на месте бывшего деревянного храма св. Димитрия Солунского. По­кровский храм начал строиться по бла­гословению Преосвященного Платона (Любарского), епископа Тамбовского и Шацкого, 20 июня 1811 г.

Проект церкви был выполнен архи­тектором А.И. Мельниковым и напоминает его же постройку в монастыре г. Мстиславля. Уже в следующем 1812 г. была построена тёплая двусвет­ная трапезная церковь. Длина здания составляла 7,5 сажени, ширина 4, высота 3,5 сажени. В построенной трапезной церкви в том же году был освящён престол во имя святого вели­комученика Димитрия Солунского, перенесенный из старого деревянного храма. Поскольку храмовая часть строилась ещё несколько лет, то все это время церковь именовалась Димитриевской, по действующему придель­ному престолу во имя св. Димитрия Мироточивого в трапезной. Штат но­вого храма составили священно- и церковнослужители Димитриевской церкви, среди которых два священни­ка — Борис Аврамов и Флегонт Мак­симов.

В 1819 г. в отчете дирекции Липец­ких минеральных вод, архитектор которой А. Славинский контролировал застройку города, говорилось: «Строя­щаяся во 2-й части города Димитриевская церковь вчерне почти уже окончена, остаётся только покрыть оную железом». Окончательно строительст­во храмовой части было завершено в 1827 г. устройством трёхъярусного иконостаса. В том же году освящён главный престол новопостроенной церкви во имя Покрова Пресвятой Бо­городицы — одного из самых почитае­мых праздников на Руси, установленного святым князем Андреем Боголюбским около 1164 г. Кроме Димитриевского придельно­го алтаря в трапезной Покровского храма был устроен ещё один придел — во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.

Через несколько лет после оконча­ния строительства храма клир и прихожане с помощью благотворителей приступили к построению колокольни, для чего был составлен проект оной и от­правлено прошение архиерею. В ответ на это 10 апреля 1833 г. получен указ из Тамбовской духовной консистории от 29 марта 1833 г. по делу, рассмотренно­му 16 октября 1832 г. «Касательно уст­роения г. Липецка при Покровской церкви вновь каменным зданием коло­кольни учинить в скорейшем вре­мени исполнение». Этому предшествовало рассмотре­ние проекта на сооружение колоколь­ни Покровской церкви в Департаменте путей сообщения и публичных зданий МВД, который в своём отношении от 13 февраля 1833 г. сообщил: «Комисси­ей проектов и смет 7 марта принято ре­шение пристройку, соединяющую церковь с колокольнею, следует возве­сти после окончания построения коло­кольни, ибо при столь огромном соору­жении необходимо должно ожидать осадку».

По составленному проекту к тра­пезной части Покровского храма в 1834-1839 гг. была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Выполненная в строгом классическом стиле, она украсила храм, сделав его одной из архитектурных доминант «нижней» ча­сти Липецка. Прямоугольные в плане первый и второй ярусы колокольни были украшены полуколоннами, тре­тий ярус — пилястрами, обрамлявши­ми звоны. Низкий круглый в плане чет­вёртый ярус с небольшими круглыми окнами был перекрыт куполом и увен­чан высоким шпилем. Высота коло­кольни с крестом составляла 25,5 саже­ни. На колокольне располагалось семь колоколов, самый большой из которых весом 184 пуда 10 фунтов, отлитый в 1842 г., второй — 50 пудов 3 фунта, от­литый в 1882 г., третий — 25 пудов, от­литый в 1859 г., четвертый — 10 пудов, отлитый в 1774 г. Окончательный свой вид Покров­ская церковь приняла в 1900 г., когда к ней были пристроены два тамбура для боковых дверей.

С историей Покровской церкви связан один из редких в дореволюци­онное время случаев святотатства по отношению к храму. В ночь на 11 августа 1908 г. некий житель Липецка за­брался в Покровскую церковь и пытался ограбить её ризницу. При попытке задержать преступника прибывшими полицейскими он был ранен и осквер­нил своей кровью святой престол лево­го придельного алтаря. Поэтому было принято решение о полном повторном освящении придела, которое и состоя­лось 28 октября того же года.

Главной святыней Покровского храма считались местночтимая Владимирская икона Божией Матери в дорогой сребропозолоченной ризе, а также Евангелия, изданные в 1691, 1763 и 1796 гг. Евангелие 1796 г. было обложе­но позолоченным серебром и осыпано стразовыми камнями, Евангелие 1763 г. украшено серебряными накладками. В 1846 г. прихожанка Покровского храма Мария Петровна Неверова пожертвовала более 557 руб. для устройства серебряной ризы на почитаемую верующими икону Божией Матери «Всех скорбящих радость».

В начале XX в. в ризнице храма бы­ло несколько ценных предметов церковной утвари — три серебряных напрестольных креста, три серебряных потира, 2 серебряных ковшика, сереб­ряные дарохранительницы — 1 большая и 2 малых, ковчег серебряный с эмалью, кадило серебряное.

При храме действовала библиотека, насчитывавшая 81 том. Хранились копии с метрических книг прежней церкви св. Димитрия Солунского, начиная с 1780 г. Церковь отапливалась четырьмя изразцовыми и одной утермартовской печами.

В 1848 г. в приходе Покровской цер­кви состояло 314 дворов с 1275 душами мужского и 1343 женского пола. Перед революцией в приход помимо город­ских жителей, входили крестьяне Диконской слободы, деревень Малое Ди­кое и Коровино, всего 2080 мужчин и 2219 женщин.

В 1910 г. причту принадлежало 77,5 дес. полевой земли, а в 1916 г. — 134 дес. 1 800 квадратных саж. земли, из них 49 дес. 1 800 саж. находились в двух верстах от храма и были отведены храму крестьянами Диконской слобо­ды и деревни Коровино на содержание причта, а 85 дес. находились в 50 вер­стах от церкви и были пожертвованы липецким купцом И.С. Русиновым в пользу церкви и причта, а частью, и бедных города. Вся земля приносила в год до 2 100 рублей дохода.

Действующая при Покровском хра­ме церковно-приходская «смешанная» (в ней обучали и мальчиков и девочек) школа была открыта в 1892 г. Правда, инспектировавший в 1894 г. церкви г. Липецка Преосвященный Алек­сандр, епископ Тамбовский и Шацкий, нашел все церковно-приходские шко­лы города удовлетворительными, кро­ме школы Покровской церкви, которая в отношении знаний учениками Зако­на Божия и умения стройно петь цер­ковные песнопения и молитвы, «оказа­лась хуже других». Видимо, положе­ние было постепенно исправлено, и 18 августа 1899 г. храм посетил епископ Тамбовский Георгий, который осмот­рел церковно-приходскую школу и на­шел её в образцовом состоянии. До 1911 г. школа располагалась в на­ёмной квартире, «просторной светлой и чистой». Затем под неё была приспо­соблена каменная церковная караулка, которую в 1915 г. надстроили вторым этажом из дерева, обложив его кирпи­чом. На первом этаже его находилось помещение для сторожей, вход и раз­девалка школы, на втором — сама шко­ла.

В 1916 г. в церковно-приходской школе при Покровском храме обуча­лись 25 мальчиков и 22 девочки. Библиотека в школе насчитывала 144 тома. Заведующим и законоучителем школы в это время был настоятель Покровско­го храма Павел Петрович Израиль­ский, законоучителями — священник Алексей Александрович Жданов и пса­ломщик Косьма Степанович Филадель­фийский, учителями — псаломщик Па­вел Андреевич Вяжлинский и Лидия Ивановна Перелыгина.

Штат Покровского храма перед ре­волюцией составляли два священника, диакон и два псаломщика. Почти 40 лет священствовал в Покровской церкви Михаил Иванович Платонов. Он ро­дился в 1840 г. в семье священника Богословской церкви с. Головщино Ли­пецкого уезда Ивана Григорьевича Платонова. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1862 г., после чего учительствовал в Сокольской сельской школе, а в 1864 г. был рукоположен в священника в с. Екатеринино Козлов­ского уезда. В 1875 г. переведён к По­кровской церкви г. Липецка, в которой прослужил до 1912 г., последние десять лет — в качестве настоятеля. С 1881 г. о. Михаил состоял законоучителем Диконского сельского училища, с 1894 г. — заведующим и законоучите­лем церковно-приходской школы при Покровском храме. За свои пастыр­ские и педагогические труды о. Миха­ил был награжден набедренником (1867 г.), скуфьёй (1881 г.), камилавкой (1890 г.), наперсным крестом (1899 г.). Он пользовался авторитетом и уваже­нием и среди липецкого городского ду­ховенства, которое выбрало его своим духовником в 1897 г.

Но более всех прослужил в Покров­ской церкви вначале пономарём, а затем псаломщиком Иван Фёдорович Орлов, сын дьячка с. Ивановка, Лодыгино тож Липецкого уезда. С 1851 по 1910 г. состоял он в штате храма. В 1901 г. за 50-летнюю безупречную и «отличную службу» Иван Фёдорович Орлов был «Высочайше награждён» золотой медалью на аннинской ленте.

С 1896 г. десять лет прослужил в храме в должности диакона Иван Михайло­вич Рощин, рукоположенный в 1906 г. в священника с. Хрущёвка Липецкого уезда.

Более 30 лет состоял церковным ста­ростой при Покровском храме личный почётный гражданин Павел Алексее­вич Котельников, много трудов и соб­ственных средств положивший на благоукрашение своей приходской церк­ви. Впервые он был утверждён ктито­ром храма в 1882 г. С тех пор постоян­но заботился о Покровском храме и почти каждый год сам жертвовал круп­ные суммы на приобретение утвари, ремонтные и отделочные работы, уст­ройство киотов для икон и т. д. Так, в 1887 г. он приобрел для храма сребровызолоченный ковчег с эмалевыми ук­рашениями в футляре из палисандра на сумму 1 015 руб., в 1889 г. — сребропозолоченную ризу на почитаемую липчанами Владимирскую икону Бо­жией Матери на сумму 895 руб., в 1891 г. — киоты для Владимирской и Скорбященской икон Божией Матери на сумму 900 руб., в 1897 г. произвёл ра­боты по промывке, ремонту и золоче­нию иконостасов, ремонту и покраске паперти и рам на сумму 1 540 руб., в 1902 г. — реставрацию всей настоящей церкви и возобновление в ней живопи­си на сумму 770 руб. и пр. Радение кти­тора П.А. Котельникова о своем при­ходском храме было отмечено награ­дой — в 1894 г. ему была «Высочайше пожалована» за полезную службу в должности церковного старосты золо­тая медаль «За усердие» на Станиславской ленте.

После 1917 г. наступили новые вре­мена и возобладало совсем другое от­ношение к храмам. При советской власти церквям не жертвовали святыни и богатые дары, а заставляли священно­служителей сдавать богатую церков­ную утварь на нужды богоборческого государства. В 1922 г. представителями новой власти была составлена опись предметов Покровской церкви из се­ребра и золота, включившая 67 наиме­нований. Среди них особенно выделялись икона Воскресения Христова с обложенными серебром краями, образ Божией Матери с Младенцем с сереб­ряными венцами. В том же году из храма была изъята серебряная утварь весом 1 пуд 4 золотника 6 долей на сум­му 10 560 000 рублей. Прихожане про­сили возвратить изъятые из храма ков­чег, сосуд, ковш и одну из риз, но, по всей видимости, безуспешно.

В начале 1930-х гг. власти, по сути, закрыли Покровский храм, негласно запретив проводить в нём богослужения. Официальное же решение прези­диума горсовета о закрытии Покров­ской церкви последовало только 7 мая 1932 г. А в документах 1932-1933 гг. церковь упоминается уже как предназ­наченная к сносу. Это кощунствен­ное деяние состоялось, по-видимому в 1934 или 1935 г., так как в 1936 г. из кир­пича сломанного Покровского храма строилась городская баня. Теперь уж нет давно и бани, а на месте, где неког­да стоял прекрасный храм, шумная городская магистраль.

В 1994 г. во время прокладки газо­провода по ул. Фрунзе были вскрыты и разрушены фундаменты северной и южной стен Покровской церкви. Они залегали на глубине 70 см от поверхно­сти. Ширина фундамента составляла 1,2 метра. Верхняя часть — 5-7 рядов краснокирпичной кладки, ниже лежа­ли тёсаные блоки известняка. Рядом с фундаментом, на глубине 180 см от по­верхности, были вскрыты погребения некрополя церкви св. Димитрия Солу­нского. Найдено и массовое перезахо­ронение в виде коллективной могилы, которое, по всей вероятности, было со­вершено во время строительства фун­даментов Покровской церкви. После этого ещё несколько раз здесь велись земляные работы, в ходе которых раз­рушались фундаменты Покровской церкви и захоронения XVIII в. Послед­ний раз — в 2003 г., когда вновь были вскрыты фундаменты трапезной части Покровского храма и захоронения вто­рой — третьей четверти XVIII в., окру­жавшие в то время деревянную цер­ковь св. Димитрия Солунского.

Вековые традиции нашего народа заставляют нас как можно скорее ре­шить вопрос о сооружении на месте этих двух липецких храмов часовни.

Использована информация книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г. http://www.lipland.ru/?p=1092



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.