ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Липецк. Церковь Троицы Живоначальной.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи , Митрофана Воронежского
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1832 и 1848.
Год утраты:1931
Адрес:
Г. Липецк, Коммунальная пл.

Координаты:52.601635, 39.58975


Добавить фотографию
Церковь Троицы Живоначальной - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Вид на Покровскую церковь и Троицкую церковь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
24 августа 1900
Церковь Троицы Живоначальной - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Троицы Живоначальной - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Троицы Живоначальной - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта http://lipetskgrad.ru/photogallery/old/page4.html
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  28 февраля 2017

История строительства Троицкой церкви начинается 24 января 1828 г. Липецкий купец Хренников от лица до­верителей — липецких купцов и мещан — обратился тогда к епископу Там­бовскому Афанасию с просьбой о доз­волении построить «на новой Базарной площади вновь каменным зданием цер­ковь во имя Св. Троицы с двумя приде­лами, первым — образа Божией Мате­ри „Всех скорбящих радость“, и вто­рым — Рождества честного славного Пророка и Предтечи Крестителя Гос­подня Иоанна». Проситель сообщал, что некоторые из доверителен и раз­ные благотворители «пожертвовали суммы до десяти тысяч рублей; сверх того приготовлено двести тысяч кирпи­ча». От лица доверителей он обещал обеспечить церковь необходимым ко­личеством земли, в том числе под клад­бище, а также построить дома для при­чта.

Вместе с прошением были пред­ставлены план и фасад храма. Сообща­лось, что «место, предполагаемое для построения церкви удобное и способное на торговой площади от обывательских домов в длину восемь­десят, а в ширину шестьдесят сажен, вольнонаёмный питейный дом состоит в 64 саженях, и тот не в виду — за име­ющимися выстроенными по плану тор­говыми лавками»... Тамбовская духовная консис­тория, прежде чем дозволить купцу строительство, просчитала количество дворов в приходах городских церквей. И только найдя их достаточным, 8 янва­ря 1830 г. разрешила строительство. Епископ Тамбовский Евгений от­правил доношение об этом в Святей­ший Синод, которое было получено в ноябре 1830 г. и рассмотрено Синодом 21 января 1831 г. В результате 6 февра­ля 1831 г. была наложена резолюция: «построить дозволить» и «к Преосвя­щенному Тамбовскому для надлежащего исполнения послать указ».

Предварительно проект необходи­мо было представить на утверждение в Строительный комитет Министерства внутренних дел. 11 марта чертежи бы­ли переданы в Строительный комитет, но не хватало ситуационного плана и привязки на местности. Указом Сино­да от 24 марта недостающие чертежи были затребованы и получены 22 июня того же года. 20 июля Строительный комитет рассмотрел чертежи и нашел фасад «неблаговидным, а самый план неудобным Вследствие сего оный комитет составил новый проект для по­строения церкви», выполненный архи­тектором А.И. Мельниковым в русско-византийском стиле и представленный в Святейший Синод обер-прокурором князем Мещерским. Этот план и был утверждён...

Строительство храма Хренниковым и прихожанами началось в 1832 г. по благословению Преосвященного Евге­ния. По архитектуре Троицкая церковь очень напоминала построенный Мель­никовым в 1830— 1836 гг. Рождествен­ский собор в г. Кишинёве. Проект это­го собора был выполнен архитектором в 1826 г., а проект Троицкой церкви в г. Липецке, согласно отчёту Академии художеств, Мельников исполнил в 1831 г...

Для строящейся на Новобазарной площади церкви уже в 1832 г. был назначен штат. А 20 мая т. г. решался во­прос об отмежевании земли для цер­ковного причта «вновь строящейся церкви». На плане г. Липецка 1834 г. Троиц­кая церковь показана как строящаяся. Строительство велось несколько лет и за это время сменилось несколько свя­щенников, окормлявших новообразо­ванный приход.

К 1840 г. строительство храма было вчерне окончено. На церкви завершалось сооружение глав, начиналась кладка печей и каменных полов из шлифованных плит, работал мрамор­щик Пётр Тимофеев Пучков. Иконы для иконостасов писал живописец Афанасий Надежин.

Основные работы были окончены к 1842 г. и освящены все престолы, за исключением главного. Продолжалась внутренняя отделка: настилание ка­менных полов, штукатурка под мрамор и украшение интерьеров. К июню 1844 г. был выложен каменный иконо­стас главного престола. В 1845 г. велась отделка на хорах и лепка карнизов ка­лужским мещанином Яковом Василье­вым Сальниковым. Настенные роспи­си выполнил в 1846 г. художник Пётр Мартынов.

Согласно свидетельству того же о. Гавриила Делицына, строитель церк­ви А.П. Хренников испытывал затруд­нение в том, кому посвятить престолы, которые предполагалось устроить на хорах с северной и южной стороны. И однажды во сне ему явились Святители Николай Чудотворец и Митрофан Во­ронежский, которые, осмотрев храм, указали своими жезлами на верх церк­ви. Так престолы в верхнем этаже бы­ли посвящены св. Николаю Чудотвор­цу (правый), св. Митрофану Воронеж­скому (левый) и освящены епископом Тамбовским Николаем соответственно 8 и 9 октября 1841 г. Посвящение при­дельного престола святителю Митрофану, епископу Воронежскому, даже учитывая чудесное сновидение Хрен­никова, не было случайным. Незадолго до этого, в 1832 г., в соседнем Воронеже состоялись торжества по случаю про­славления и обретения мощей св. Митрофана, которого издавна почитали и жители Липецка.

Кроме двух придельных престолов на хорах, два престола были устроены слева и справа от главного: справа — во имя иконы Божией Матери «Всех скор­бящих радость» (освящён в 1839 г.) и слева — во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (освящён в 1837 г.). Глав­ный престол был освящен только 28 мая 1848 г. Преосвященным Николаем, епископом Тамбовским, во имя Святой Троицы.

Воздвигнутый храм был огромен и красив. Возможно, именно поэтому его часто называли и называют собором. Общая стоимость строительства и от­делки храма оценивалась современни­ками в сумму, равную 190 000 рублей серебром.

Объёмно-пространственная компо­зиция Троицкой церкви состояла из двусветного кубовидного объёма, увенчанного пятью главами. В плане храм представлял собой равноконеч­ный крест. Примыкавшие с четырёх сторон к главному объёму здания пря­моугольные в плане выступы, восточ­ный, южный и северный, украшали четырёхколонные портики с фризом, ук­рашенным триглифами и метопами и фронтонами с дентикулами, а запад­ный — полуколонны с капителями ио­нического ордера. Стены храма были расчленены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной, увенчаны карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий де­кор — окна и проёмы звонов обрамля­ли лишь карнизы и архивольты.

Пять куполов Троицкой церкви ук­рашали 468 звёзд: 176 на центральном и по 73 — на угловых, а сами купола бы­ли выкрашены в голубой цвет. Венча­ли купола небольшие главки с четырёх­конечными крестами. Колокольни у Троицкого храма не было, и колокола размещались в двух западных главах, в которых были устроены специальные звонницы. Среди колоколов выделялся самый большой, весом 512 пудов 13 фунтов, пожертвованный липецким купцом Василием Дмитриевичем Заболотским.

По свидетельству современников, Троицкая церковь являлась одной «из великолепнейших в Тамбовской епар­хии как по архитектуре, так по изяще­ству и богатству внутренних украше­ний». А вот другой отзыв об этом хра­ме: Троицкая церковь «по архитектуре и живописи принадлежала к лучшим церквям губернии».

Не менее величественно и изыскан­но, чем снаружи, выглядел Троицкий храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма были оштукатурены под белый мра­мор. Стены, своды и четыре колонны также были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный.

В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6 верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8 верш.

Иконостас главного алтаря был вы­ложен из кирпича и оштукатурен под голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его под­держивался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный вызлащенный крест высотой около 2 ар­шин. Перед крестом — два ангела в рост человека лепной работы, покры­тые позолотой. Такие же ангелы, но меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и украшены вызолоченной резьбой. Жи­вопись в иконостасе главного престола была выполнена на полотне, а в приде­лах — «иконная, в нижних ярусах обло­женная серебряными ризами».

По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на паруси­не, была «новейшего итальянского вку­са». Особенно обращали на себя вни­мание картины, пожертвованные гра­фом Кушелевым-Безбородко — «Рас­пятие Спасителя между двумя разбой­никами», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде по воскресе­нии», а также приобретенная храмо­здателем Хренниковым у того же Кушелева-Безбородко картина «Принесе­ние Исаака в жертву». Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и завершено в 1847 го­ду.

В алтаре над главным престолом, от­деланным кипарисом, была устроена стеклянная сень, поддерживаемая во­семью витыми стеклянными колонна­ми и украшенная вызолоченной резь­бой, висящими хрустальными призмочками. Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цве­та, с трёх сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы» херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на коле­нях, также шитые золотом, оценивае­мые в 1 000 рублей серебром. Из достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу, как тогда говорили «лучшей работы», сере­бряные, вызолоченные, большого раз­мера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг бирюзой и другими камнями. Они бы­ли изготовлены фирмой Сазикова — лучшего в то время в искусстве изго­товления церковной утвари мастера. Всё это стоило 3 900 рублей серебром.

Строитель церкви А.П. Хренников пожертвовал храму плащаницу, вышитую по малиновому бархату золотом и украшенную разными драгоценными камнями, с деревянною, покрытой мес­тами позолотой гробницею, окружён­ной медной решёткой. Храмовые хо­ругви также были шиты золотом, а кру­гом обложены серебром. Поражал ис­кусством своей работы напрестольный ковчег весом 38 и ¾ фунта из плати­нового серебра, наподобие каменной горы, внутри которой — гроб Спасите­ля с предстоящею Марией Магдали­ною и сидящими на гробе двумя анге­лами. Над ковчегом было изображено Вознесение Христово в сиянии, выли­тое из такого же серебра весом 2 фун­та 39 золотников. Ковчег пожертвовал в 1848 г. липецкий купец Матвей Богомолов. Стоимость его оценивалась в 1 530 рублей серебром.

К достопримечательностям Троиц­кого храма относились также местночтимые Смоленская икона Божией Ма­тери в серебряной вызолоченной ризе, украшенной камнями и стразами, на­писанная 3 декабря 1720 г. и пожертво­ванная женой храмоздателя Хренни­ковой, и Нерукотворный образ Спаси­теля греческой живописи в серебря­ной вызолоченной ризе, украшенной бриллиантом и драгоценными камня­ми. Особо почиталась прихожанами Иверская икона Божией Матери по чу­ду, "бывшему от неё 31 июля 1874 г. «над повреждённым умом и расслабленным всеми членами крестьянином с. Сырского Егором Перегудовым, ко­торый по совершению пред иконою местным священником Каменским мо­лебна с акафистом, освящении воды и окроплении ею больного пришел в со­знание и стал ходить». Икона была при­несена в Троицкий храм из Задонского монастыря 26 октября 1873 г., где суще­ствовало множество «чудодействен­ных сказаний» о ней. Библиотека Троицкой церкви на­считывала 600 названий книг...

На 1848 г. — время завершения строительства храма — в его приходе насчитывалось 246 дворов, в которых проживало 1002 души мужского и 1016 женского пола. В 1910 г. в прихо­де состояло 257 дворов горожан с 947 душами мужского и 1027 женского по­ла, а также «деревня Большая Дикинская в 45 дворов со 185 душами муж­ского и 214 женского пола». Умерших прихожан хоронили на Преображен­ском кладбище.

При входе в Троицкий храм с запад­ной стороны в подвальном помещении находился склеп, в котором с разреше­ния епархиального начальства были похоронены храмоздатель Алексей Пе­трович Хренников, его жена и двое его детей.

Сама церковь была обнесена камен­ной оградою с тремя проездными чугунными воротами, начатыми построй­кой в 1861 г. С западной стороны огра­ды находились дом священника и про­сфорная, а внутри ограды с восточной стороны Троицкой церкви — могила настоятеля храма протоиерея Ксенофонта Павловича Петропавловского, скончавшегося в 1883 г. У церкви были похоронены также протоиерей Иоанн Яковлевич Каменский, священник Гав­риил Воскресенский и диакон Иван Те­рентьевич Преображенский. У западных ворот храмовой ограды находилась деревянная, на каменном фундаменте, обшитая железом часов­ня во имя св. Александра Невского, по­строенная в память спасения импера­тора Александра II от покушения на его жизнь в 1866 г.

Штат священно- и церковнослужи­телей Троицкого храма составляли два священника, диакон и два псаломщика... Церковно-приходская школа при Троицком храме действовала с 1887 г. Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, посетивший школу в 1896 г., отметил, что ученики школы при Троицком храме, а их тогда насчитывалось 80 человек, «поют всю обедню и очень стройно пропели несколько песнопений из литургии».

Первые годы занятия проходили в наёмной квартире, а в 1898 г. школа и библиотека разместились на втором этаже построенного для неё каменного двухэтажного здания. Школа занимала шесть комнат и коридор, отапливалась четырьмя печами. Две комнаты из шес­ти были заняты кухней и комнатой при ней, а в одной комнате находилась квартира учителя. Любопытна такая подробность в описании внутреннего интерьера школы: на три классных комнаты было 25 двухместных парт, три классных доски и в каждом классе по иконе. Во время Первой мировой войны здание школы было отдано под приют для детей-беженцев, а занятия проводились в послеобеденное время в здании школы Вознесенской церкви. В 1915 г. заведующим и последним за­коноучителем школы был протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, законо­учителями — протоиерей Михаил Ива­нович Платонов и псаломщик Василий Дмитриевич Виноградов, учителями — псаломщик Павел Васильевич Архангельский и Людмила Петровна Остров­ская. В 1916 г. в школе обучались 20 мальчиков и 16 девочек. Церковно­приходская школа при Троицком хра­ме просуществовала до 16 апреля 1919 г.

Троицкой церкви перед революци­ей принадлежало 33 десятины и 800 квадратных саженей земли в 20 вер­стах от церкви. Земля была пожертвована в 1903 г. прихожанкой Екатери­ной Ивановной Хренниковой, с усло­вием, чтобы 2/3 дохода поступало на украшение храма, а треть — в пользу церковнослужителей на вечный помин её родственников и служение литур­гий в дни кончины и ангела. Земля сдавалась в аренду и приносила 500 рублей годового дохода.

Троицкой церкви принадлежал де­ревянный причтовый дом, мануфактурный магазин и две каменные лавки на Троицкой (Новобазарной) площади, построенные одновременно с храмом с западной стороны. Торговое помеще­ние было пристроено к зданию церков­но-приходской школы в 1911 — 1912 гг. с северной стороны на средства липец­кого купца Дмитрия Степановича Али­сова.

20 марта 1922 г. представителями совет­ской власти из Троицкой церкви были изъяты серебряные ризы икон общим весом 3 пуда 27 фунтов 84 золотника и серебряная утварь. Общий вес изъято­го составил 4 пуда 32 фунта 80 золотни­ков. Кроме того, было конфисковано 316 драгоценных камней, из них 56 бриллиантов, 33 осколка бриллиантов и золотой перстень. Всего на сумму 47 080 000 рублей. Предварительно была составлена опись, из которой видно, насколько богат, в том числе и в худо­жественном смысле, Троицкий храм. В описи много икон, украшенных сереб­ряными ризами: образ Спасителя, св. митрополита Алексия, Марии Египет­ской, Божией Матери «Всех скорбя­щих радость», Спасителя, сидящего на престоле, Знамения Божией Матери, две иконы «Скорбящей Божией Мате­ри» (одна со стразами в короне), две иконы святителя Николая, икона Бо­жией Матери «Достойно есть», три иконы в одном киоте — Св. Пантелей­мона, Спасителя, Скорбящей Божией Матери, иконы Смоленской Божией Матери, Иверской Божией Матери (венец иконы со стразами), Божией Матери Целительницы, иконы св. Па­раскевы Пятницы, святых. Николая Угодника и Иоанна Воина, Антипия, Харлампия и Власия, Божией Матери «Живоносный источник», «Утоли моя печали», Покрова Божией Матери, две иконы св. Тихона Задонского, икона свв. Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Св. Феодосия Черниговского с эмалью, образ Владимирской Божией Матери с эмалью и стразами. Помимо многочисленных икон, в описи значи­лись три Евангелия в серебряных вы­золоченных окладах с камнями и стра­зами, молебное Евангелие в серебря­ном окладе, три напрестольных сереб­ряных креста, два малых серебряных креста, три серебряных вызолоченных потира, три дискоса, три звездницы, две лжицы, два ковша, четыре тарелоч­ки, три ковчега, две дароносицы, мирохранительница, хоругвь серебряная, лампада, пара венцов серебряных, два кадила.

Настоятель Троицкого храма прото­иерей Иоанн Васильевич Смирнов и церковный совет выступили против изъятия серебряного ковчега, который «имеет художественное значение». Им удалось отстоять его, обменяв на 20 фунтов серебра. 24 марта община хо­датайствовала о замене других изъя­тых вещей: креста весом 2 фунта 48 зо­лотников, сосуда 3 весом ф. 24 зол., дискоса весом 98 зол., звездницы весом 32 зол., ковчега весом 4 ф. 67 зол., ризы с иконы Божией Матери «Живонос­ный источник» весом около 6 ф., двух предиконных лампадок весом по 2 ф.

Было принято решение о его за­крытии и приспособлении под мастер­ские. Фактически же речь шла о его по­степенном уничтожении. Сохранился акт осмотра «здания на Коммунальной площади, предназначенного для мас­терских механической, слесарной, ли­тейной, кузницы», датированный 2 мая 1925 г. Но время наглого и варварско­го закрытия и разрушения православ­ных святынь ещё не пришло, да и мно­гие верующие, узнав о злодейском за­мысле, стали открыто возмущаться. 2 ок­тября 1925 г. Липецкий уисполком ре­шил повременить с закрытием Троиц­кого храма и заключил с церковным советом договор о передаче его в бес­срочное пользование общине верую­щих...

Закры­тие Троицкого храма было оформлено постановлением президиума облис­полкома ЦЧО от 5 февраля 1930 г. Церковное здание по ходатайству Ли­пецкого РИК «предполагалось» исполь­зовать «под учреждение культуры». Однако на самом деле в бывшем Тро­ицком храме «временно» разместился монтажный цех литейно-механического завода. Горсовет предложил заводу «немедленно приступить к снятию принадлежностей религиозного куль­та» и сосредоточить всё в алтаре. На следующий день Липецкое агентство Госбанка вывезло из храма 42 кило­грамма серебряной утвари, которая ещё сохранялась в храме после грабе­жа 20 марта 1922 г. В Государственном архиве Липецкой области хранится любопытный документ — акт об изъя­тии из Троицкой церкви двух икон, на­писанных на цинке: «...членом горсове­та Колонтаевым и Неверовым взяты две иконы, писанные на цинке весом 41 кг, для неотложного ремонта машин электростанции». Церковное имущест­во же при этом было растащено. Пред­ставитель горсовета В. Колонтаев, со­ставляя акт, записал: всего вывезено за 17—18 марта сего года 40 возов. Всё это бесследно растворилось, даже те 39 предметов (по другим сведениям, 53), что передали музею: «14 икон, Еванге­лие, покрывала, коврики, книга-лето­пись Троицкого храма».

20 марта 1930 г. завод приступил к оборудованию в храме механического цеха. К 6 апреля оборудование было смонтировано, а затем под звуки духо­вого оркестра состоялось открытие производства. В подвале храма храни­ли картофель.

Решение о закрытии Троицкого храма было утверждено ВЦИК только 24 октября 1930 г., когда под его свода­ми уже вовсю работали станки. Допущенные при переоборудовании здания храма нарушения (во время снятия крестов и демонтажа конструкций пе­рекрытий), размещение в храме завод­ского оборудования и неправильная эксплуатация привели к тому, что один из сводов рухнул. Основной причиной обрушения свода явились утрата зам­ковых камней при снятии крестов и разрушении главок, а также сильная вибрация от работы установленного оборудования. Под обломками свода погибло несколько рабочих, и после этого Липецкий механический завод освободил здание. Прихожане пытались было хлопотать о возвращении храма общине верующих, но безус­пешно.

16 августа 1931 г. заместитель пред­седателя Липецкого горсовета докладывал Липецкому райисполкому, что «в связи с развёртыванием строитель­ства городского хозяйства» — электро­станции, бани, Дома Советов и киноте­атра — городской Совет, учитывая "не­пригодность «под какие бы то ни было цели культурно-общественного харак­тера», решил разобрать здание Троиц­кого храма и весь материал употребить для строительства. Фактически же к разрушению храма приступили до принятия официального решения, о чём свидетельствует жалоба, поступив­шая во ВЦИК от липчан Токарева, Про­нина и других, а также письмо Липец­кого райисполкома от 13 августа 1931 г. Следовательно, документ от 16 августа появился лишь для придания некой видимой законности этому акту вандализма. В то же самое время «стро­ители светлого будущего» совершенно «сбросили со счетов» то обстоятельст­во, что ещё в 1924 г. директор Липецко­го музея М.П. Трунов писал о необхо­димости охраны Троицкого собора как памятника истории и культуры. Сразу же после этого по его ходатайству Тро­ицкая церковь г. Липецка и некоторые другие объекты были включены в «спи­сок памятников искусства, старины, быта, археологических и историко-революционных, находящихся на терри­тории Тамбовской губернии и подле­жащих охране», а также в «список со­оружений религиозного культа Там­бовской губернии, состоящих на учёте отдела по делам музеев Главнауки» на­ряду с Христорождественским собо­ром и Древне-Успенской церковью Ли­пецка.

Из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.

http://www.lipland.ru/?p=1094

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.