ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи.

Собор Ошки


Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи
Собор. Не действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:приблизительно 963 - 973.
Адрес:
Турция, пос.Чамлыямак

Координаты: 40.613942, 41.542523
Проезд:пос.Чамлыямак находится недалеко от трассы Юсуфель-Эрзурум



Сортировка:

Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, северный фасад<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
северный фасад
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, окно западного фасада<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
окно западного фасада
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, ктитор<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
ктитор
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, остатки фресок<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
остатки фресок
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, , Чамлыямак, Эрзурум, Турция
zavar-vera
22 июля 2015
Собор Иоанна Предтечи, Общий вид в 1917 году.<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
Общий вид в 1917 году.
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1917
Собор Иоанна Предтечи, Фасад в 1917 году<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
Фасад в 1917 году
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1917
Собор Иоанна Предтечи, Фрагмент фасада в 1917 году<br>, Чамлыямак, Эрзурум, Турция
Фрагмент фасада в 1917 году
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 6 сентября 2017

Тао-Кларджети — собирательное название районов южной Грузии, образовавших средневековое княжество, соседствовавшее с древней Иберией и подчинявшееся ей. В 8 веке земля была захвачена арабами, царь оказался в багдадской тюрьме, и Грузия, как национальное государство, фактически сократилась до размеров княжества Тао-Кларджети, этой некогда окраины грузинской земли.

На границе первого и второго тысячелетий царь Тао-Кларджети Давид III Великий стал одним из самых значимых правителей на Кавказе. При нем был построен один из четырех Великих Кафедралов — храм в Ошки. Чтобы представить масштаб этого строения и его значение для страны в то время, только напишу названия остальных Кафедралов, они общеизвестны: Храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди. Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был построен первым и получается, что в какой-то момент являлся самым большим на Кавказе.

Со смертью бездетного Давида Великого фактически кончилась независимость Тао-Кларджети, сначала княжество было поглощено Византией. Область погрузилась на несколько лет в смуту. Баграт III, бывший племянником Давида (а согласно некоторым источникам и приемным сыном), царствовал в Абхазии, его отец Гурген был царем в областях к северу от Тао-Кларджети. После смерти отца Баграт получил его земли в наследство, присоединил к своим, расширив царство до границ Тао, и заявил свои права на княжество, в результате чего имела место Византийско-грузинская война (1014—1023). Война закончилась поражением, территория осталась за Византией. И была возвращена уже при Давиде Строителе и царице Тамаре, когда Византийская империя ослабла и теряла влияние. Грузины остались без одного из своих культурных и религиозных столпов, поскольку эта вроде бы окраина была центром монашеского движения, бурно развившимся в VIII-XI веках (выходцы Тао основали за рубежом — в Византии, Палестине, Сирии, — грузинские монастыри, среди них — монастырь Креста в Иерусалиме).

Сайт Давида Вартумашвили


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 16 января 2025

Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя, иногда упоминается просто как собор в Ошки. Самый крупный из соборов Южной Грузии, хронологически первый из четырех «великих кафедралов», с которого во многом скопирован храм Баграти — как при постройке, так и при недавней реконструкции. Наверное, самое значимое христианское сооружение во всем регионе. Ценен ещё и тем, что расположен относительно доступно — в 7 километрах от магистральной трассы на Эрзурум, неподалеку от Тортумского озера.

Год постройки собора точно не известен, но существуют версии различной степени убедительности, согласно которым он мог появиться между 900 и 973 годами. Наиболее вероятными кажутся 963 — 966 годы. Вроде бы была найдена стелла с текстом, согласно которому строительство было начато 25 марта 963 года.
В таком случае получается, что собор построили правитель царства Тао — Адарнасе (-961) и его сын Давид Великий. Давид в 978 году станет царем Иберии, а в годы постройки собора ему принадлежало только Тао. Значит, собор строился исключительно на средства царства Тао. Над южным входом в собор сохранилась каменная плита с надписью шрифтом асомтаврули, которая упоминает заказчиков собора, архитектора Григола и излагает подробнсти строительства: например, там сказано, что в постройке участвовало 50 строителей, 50 быков и 50 ослов. Этот собор имееет для церковной истории важное символическое значение. Лет через 10 после его появления, в 978 году, в этом самом месте, в Ошки, была написана «Ошкская Библия», первый грузинский полный свод канонических книг.

Ошкский собор сохранился до нашего времени, не был разрушен, как Баграти, однако рухнул свод западного нефа и свод восточной апсиды. Купол сейчас держится, но все же так не может продолжаться бесконечно и вроде бы идут разговоры о реставрации. С юга сейчас находится автопарковка, и сюда же выходят южные ворота. Левее ворот находится нестандартная арочная пристройка, через которую тоже можно войти в храм. Структурно собор имеет вид тетраконха (строго говоря - триконха) - то есть, представляет в плане крест, три конца которого (кроме западного) закруглены апсидами. Из последующих версий к тетраконхам относится собор в Алаверди.
Купол опирается на 4 громадные колонны с мощными базами, очень красивыми. Севернее западного нефа вроде бы пристроено что-то еще, но не увеен, что туда есть вход. В конце западного нефа когда-то были хоры, теперь от них остались только следы.

В соборе сохранилось на удивление много надписей, это едва ли не самый "говорящий" храм из всех грузинских. Надписи относятся к периоду 963 - 1036 годов. Самая большая находится над южным входом, еще одна - левее входа.

Фрески собора относятся вроде бы к самому началу XI века, но от них сохранилось только 2 - 3 небольшх фрагмента.  Иногда попадаются отдельные обрывки слов, отдельные буквы, написанные красной охрой в разных местах. Вот, например, поврежденный барельеф с буквами ЦА-ГОЛ, что похоже на сокращение от "цминда Григол", то есть, "Святой Григол". Может быть, это тот самый архитектор Григол.

Пол храма в настоящее время как бы не существует, он покрыт толстым слоем мелкого мусора наподобие песка или цемента. Это несколько странно, потому что до 1980 года храм использовался как мечеть, а в мечетях вроде как по понятиям должно быть чисто. 

По материалам сайта "Грузия для всех"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 13 июля 2025

Ошки, мужской монастырь во имя святого Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), с XIII в. - ставропигиальный. Расположен в грузинской исторической провинции Имиер-Тао (Южный Тао) на левом высоком берегу р. Тортомисцкали (турецкий Тортум) близ ее впадения в озеро Тортум (образовалось около 1791 в результате запружения реки из-за горного обвала) в селении Чамлыямач (до начала XX в. - Ошк; иль Эрзурум, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Помимо кафоликона сохранились принадлежавшие Ошки руины двух малых церквей, трапезной (или скриптория), дворца епископа (в 30 м к северу от кафоликона).

Основание Ошки

По мнению П. Мурадяна, Ошки как Ашунк упомянут во «Всеобщей истории» армянского историка Вардана Великого (XIII в.): в конце IX в. Тайкский епископ Саак из Ашунка претерпел от грузинских властей притеснения за веру и перешел в Армению. Провинция Тао (армянская Тайк), являвшаяся пограничной областью между восточногрузинским царством Картли и Арменией, с начала IV в. подчинялась армянским Аршакидам; после Крещения Армении (318) на этих территориях была образована Тайкская епархия Армянской Апостольской Церкви. В 591 г. Тао вошла в состав Византии, в VIII в. провинцией завладели грузинские Багратиони. Утверждение в Тао юрисдикции Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ было ознаменовано строительством больших храмов, в том числе кафоликона Ошки в середине X в. То, что в грузинских летописях сведения об этом отсутствуют, послужило поводом для недостаточно аргументированного предположения о том, что Ошки и близлежащий монастырь Хахули были объединены в один монастырский комплекс - Хахули.

Ошки был воздвигнут как царская обитель таойской ветви грузинских Багратиони. Помимо строительных надписей об этом свидетельствуют поминальные надписи на стелах и фасадах кафоликона, содержавшие точные даты кончины представителей рода Багратиони и определявшие дни для их поминовения (агапы). Эпиграфика Ошки противоречит мнению исследователей, считающих, что Ошки был собственностью рода Чордванели.

Время строительства Ошки можно определить по надписи на тимпане входа южного рукава кафоликона, в которой упомянуты куропалат Адарнасе, эристав эриставов Баграт и магистр Давид. М.И. Броссе ошибочно отождествил упомянутого Адарнасе с Адарнасе II (888/91-923) и датировал завершение строительства кафоликона периодом до 923 г. И. Джавахишвили и праведный Евфимий Такаишвили считали, что речь идет об Адарнасе III, эриставе эриставов Баграте и Давиде III. Джавахишвили датировал надпись и соответственно время окончания строительства кафоликона 958-966 гг.; Такаишвили, основывавшийся на надписи на барельефе с изображением ангела: «Десять лет строил»,- 950-961 гг. (также он считал, что Адарнасе был насильно пострижен в монашество и последние годы жизни провел в Ошки). Датировка Такаишвили в основном принята в научной литературе; лишь Г. Чубинашвили считал, что строительство началось в 958 г. и, возможно, продолжалось 50 лет с перерывами. В надписях на мемориальных стелах (хранятся в Эрзурумском музее археологии, Турция) эристава эриставов Баграта (выявлена В. Джобадзе в 1973, утрачена) и царя Давида III (выявлена В. Силогавой в 2003) в качестве начала строительства Ошки было указано 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы) 963 г. Таким образом, историки датируют строительство кафоликона 963-973 гг.

В 12-строчной надписи на тимпане входа южного рукава кафоликона указаны ежегодные расходы (20 тыс. драхм, вино, железо и пшеница) на содержание 80 каменщиков и рабочих и 30 вьючных волов (единственный пример в грузинском эпиграфике, в котором упоминаются использованные при строительстве животные). Водяной туф из Григолцминды (неидентифицирована) возили также 60 мелких вьючных животных (мулы и др.). Строительством Ошки руководил некий Григол: рельефное изображение его коленопреклоненной фигуры в длинном одеянии представлено под Деисусом (западная грань орнаментированного столба в южной галерее); его имя упоминается также в строительной надписи на тимпане двери южного рукава и в четырехстрочной лапидарной надписи над окном восточной апсиды, а также в надписи на стеле с изображением Пресвятой Богородицы «Никопея» и царя Давида III. К. Кекелидзе и Такаишвили ошибочно отождествляли его с известным переводчиком Григорием Ошкели.

История

Ошки, основанный как центр грузинской духовности и культуры, называли великой (великолепной) лаврой. В надписи над окном восточной апсиды кафоликона упомянуты современники строительства кафоликона священники Михаил и Иоанн - предположительно настоятель и руководитель книжников Ошки; в колофонах рукописей Ath. Iver. georg. 3 и Ath. Iver. georg. 9 упомянут настоятель Ошки «святой» Савва (конец 70-х гг. X в.).

После кончины Давида III (1001) его владения, в том числе Ошки, Отхтаэклесиа и Пархали, перешли под власть Византии. В грузинской 8-строчной надписи под окном средней арки южного рукава кафоликона (утрачена) было указано, что при настоятелях Григории и Давиде кафоликон на средства византийского императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII был покрыт кровлей; также там упомянуты Григол (возможно, руководитель строительством Ошки) и каменщик Иесе. Такаишвили датирует это событие 1022-1025 гг. Василий II также упомянут в надписи над южным входом. В 1036 г. по заказу патрикия Джоджика (грузинский сановник на службе Византии) интерьер храма был расписан: дата росписи и портрет ктитора сохранялись на восточной стене алтаря. Особенное культурно-историческое значение имеет фреска со сценой бракосочетания царя Грузии Баграта IV с византийской царевной Еленой в храме Бана (рядом с Баной изображен кафоликон Отхтаэклесиа), свидетельствующая о возвращении монастыря Грузии.

Пограничные территории, на которых находился Ошки, несколько раз захватывали сельджуки и затем отвоевывали грузинские цари (например, в конце XI в. - святой Давид IV Строитель (1089-1125)). В начале XIII в. Хахули, Ошки и Бана были окончательно возвращены в состав Грузии. В центральной части южного рукава храма сохранилась двухстрочная ктиторская надпись покровительствовавшего Ошки царя Грузии преподобного Дамиана-Димитрия (1124-1156). О монастыре заботились и местные феодалы: в надписи в южном рукаве сказано, что некие Свимеон, Варнама и Ткома Гедаонисдзе (по другим источникам неизвестны) 2 раза в год обязывались снабжать братию Ошки вином и пшеницей. Особое значение для Ошки имело приобретение статуса ставропигиального монастыря (не позже начала XIII в.). Около 1516 г. атабаги (князья) Джакели, владевшие Юго-Западной Грузией с конца XIII в., подтвердили права Мцхетского Католикосата на Ошки, Пархали и Вардзию.

Во 2-й половине XVI в. Самцхе-Саатабаго завоевали турки, Тортомское ущелье вошло в Эрзурумский вилайет Османской империи. По сведениям армянского историка Акопа Карнеци († 1673?), местное грузинское население под тяжестью налогов стало принимать ислам или монофизитство. В южном рукаве кафоликона между 1861 и 1917 гг. была устроена мечеть, остальные части храма были отведены под хлев, конюшню и сеновал. В 1917 г. разрушения кафоликона описал Такаишвили. В 40-х гг. XX в. храм был частично взорван, камни использованы для строительства местной школы.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ОШКИ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 13 июля 2025

«…Сходная композиция украшала алтарную апсиду храма в Ошки, стенопись которого имеет точную дату (1036 год). В Ошки под регистром с апостолами шел регистр со святителями. За немногими исключениями (фигура Крестителя с подходящими к нему ктиторами, фигуры святых Феклы и Марии) роспись остальной части храма погибла. Как и другие росписи Тао-Кларджети, она была исполнена в монументальном стиле: крупные фигуры с тяжелыми конечностями, обобщенные силуэты, большие, относительно мало расчлененные плоскости. В этом стиле тщетно искать следы византийского влияния. Он коренится в местных традициях, ему присущи черты неприкрытого архаизма…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VI.11. Грузинское искусство] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.