ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Шуерецкое. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь в Шуе


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1595.
Год утраты:1947 (сгорела)
Адрес:
село Шуерецкое, Беломорский район, республика Карелия

Координаты:64.743218, 34.706485
Проезд:от города Беломорска в направлении Кеми около 30 км в поезде до станции Шуерецкая


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Шуерецкое - Беломорский район - Республика Карелия
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1908
Церковь Николая Чудотворца - Шуерецкое - Беломорский район - Республика Карелия
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца - Шуерецкое - Беломорский район - Республика Карелия
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1890
Церковь Николая Чудотворца - Шуерецкое - Беломорский район - Республика Карелия
Перекрестие Никольской церкви. Фрагмент гравюры В.В. Суслова, 1886 год.
Егор Сельский
18 июля 1886




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 октября 2016

Современное местоположение: с. Шуерецкое, Беломорский р., Республика Карелия. Историческое местоположение: Кемский уезд, Архангельская губерния.

Приход состоял из с. Шуя, расположенного по обоим берегам р. Шуи при впадении ее в Белое море. Приходские храмы:

1) Храм в честь св. вмц. Параскевы, 1666 г. Однопрестольный, деревянный, шатровый.

2) Храм в честь свт. Николая Чудотворца, 1753 г. Однопрестольный, деревянный, шатровый, в форме креста. На реставрационном заседании Императорской Археологической комиссии 3 октября 1907 г. было рассмотрено отношение Архангельской духовной консистории от 18 августа 1907 г., в котором говорилось: "Громадный шатер храма, купол и прочая кровля его требуют основательного ремонта. Крест необходимо заменить новым, тонкие оконные рамы исхудали и едва удерживают стекла. Средств на ремонт храма ни у церкви, ни у прихожан не имеется". Согласно смете, на ремонт храма, который датировался комиссией 1595 годом, требовалось 680 руб. Были представлены фотографические снимки церкви, исполненные В.А. Плотниковым и снимок В.В. Суслова. Решение комиссии: "Церковь признана весьма ценной в архитектурном отношении, особенно же по крестообразному плану. Разъяснено, что св. Синод не имеет сумм на ремонт храмов и что сборы на церковные нужды в пределах епархии могут быть разрешаемы епархиальной властью. Постановлено: просить св. Синод не отказать ассигновать необходимую сумму на ремонт Шуярецкой церкви, в виде исключения, или же принять иные меры к удовлетворению ходатайства прихода."

3) Храм в честь сщмч. Климента, папы Римского, 1787 г. Деревянный, шатровый, в форме корабля. В 1885 г. приход был включен в состав Шижинско-Шуярецкого миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом). Церковный староста: Дмитрий Чиракин с 1887 г.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=287

Шуярецкий приход состоит из одного селения Шуи, расположенного по обоим берегам реки Шуи при впадении ее в Белое море, в 464 верст. от г. Архангельска, в 25-ти от г. Кеми и в 28-ми от ближайшего Сороцкого прихода. Жителей к 1896 г. состоит 346 м. п. и 424 ж. п. Все они придерживаются раскола. Определить с точностью время образования Шуярецкого прихода нет возможности. Известно только, что село Шуя, до отобрания вотчинных владений от монастырей, было вотчиной Соловецкого монастыря. Очень вероятно, что первые церкви устроены были на средства этого монастыря, и тем положено было начало приходу.

Из существующих ныне трех приходских храмов самым древним является храм в честь св. вкмчн. Параскевы, устроенный в 1666 г. по грамоте Новгородского и Великолуцкого митрополита, как видно из надписи на древнем храмозданном кресте, и освящен Соловецким архимандритом Варфоломеем. В 1891/2 г.г. этот храм капитально был ремонтирован. Верх его шатровый, глава одна; престол также один. В этом храме имеется ризной [!] образ св. вкмчн. Параскевы, чтимый не только православными, но и раскольниками.

Кроме Параскевинского храма в то же селе имеется храм в честь Св. и Чудотворца Николая, устроенный в 1753 г., по благословению архиеп[ископа] Архангельского Варсонофия, и освященный 18 февр[аля] того же года Соловецким архимандритом Геннадием, как это видно из надписей на храмозданном кресте и на двух досках, прибитых к иконостасу. Но раньше этого храма был более древний, как писалось об этом в клировых ведомостях за 1839 и 1840 г., неизвестно когда и кем устроенный. Нынешний Никольский храм имеет вид креста; верх его шатровый; глава одна, равно как и престол.

Точно так же третьему приходскому храму в честь св. священномученика Климента, папы Римского, предшествовал более древний, устроенный (время неизвестно) Соловецким монастырем. Нынешний же Климентовский храм устроен в 1787 г., по благословению архиеп[ископа] Вениамина, и освящен 12 ноября того же года протоиереем Кемского собора Григорием Клюкиным. Храм этот значительно повреждён был пожаром 9 марта 1888 г. По исправлении повреждений он вторично был освящен 24 ноября 1889 г. Кемским протоиереем Климентом Ивановым. Этот храм также имеет шатровый верх и устроен в форме корабля, как и Параскевинский; на кровле его две главы. При описанных трех храмах имеется одна колокольня. Все четыре здания в 1895 г. обнесены деревянной оградой. Здания колокольни, равно как Климентовского и Никольского храмов, ветхи и требуют ремонта; средств к этому в настоящее время нет.

Утварью, ризницей и украшением все три храма скудны; богослужебные же книги имеются в полном составе. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило до 40 р.; свеч продается ежегодно до 2 1/2 пуд. Для поддержания приходских храмов 28 ноября 1893 г. открыто церковно-приходское попечительство, устроившее в 1895 г. ограду (300 р.) и располагавшее к 1 янв. 1896 г. суммой в количестве 184 р. 8 к. В приходе с 1875 г. имеется сельское училище, в коем в 1895/6 уч. г. обучались 32 мальч. и 5 дев. Причт, состоящий из священника и псаломщика, средствами к своему содержанию имеет: жалованье в количестве 215 р. 60 коп., незначительные доходы с сенокосной земли (8 десятин) и доходы за требоисправления до 60 рублей. Для причта имеются два старых дома, которые требуют неотложной ремонтировки.

Из бывших приходских священников известны только: 1) Иоанн Никитин, 2) Тимофей Никитин, 3) Михаил Никитин с 1813-1841 г., 4) Василий Иванов Ильин с 1843-1845 г., 5) Василий Иванов Кононов с 1846-1849 г., 6) Михаил Иванов Павловский с 1849-1853 г., 7) Лев Стефанов Владимиров с 1853-1873 г., 8) Михаил Гаврилов Темнорусов с 1873-1880 г., 9) Василий Матфиев Щеколдин 1880-1887 г., и 10) Александр Григорьев Канорский с 1888-1889 г. Нынешний причт составляют: священник Иоанн Алексиев Дорожаевский, 33 л., увол. из III кл. дух. сем., на службе в должности псаломщика с 1883-1887 г., в сане диакона 1888-1890 г., на занимаемом месте в сане священника с 3 апр. 1891 г. псаломщик Яков иванов Дорофеевский, 43 л., увол. из высш. отделения духовного училища, на занимаемом месте в звании псаломщика с 1892 г.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 118-121.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 октября 2016

По всему Русскому Северу Шуя известна была своими красавицами: православными церквями с колокольней, представлявшими собой храмовый ансамбль – уникальный памятник, возведенный во имя наиболее чтимых в Поморье святых: Николая Чудотворца, покровителя водной стихии, защитника и помощника «на водах», Параскевы Пятницы, заботившейся о сохранении и благополучии семьи и покрови­тельствовавшей рыбакам и купцам, а также Климента, папы Римского.

По грамоте Новгородского и Великолуцкого митрополита в 1666 году был построен храм в честь святой великомученицы Параскевы. В 1697 году плотник из заонежской деревни Кузаранда Козьма Евстафьев начал строить в селе колокольню, которую в 1907 г. разобрали и уничтожили переход, связывающий колокольню с храмом Параскевы.

В феврале 1753 года был построен и освящен храм в честь святого и чудотворца Николая, а в 1787 году в селе по благословению архиепископа Архангельского Вениамина построен и освящен протоиреем Кемского собора Григорием Клюкиным храм в честь святого великомученика Климента, папы Римского.

Церкви и колокольня располагались на широком мысу, которое обозревалось и с реки, и с берегов. Никольский кряж, как до сих пор называют место, где находились храмы, – это бывшее кладбище, существовавшее первые три столетия со времени основания села. Есть сведения, что первоначально селение находилось выше прежнего его места нахождения, примерно на ½ версты по реке Шуе, там было отдельное кладбище с деревянными гробницами.

Храмовый ансамбль привлекал внимание многих исследователей: здесь в разное время побывали академик архитектуры А.А. Суслов (в 1886 г. во время поездки по северу России и Норвегии), художники В.А. Плотников, П.З. Захаров, художник-археолог общества «Старый Петербург» Н. Маковская и др.

В 1927 году Никольскую и Параскевинскую церкви описала Н. Маковская:

Никольская церковь, деревянная, построена в форме четырехконечного креста, в середине крестообразного сруба на восьмиграннике возвышается восьмигранный шатер, заканчивающий главкой; все образа иконостаса древние, XVI в., царские врата сплошные деревянные с изображением Василия Великого и Иоанна Златоуста в крещатых ризах, фон выложен басмой XVI в. В храме, высота которого составляла около 57 м, интерьер нарядный и уютный из-за гладко стесанных стен, тесовых потолков, украшенных резьбой лавок. Местные иконы украшены резными рамами, а верх – пышным орнаментом.

Параскевинская церковь – деревянная, одноэтажная, имела главу, помещенную на сильно вытянутой верхушке куба. Храм состоял из прямоугольного сруба, стоящего на высоком подклете. Высота церкви 14 м, в десяти окнах решетки из железных прутьев, сложенных крестообразно. Царские врата сплошные деревянные со столбиками XVII в., на них изображены Благовещение и евангелисты, на столбиках – апостолы. Слева от царских врат икона Богородицы, справа – храмовая икона Параскевы Пятницы – скульптура из дерева во весь рост, стоящая в деревянном киоте, обитом басмой…

В последние годы ансамбль находился в ужасном состоянии. В актах, составленных архитекторами А.Н. Буйновым и И.К. Рыбченко в 1945 году, отмечалось, что в интерьере Параскевинской церкви «было загажено, иконостас уничтожен, алтарь разрушен», оконные переплеты выломаны, стекла выбиты, часть окон забита старинными иконами. В Никольской церкви разрушены крыльцо, оконные переплеты, исчезли царские врата, утварь, книги, «покореженные лампады валялись на полу», а церковь Климента «стояла со снятым верхом и «имела вид сарая», здесь размещался клуб рыболовецкого колхоза». В 1947 году храмовый ансамбль, украшавший село Шуерецкое, бывший для своего селения, волости и уезда святыней, погиб от молнии.

Источник: http://pomorskibereg.ru/85/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.