ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Никитина пустынь, урочище. Церковь Никиты мученика.

Никитская церковь


Никитина пустынь, урочище. Церковь Никиты мученика
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Никиты мученика
Год постройки:Между 2007 и 2009.
Адрес:
Московская обл., Пушкинский район, 1,2 км южнее д. Горенки

Координаты: 56.201691, 37.875001
Проезд:От пл. Правда авт. 32, или от пл. Ашукинская авт. 34 до ост. Луговая, далее идти на восток 1,6 км, не заходя в д. Горенки, через мостик на правый берег р. Сумерь, далее идти на юг по лесной просеке 600 м. Храм 50-70 м восточнее просеки.



Сортировка:

Церковь Никиты мученика, , Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, , Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, , Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, , Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, , Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
23 октября 2016
Церковь Никиты мученика, , Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, Алтарь<br>, Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алтарь
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, Притвор<br>, Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Притвор
АЛТ
31 июля 2021
Церковь Никиты мученика, Поклонный крест и иконы на месте Никитской пустыни, упразднённой в XVIII в. и до 1920-х гг. здесь находилась часовня.<br>, Никитина пустынь, урочище, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Поклонный крест и иконы на месте Никитской пустыни, упразднённой в XVIII в. и до 1920-х гг. здесь находилась часовня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
21 сентября 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  4 марта 2019

«А у нас тут монастырек стоял и часовня Никиты-мученика. И медный колокол был — голос имел, что другого такого во всей земле не сыскать. Старики сказывали, петь и плакать по-человечьи мог… … Ночью сняли его, колокол-от, и спустили в бочаг — отсюда близко. Лег он на дно, загруз там, затаился… И сказывали старики: ежель стать на бережку чистому человеку и все худое позабыть, то звон заслышится кудесный и вещий. И все тайны откроются, и все беды отступятся» (из романа Д. Голубкова «Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского»).

Приходилось ли Вам бывать в лесном скиту? От путевого креста с указателем к храму-часовне святого великомученика Никиты через сочно-зеленое засеянное овсом поле вы доходите до заботливо устроенного деревянного мостика с перильцами. Внизу лениво протекает речка Сумерь, теперь уже превратившаяся скорее в небольшой ручеек-болотце. Справа и слева по кромке берега можно видеть ошкуренные пеньки и кучи щепок, через реку лежат поваленные сосны и березы. Это хозяйственные бобры устроили здесь свои плотины, а в берегах – хатки.

Когда-то река Сумерь была глубока и полноводна. Воды ее и принесли сюда икону святого Никиты Великомученика. Так был основан Никитский скит, где подвизались монахи, совершая свой путь спасения. Во времена литовско-польской интервенции, несмотря на уединенность, скит подвергся разграблению. Монашеская братия, предвидя предстоящее разорение монастыря, успела спрятать все ценности, завернув их в войлок и укрыв в земле.

Большой колокол, по преданию, сбросили в бочаг реки Сумерь. Подобные естественные бочаги возникают в низовьях малых рек, образуя глубокие, заполненные водой углубления, в которых отсутствует течение. Такие бочаги сохраняются даже во время засухи, когда водотоки пересыхают. Этот Бочаг до сих пор носит название Колокольного. По рассказам сторожил, в этом месте никогда не купались, так как относились к нему очень благоговейно. От речки идет нахоженная тропа. Именно она и приведет вас к храму-часовне. Как-то совсем незаметно она ведет чуть выше и выше, а слева через редеющий лес видна пойма некогда широкой Сумери.

Первозданная тишина окружает, окутывает, заставляет остановиться… Вот изумрудно-зототистаяя стрекоза замерла-уснула в полете, нежно-белые цветы лесной ягоды земляники окружили мшистую вековую сосну. А под ней огромный муравейник. Как раз мне по пояс. Трудятся Божьи создания. Тоже созидают. А в сердце одно желанье : «Вот хорошо бы остаться здесь». Такое только в детстве бывает…

Храм открывается неожиданно. На залитой солнцем поляне меж вековых корабельных сосен и елей на заметном возвышении стоит храм, будто сошедший со страниц древнерусских летописей. Запах ладана, протопленной печи и свежеструганной сосновой доски наполняют небольшое пространство Дома Господня. Солнечные лучи без труда пробиваются через небольшие прямоугольные окна храма и падают на иконостас. «Святой Великомученик Никита, моли Бога о нас», — разносится молитвенное пение. И кажется, что время остановилось именно здесь…

Кто бы мог подумать в далеком уже от нас 1998 году, что здесь в глухом уединенном месте Пушкинского района Московской области, где до ближайшей деревни Горенки километров пять, будет стоять православный храм и вновь возноситься молитва Богу.

… А с чего все начиналось тогда, тринадцать лет назад? В 1998 году, начав свое служение в приходе Страстной иконы Божией Матери дер. Артемово, настоятель, тогда еще иеромонах Феофан (Замесов) и окормляемая им православная община не могли остаться в стороне от вопроса существования святых мест в близлежащих окрестностях. Молодой священник проникся идеей найти и восстановить древние святыни. С помощью Божьей силами неравнодушных людей была проведена огромная работа: подняты архивные и дневниковые записи, собраны воспоминания местных жителей.

Оказалось, что близ нынешней деревни Горенки, действительно, существовал мужской монастырь, который и был утрачен. По традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений.

В 1900 году часовня была перестроена крестьянином О. В. Виноградовым. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем неоднократно упоминалось в их дневниковых записях. Это место так и называлось – Никитина пустынь. По дозорным книгам 188 (1680) г. Никитская церковная земля от Москвы 45 верст от села Тешилова 3 версты, промеж дорог Тешиловской и Даниловс­кой близ речки Сумерь, церковных сенных покосов 20 коней, лесу десятин с 9; эта земля смежна с пустошами Ярмолинского — князя Шаховского, Исаковского — его же князя Шаховского, Черницыного - Семена Полтева и Бородиной) — дьячка Петра Кудрявцева; церковною землею владели из оборота разные лица, платившие оброк в Патриаршую казну за 1638 г. 3 алтына 3 деньги, за 1680 г. — 5 алтын, за 1736 г. — 28 алтын 4 деньги (Патриарший приказ, кн. 104, л. 8-9; приходная книга 395, Дворцовый Приказ, кн. 6).

И вот однажды на одной из треб в д. Данилово иеромонах Феофан разговорился с рабой Божией Любовью. Как говорится – слово за слово, и при душевном общении выяснилось, что на землях Пушкинского района существовал монастырь – скит великомученика Никиты (об этом свидетельствовали, в частности, рукописи предка рабы Божией Любови краеведа Ф.Федорова), а территориально он находился в треугольнике ныне существующих деревень Артемово, Папертники и Горенки. И это являлось уже весомым фактом в пользу воссоздания в этих местах святой обители. Настоятель артемовского храма, с присущей ему скрупулезностью и энергией, стал собирать архивные материалы и свидетельства местных жителей об этой обители.

Выписка из археологического исследования (архив Ин-та археологии РАН Инв № 11763. Л.22-25; №13174. Л.13-44):
Селище на месте часовни Никиты Мученика, ХIV-ХVII в. 0,9 км к ССВ от деревни, 70 м к В от дороги в д. Горенки, около 100 м к ЮВ от пруда, правый берег р.Сумерь, левого при­тока р.Талица (правый приток р. Воря, левого притока реки Клязьма), 0,9 км от русла, на водоразделе двух безымянных ручьев, на лесной поляне и к СЗ от нее, в лесу. Размеры селища 50×70 м, высота над ручьем 2-3 м. В цент­ре поляны до 1950-х гг. находилась часовня Никиты Мученика. Исследовано (С.З. Чернов) 100 кв. м. Культурный слой 0,2-0,4 м. Обнаружена керамика гончарная позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красно глиняная, бело глиняная и чернолощенная, железный граненый наконечник стрелы, ромбический в сече­нии, с перехватом — ХIV в., деталь пружинного замка — ХIV-ХV вв., железное ушко от деревянного ведра, обломки оселков, гли­няных игрушек, грузило из обломка глиняного сосуда, металлическая фигурная накладка от книжного переплета, обломок над­гробной белокаменной плиты с орнаментом из треугольников -«волчий зуб» — ХVI в. Исследованы подпольные ямы наземных жилищ ХVI в. Рядом с жилыми сооружениями в ХVI в., вероятно, уже существовала церковь.

Последние упоминания о ските великомученика Никиты приходятся на период Смутного времени. Читая архивные данные, батюшка, как наяву, представлял события тех времен: как жили и как спасались монахи здесь; как, предвидя наступления врагов Земли Русской, спрятали они большой колокол в одном из бочагов речки Сумерь; как они зарыли все ценное, что было в монастыре, в близлежащем холме; как глумились поляки над нашими святынями и народом; как иноверцы бросали в воды речки Сумерь святые православные иконы. Еще долго лежали в траве остатки купола и крест, и, казалось, уйдет в небытие, будет забыто это место, где возносилась к небу монашеская молитва.

Тем временем община прихода становилась на ноги – появились энергичные помощники, подсобное хозяйство, велось строительство; были дарованы святыни – частицы мощей, иконы, в том числе чудотворная – «Умиление Божией Матери». Сентябрь 2001 г. ознаменовался приездом Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который совершил освящение Престола артемовского храма. Услышав о желании создать здесь православную обитель, Владыко отнесся к этому весьма благосклонно, и деятельность в этом направлении получила свое архипастырское благословение.

Продвигалась работа в краеведческих архивах, искал и молодой настоятель заветное место. По имевшимся сведениям после разорения монастыря на этом месте был построен храм в честь Святого Великомученика Никиты, который, видимо через некоторое время был упразднен, утрачен. Но по традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей утраченных храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная Святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений.

В 1900 году часовня была перестроена крестьянином Виноградовым О.В. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем упоминалось в их дневниковых записях. Вот в частности записи Екатерины Ивановны Пигаревой: «1896 г. 18 августа … Мы совершали милую прогулку на осле. Поехали на вырубку и там сделали привал… 1898 г. 1 сентября … Мамушка ездила к часовне. Давно я там не была, и с тех пор многое изменилось: лес кругом вырублен, избушка сторожа разрушена» (архив музея-усадьбы «Мураново»). Это место называлось – Никитина пустынь.

В свое время противоречивы были сведения о месте нахождения святыни. Как поведали старожилы, часовня находилась не далеко от лесной дороги, которая соединяла деревни Горенки и Папертники. Археологические раскопки, произведенные в середине 80-х годов XX века, подтвердили это.

Наука наукой, а народные предания еще более разжигают интерес к делам давно минувшим. Бочаг, куда опустили большой монастырский колокол, стал называться Колокольным, и, как поведали старожилы, в нем не разрешалось купаться даже детям, с таким благоговением люди относились к преданиям. Вблизи Никитиной пустыни, говорят даже, находилось место, где погребались умершие младенцы. На поляне, где находилась когда-то святая обитель лежит и поныне огромный трехугольный камень. Одна коренная жительница, беседуя с о. Феофаном, поведала о том, что ее бабушка неоднократно рассказывала о явлении на этом камне святого великомученика Никиты. Когда и при каких обстоятельствах это было – сказать теперь вряд ли кто-либо сможет – все это сохранилось в виде народного предания. Однако однозначно это является свидетельством особого покровительства над этим местом святого великомученика Никиты.

Записи в архивах – это одно дело, а найти – это другое. Помочь найти святое место взялся, ныне покойный раб Божий Валерий, который имел дом в д.Горенки. Кстати сказать, что его дом имеет характерные черты, однозначно, указывающие на происхождение; старые бревна были, словно выкрашены, синей краской, окна представляли собой овальную узкую форму, закрытую мутными стеклами; в добавок к этому – непонятные арочки и полукружья – это возможно части часовни, которую разобрали в середине ХХ века, и передали мастеру молочного завода д.Горенки под строительство жилья. Ускорил поиски такой факт – однажды летом, уходя за грибами, Валерий стал отмечать, что в одном и том же месте кто-то роет землю лопатами, выкапывая крупные валуны, складывая их друг на друга. Дорога, ведущая из Горенок в Папертники, практически не использовалась и сильно заросла, но как было сказано старожилами, так оно и оказалось: часовня находилась слева в метрах 20-ти от дороги, и до поворота от перехода через речку Сумерь было метров пятьсот. В тот момент поверхность земли была перерыта, а по сторонам беспорядочно валялись камни. Можно только предполагать, какие чувства испытывал тогда иеромонах Феофан.

Где-то через год по посещении митрополитом Ювеналием д.Артемово, в день памяти великомученика Никиты 28 сентября 2002 г., состоялся торжественный Крестный ход к Никитиной пустыни к месту закладки памятного камня и водружения креста. В житиях святых говорится, что по мученической кончине Никиты, шел проливной дождь… Так и в первый Крестный ход шел сильнейший дождь, но он ни сколько не омрачил праздника. Часть дороги, пока не подъехала подвода, наиболее крепкие из мужчин несли тяжелый деревянный крест на своих плечах. При большом количестве богомольцев, не испугавшихся дождя, крест и памятный камень были установлены.

Листая архивные документы музея-усадьбы «Мураново», в которых находятся много фотографий, весьма заметно, как местные люди относились к Богу и к своему духовному наследию: Тютчевы благоукрашали храмы и восстанавливали часовни; регулярно совершались Крестные ходы к святым местам, и там совершались Богослужения.

В настоящее время стараниями иеромонаха Феофана и прихожанами возрождается духовная традиция прошедших столетий. Богослужения на месте Никитиной пустыни стали регулярными, заросшая дорога, ведущая сюда, приняла вид тропинки, по которой часто ходят люди. На открытой поляне под вековыми елями стоит рубленый храм-часовня.

Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVII в., выпуск 5. Радонежская десятина (Московского уезда)В. и Г. Холмогоровы. Издано Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - Москва, 1887 г. стр.187. http://muranovo.ru/храмы/храм-часовня-св-вмч-никиты-близ-д-горе/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 августа 2021

В 7 километрах к северо-западу от Муранова расположена деревня Горенки. По народному преданию, недалеко от деревни в лесу было явление великомученика Никиты. (Святой великомученик Никита родился и жил на берегах Дуная. Постадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространялась в стране готов. Святой Никита уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника первого Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готы, в результате чего возникла междоусобная брань. О святом великомученики Никите существовало предание, что он имеет особую силу прогонять бесов, поэтому его ещё называют Никита-бесогон).

Со временем, не ранее ХV века, на этом месте был основан небольшой монастырь, вернее скит, названный его именем. Небольшая обитель была разорена в Смутное время и окончательно упразднена при секуляризации монастырских земель в 1764 году. По сложившейся на Руси традиции, при упразднении храма на месте алтаря ставилась часовня. Небольшая деревянная часовня великомученика Никиты стояла и здесь, поставленная благодарными потомками. О ней хорошо знали последние владельцы Муранова - Тютчевы. Они следили за её состоянием. Место это называлось Никитина пустынь. Сохранились упоминания, что в предреволюционный период, служили в часовне только раз в году - 15 сентября (по новому стилю 28 сентября) в престольный праздник - день памяти великомученика Никиты. В 1930-е годы часовня была разобрана и перевезена в деревню Горенки, где из неё сделали жилой дом для мастера молочного завода.

В настоящее время на месте часовни построен храм великомученика Никиты. При храме есть дом для трудников, скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. Основной святыней храма является Новоникитская икона Божией Матери. Она была явлена великомученику ещё до крещения и была с ним, когда его вели на казнь. В день мученической кончины святого Никиты 28 сентября установлено её празднование. По преданию, сохранился и камень, на котором было явление святого. Над ним поставлена небольшая часовня-сень. В храме пребывает редкая икона "Непроходимая Дверь", написанная на Афоне в болгарском монастыре Зограф. Редкая по своей иконографии, икона была распространена в русских обителях в начале ХVII века в Смутное время, в царствование Василия Ивановича Шуйского. Икона глубоко символична. Она говорит нам о том, что Пресвятая Дева - Дверь в рай и что лишь праведники пройдут сквозь Неё. Грешникам же, чтобы войти в Царство Небесное, следует принести покаяние и молить Заступницу рода человеческого о помощи.

Храм великомученика Никиты расположен в стороне от деревни, в окружении векового леса. Здесь всё располагает к молитве, к уединённой, созерцательной жизни. Со временем здесь будет возрождён скит. А пока живут здесь трудники. С весны 1998 года настоятель Страстного храма деревни Артёмово иеромонах (ныне игумен) Феофан Замесов по совету благочинного церквей Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека (старшего), стал регулярно совершать молебны во всех населённых пунктах, входящих в состав прихода. Посетив деревню Горенки, он услышал от старожилов рассказ о том, что в лесу, недалеко от деревни, существовал монастырь в честь святого великомученика Никиты, разорённый в давние времена врагами.

Согласно народному преданию, когда-то по реке Сумерть, протекающей недалеко от этого места, плыла икона великомученика Никиты. Достав её из воды, многие местные жители, после совершения молебна, получили благодатную помощь и исцеление, после чего неподалёку и был основан монастырь святого великомученика Никиты. Второе предание, которое довелось услышать настоятелю Страстного храма, упоминало о том, что в лесу вблизи деревни Горенки на камне, который сохранился до сих пор, много столетий назад было явление великомученика Никиты, в связи с чем здесь и был основан монастырь, названный его именем.

Узнав эти сведения, община Страстного храма заинтересовалась этим вопросом и попыталась уточнить полученную информацию. В том же 1998 году к о. Феофану из деревни Данилово пришли две женщины Н. Кудрявцева и Л. Скалыгина, предки которых были жителями деревни Горенки. Эти благочестивые женщины принесли священнику рукопись первой половины ХХ века, в которой их родственником, краеведом Ф. Егорычевым, были собраны материалы об истории деревни Горенки. Здесь в частности, говорилось о том, что Никитский монастырь был разорён в период польско-литовской интервенции. Как свидетельствовал краевед, монахи, предвидев разорение обители, спустили большой монастырский колокол в один из бочагов реки Сумерь, а все монастырские святыни сокрыли в землю. Монастырь был сожжён захватчиками. В рукописи было отмечено, что на месте обители остались камни различной величины. Иконы, при разорении часовни, были выброшены в речку Сумерь, которая по сравнению с сегодняшним днём была гораздо более полноводной.

Познакомившись с рукописью, копия которой до сих пор пребывает в общине, о. Феофан попросил некоторых из прихожан помочь найти в архивах информацию, подтверждающую данные сведения. К огромной радости церковной общины, многое из вышеизложенного прямо или косвенно подтвердилось архивными документами. В частности, значительный объём сведений об этом святом месте находится в сводках архивных исследований, которые осуществлялись на базе музея-усадьбы "Мураново" в 1988 году. Более того, тогда же на месте Никитского монастыря проводились археологические раскопки, которые подтвердили существование здесь небольшой обители. Проанализировав все собранные сведения о находившейся там небольшой обители, отец Феофан, по совету Иоанна Монаршека, направил их правящему архирею Московской области митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с просьбой преподать благословение на возведение в этом месте храма в честь великомученика Никиты.

28 сентября 2000 года к месту утраченной святыни состоялся торжественный крестный ход: был установлен памятный крест и гранитная стелла, а в 2002 году было получено благословение владыки митрополита на воссоздание здесь храма. Затем были начаты строительные работы, для осуществления которых весь материал переносился вручную более 1 км по лесной тропе, заросшей кустарником и травой, так как никаких подъездных путей к этому месту не существовало. Значительную помощь в созидании храма оказали военнослужащие Софринской Бригады Внутренних Войск МВД России (ныне Национальной гвардии России) и Соединения противоракетной обороны Космических войск (ныне Воздушно-Космических Сил), управление которого дислоцируется в гарнизоне Софрино-1.

На сегодняшний день сооружён не только храм, но и церковно-приходской дом, скотный двор и другие подсобные помещения. На территории выкопан колодец, что даёт возможность полностью решить проблемы с доставкой питьевой воды. Под камнем, на котором по преданию явился великомученик Никита, поставлена небольшая часовня-сень.

Из книги: Справочник-путеводитель "Святыни нашего прихода". - Москва, 2021



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.