ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Советск. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая).

Казанско-Богородицкая церковь в Жерновогорье.


Советск. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Илии Пророка, Сретения Господня
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1869 и 1880. Строительство колокольни 1895-1901гг..
Год утраты:1938 (разобрана на кирпич)
Архитектор:А.С. Андреев
Адрес:
Кировская область, г. Советск, северная часть города, территория бывшего с. Жерновогорское (Жерновогорье).

Координаты: 57.605884, 48.958643 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Федеральная трасса Киров-Верхошижемье-Советск.



Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая), С сайта: http://sovetsk43.com/photos/photo168.html<br>, Советск, Советский район, Кировская область
С сайта: http://sovetsk43.com/photos/photo168.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая), С сайта: http://sovetsk-kukarka.ru/o-sovetske/istoria-sovetska/51-cerkvi-slobody.html?start=3<br>, Советск, Советский район, Кировская область
С сайта: http://sovetsk-kukarka.ru/o-sovetske/istoria-sovetska/51-cerkvi-slobody.html?start=3
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая), Старинное фото из фондов Советского районного краеведческого музея<br>, Советск, Советский район, Кировская область
Старинное фото из фондов Советского районного краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая), В ноябре 2016 на месте церкви был освящен поклонный крест. В дальнейшем запланирована постройка новой Казанской церкви.<br>, Советск, Советский район, Кировская область
В ноябре 2016 на месте церкви был освящен поклонный крест. В дальнейшем запланирована постройка новой Казанской церкви.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
21 января 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 января 2015

«Приход в Жерновогорье был основан в 1860 году. Его сформировали из деревень Кукарской слободы (Советский район). Сначала срубили деревянную церковь, но прихожане решили твердо — выстроим каменный храм.

Были готовы к тому времени чертежи на скромное здание, но деятельный и энергичный священник А. Попов стал хлопотать о проекте грандиозного собора, и обязательно «убранного местной опокой». Заручившись пожертвованием своего дяди — отставного подполковника И. И. Сунцова — в размере 10 тысяч рублей, Попов заказывает проект вятскому архитектору А. С. Андрееву. И тот в июне 1873 года прибывает в Жерновые Горы для личного контроля за строительством.

Храм был выстроен за 6 лет. Освящение главного престола в честь образа Казанской Божьей Матери состоялось в ноябре 1882 года. Каменная колокольня, коридор с палатками для библиотеки были окончены позднее, а в 1906 г. территория церкви была окружена ажурной оградой на белом цоколе, забранной в опочные столбы.

День освящения вылился в многолюдное гулянье. Очевидец вспоминает: «Средний купол снаружи весь был в огне, а внутри весь храм как бы уставлен всевозможными свечами — у каждого из предстоящих была возжженная свеча. К освящению собралось много народу, так что громадный храм не вмещал молящихся. Были почти все почтеннейшие жители из слободы Кукарка. По окончании литургии в доме председателя церковно-приходского попечительства С. А. Елькина предложена была для посетителей трапеза...»

Богач, владелец жерновогорских разработок Елькин вкладывал в строительство храма свои средства с условием, что попечительство возвратит ему израсходованные деньги, правда, без всяких процентов.

Главным источником денежных поступлений был доход от перевоза через реку Вятку. Сумма доходов от перевоза в год составляла от 500 до 600 рублей. В аренду для пополнения церковной казны были отданы торговые заведения. Большие вклады в строительство делали и местные богатеи, а бедняки вносили свой посильный труд, безвозмездно работая на стройке: носили песок, глину, качали воду, подавали кирпич.

Промышленники, вырабатывающие в «деловьях» Жерновой Горы опочный камень, принесли в дар на украшение церкви большую партию известняка. Известно, что только житель села Д. П. Барбашин пожертвовал на нужды строительства камень общей стоимостью в 10 тысяч рублей.

Церковный староста — купец Н. Д. Яковлев — устраивает для главного алтаря иконостас. Сплошь покрытый мягкой резьбой иконостас был главным украшением просторного интерьера. На «иждивение» того же Яковлева были установлены кресты, выкрашены кровли. Для выполнения столярных и кузнечных работ он даже предоставил свою кузницу.

На церкви работала артель местных каменщиков во главе с мастером Тюриным. Современники отмечали мастерство, с которым были написаны нижегородским живописцем Салабановым иконы в иконостасе, который выполнил вятский резчик Ильин. По желанию прихожан иконостас не позолотили. Его белоснежные узоры замечательно гармонировали с белокаменными орнаментами фасадов. Свет, льющийся из высоких арочных окон, наполнял интерьер бликами солнца. Они преломлялись в стеклах, зажигались на золоте икон, в ажурных завитках трехъярусного паникадила. В вечерние часы оно вспыхивало всеми 38-ю свечами.

Богатая утварь: паникадила, подсвечники, жертвенник, одежда в ризницу — была закуплена на средства Н.Д.Яковлева. Интересно, что даже колокола являлись даром местных жителей: Барбашева, Старостина, Милютина, Богомолова, Елькина.

Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов — создать величественный собор, украсив его местной опокой, — сбылась. Пышно убранный замысловатым резным орнаментом «храм-сказка» стал гордостью прихожан. Высота этого сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина были равны 25 метрам. Монументальный пятиглавый собор, выстроенный по схеме русско-византийских храмов, словно бисером, был уткан каменной роскошью кружевного одеяния.

Сооружение покоряло не только местных жителей. В мае 1876 г. село посетил обер-прокурор Святого Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь ее белокаменным убранством, написал, что не видел на Руси храмов, так раскрашенных снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами.

А подивиться было чему! Кукарские мастера словно демонстрировали здесь свое мастерство: из мягкого камня с филигранной отточенностью тщательно были вырезаны валики и полочки, пузатые балясинки и граненые колонки, гирьки, зубчики, сложные розетки, витые жгуты-веревочки, полукружия порталов и окон, мелкие арочки. Выделяясь красочными пятнами на фоне нештукатуренных кирпичных стен, они сообщали храму живописность и праздничность, удивляя современников безудержной фантазией народных мастеров-резчиков, взлетом их творческой мысли.»

Берова И.В. Из книги "Прогулки по старой Вятке", Глава "Белый камень", г.Киров, 1995г.



Комментарии и обсуждение


Приделы : правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый —Сретенский — 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.

28 января 2015, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Дмитрий Лоптев.