«Приход в Жерновогорье был основан в 1860 году. Его сформировали из деревень Кукарской слободы (Советский район). Сначала срубили деревянную церковь, но прихожане решили твердо — выстроим каменный храм.
Были готовы к тому времени чертежи на скромное здание, но деятельный и энергичный священник А. Попов стал хлопотать о проекте грандиозного собора, и обязательно «убранного местной опокой». Заручившись пожертвованием своего дяди — отставного подполковника И. И. Сунцова — в размере 10 тысяч рублей, Попов заказывает проект вятскому архитектору А. С. Андрееву. И тот в июне 1873 года прибывает в Жерновые Горы для личного контроля за строительством.
Храм был выстроен за 6 лет. Освящение главного престола в честь образа Казанской Божьей Матери состоялось в ноябре 1882 года. Каменная колокольня, коридор с палатками для библиотеки были окончены позднее, а в 1906 г. территория церкви была окружена ажурной оградой на белом цоколе, забранной в опочные столбы.
День освящения вылился в многолюдное гулянье. Очевидец вспоминает: «Средний купол снаружи весь был в огне, а внутри весь храм как бы уставлен всевозможными свечами — у каждого из предстоящих была возжженная свеча. К освящению собралось много народу, так что громадный храм не вмещал молящихся. Были почти все почтеннейшие жители из слободы Кукарка. По окончании литургии в доме председателя церковно-приходского попечительства С. А. Елькина предложена была для посетителей трапеза...»
Богач, владелец жерновогорских разработок Елькин вкладывал в строительство храма свои средства с условием, что попечительство возвратит ему израсходованные деньги, правда, без всяких процентов.
Главным источником денежных поступлений был доход от перевоза через реку Вятку. Сумма доходов от перевоза в год составляла от 500 до 600 рублей. В аренду для пополнения церковной казны были отданы торговые заведения. Большие вклады в строительство делали и местные богатеи, а бедняки вносили свой посильный труд, безвозмездно работая на стройке: носили песок, глину, качали воду, подавали кирпич.
Промышленники, вырабатывающие в «деловьях» Жерновой Горы опочный камень, принесли в дар на украшение церкви большую партию известняка. Известно, что только житель села Д. П. Барбашин пожертвовал на нужды строительства камень общей стоимостью в 10 тысяч рублей.
Церковный староста — купец Н. Д. Яковлев — устраивает для главного алтаря иконостас. Сплошь покрытый мягкой резьбой иконостас был главным украшением просторного интерьера. На «иждивение» того же Яковлева были установлены кресты, выкрашены кровли. Для выполнения столярных и кузнечных работ он даже предоставил свою кузницу.
На церкви работала артель местных каменщиков во главе с мастером Тюриным. Современники отмечали мастерство, с которым были написаны нижегородским живописцем Салабановым иконы в иконостасе, который выполнил вятский резчик Ильин. По желанию прихожан иконостас не позолотили. Его белоснежные узоры замечательно гармонировали с белокаменными орнаментами фасадов. Свет, льющийся из высоких арочных окон, наполнял интерьер бликами солнца. Они преломлялись в стеклах, зажигались на золоте икон, в ажурных завитках трехъярусного паникадила. В вечерние часы оно вспыхивало всеми 38-ю свечами.
Богатая утварь: паникадила, подсвечники, жертвенник, одежда в ризницу — была закуплена на средства Н.Д.Яковлева. Интересно, что даже колокола являлись даром местных жителей: Барбашева, Старостина, Милютина, Богомолова, Елькина.
Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов — создать величественный собор, украсив его местной опокой, — сбылась. Пышно убранный замысловатым резным орнаментом «храм-сказка» стал гордостью прихожан. Высота этого сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина были равны 25 метрам. Монументальный пятиглавый собор, выстроенный по схеме русско-византийских храмов, словно бисером, был уткан каменной роскошью кружевного одеяния.
Сооружение покоряло не только местных жителей. В мае 1876 г. село посетил обер-прокурор Святого Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь ее белокаменным убранством, написал, что не видел на Руси храмов, так раскрашенных снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами.
А подивиться было чему! Кукарские мастера словно демонстрировали здесь свое мастерство: из мягкого камня с филигранной отточенностью тщательно были вырезаны валики и полочки, пузатые балясинки и граненые колонки, гирьки, зубчики, сложные розетки, витые жгуты-веревочки, полукружия порталов и окон, мелкие арочки. Выделяясь красочными пятнами на фоне нештукатуренных кирпичных стен, они сообщали храму живописность и праздничность, удивляя современников безудержной фантазией народных мастеров-резчиков, взлетом их творческой мысли.»
Берова И.В. Из книги "Прогулки по старой Вятке", Глава "Белый камень", г.Киров, 1995г.