ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Аукштакальняй. Старообрядческая моленная Покрова Пресвятой Богородицы.

Свято-Покровская моленная Аукштакальняйской староверческой общины


Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:1920.
Адрес:
Литва, Утенский уезд, Игналинский район, дер. Аукштакальняй

Координаты:55.540479, 26.247084


Добавить фотографию

Фотографий пока нет





Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  4 января 2015

Поморская Аукштакальненская (Аукштакальняйская) община в деревне Аукштакальне Ново-Александровского уезда Ковенской губернии (ныне Аукштакальняй, Игналинский район Литвы) была основана, по- видимому, в 1850-х гг. старообрядцами, проживавшими в деревнях Тетервины, Аукштакальне и др. По устному преданию, ее основали остальцы разоренной царскими властями Дегуцкой общины (1756-1851). Старообрядцы 1-го стана Ново-Александровского уезда жили среди католического и никонианского населения, принадлежали преимущественно к мещанам других городов и занимались арендой земли у помещиков и крестьян.

Усмирив восстание 1863-1864 гг. в Польше и Литве, российские власти начали кампанию по закрытию старообрядческих храмов в так называемом Северо-западном крае, десятки которых были выстроены в течение предшествовавших 5-7 лет. Так местные власти закрыли молельню в доме наставника в деревне Тетервины, поэтому в 1866 г. старообрядцы построили храм в жилом доме в деревне Аукштакальне. Первый духовный отец – Иван Федорович (1864 - ?); после него 44 года служил наставник Максим Рыбаков(1867-1911). Однако администрация уезда в феврале 1869 г. закрыла храм, изъяла богослужебные и метрические книги, а вскоре приняла решение продать деревянное здание с торгов. В январе 1873 г. местные старообрядцы от имени 500 прихожан обратились к главному начальнику края с жалобой на эти действия и просьбой разрешить им построить новый храм. Старообрядцы в своем прошении писали о преследованиях и запрещении молиться даже по домам. Они были недовольны тем, что местные власти отнимают «самое драгоценное и необходимое в жизни христиан» – дом общей молитвы, в котором они, слыша Божье слово, «учились жить, любить Бога, служить добру и правде, быть преданным Государю и покоряться его воле». Мучимые сложными душевными переживаниями, обеспокоенные будущим своей религиозной общины, единственное спасение старообрядцы видели в поддержке начальника края. Ответ из канцелярии виленского генерал- губернатора последовал через девять месяцев - не разрешить. Не дождавшись поддержки местных властей, в марте 1873 года доверенные старообрядческой общины Митрофан Зорба и Иван Леонов при посредничестве петербургского полицмейстера обратились к царю Александру II. Им было отказано на основании судебного решения о сносе храма, а также действующих законов, запрещающих постройку и возобновление молитвенных зданий для старообрядцев вообще.

После издания закона о старообрядцах 1883 г. ковенский губернатор разрешил открыть молельню в деревне Штакалъне (Аукштакальняй). Новый храм был построен по инициативе наставника Василия Ивановича Иконика, но он примкнул к белокриницкой иерархии, и прихожане отказались от его услуг. По устным рассказам, записанным в 1935 г. секретарем Аукштакальняйской общины И. Никитиным: «после того Господь послал гнев на Аукштакальнских староверов и вся деревня была сожжена, а храм Господень остался невредимым».

В 1889 г. деревня начала отстраиваться, на новом месте вблизи старого построили новый деревянный храм. Издание манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие организации, коренным образом изменило положение староверов в Российской империи. В 1907 г. власти позволили надстроить колокольню и возвести главу над храмом. 23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением община была зарегистрирована.

Во время Первой мировой войны оба храма сгорели. 29 августа 1915 г. жители покинули деревню, а храм с оставшимися иконами и книгами «дерзкой рукой неизвестного донского казака-старообрядца был предан сожжению, чтобы не быть оскверненным врагом». После лихолетья до 1919 г. сотни старообрядческих семей-беженцев возвращались в рваных крытых кибитках из глубины России на родину, «на пепелища». Свято-Покровский храм с колокольней был восстановлен в 1920 г. Богослужения в храме не прерывались все последующие годы. Часть прихожан Аукштакальняйской общины после установления границ с Польшей в 1920 году оказалась за рубежом, где создала Дукштасскую общину.

После проведённой мелиорации и уничтожения окрестных деревень, на рубеже 1980-1990-х гг. Аукштакальняйская община пришла в упадок: стала очевидной ее малочисленность, прекратились богослужения, чему способствовали и неоднократные взломы и кражи икон, церковной утвари из храма. Здание сохранилось, но ветшает и разрушается. Общинное кладбище с небольшой деревянной часовней ведет свою историю с 1905 г.

По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко «Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005.

Источник : http://pomorian.narod.ru/module3/module117.htm

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.