ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Перелазы. Моленная Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская моленная Перелазской староверческой общины


Деревянная часовня. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Воздвижения Креста Господня
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1905.
Адрес:
Литва, Каунасский уезд, Йонавский район, дер. Перелазы

Координаты:55.033024, 24.510764


Добавить фотографию
Моленная Воздвижения Креста Господня - Перелазы - Литва - Прочие страны
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1910




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  30 декабря 2014

Перелазская община основана в XVIII веке в деревне Перелазы Вильнюсского воеводства Великого Княжества Литовского (ныне деревня Перелазы, Йонавский район Литвы). Согласно Высшему Старообрядческому Совету Литвы, Перелазская община существует с 1794 года (или даже с 1694 года, что менее вероятно). Сведения о ранней истории Перелазской общины скудны. Первые достоверные данные о старообрядческом храме в деревне Перелазы относятся к началу XIX века. В 1827 году хорунжий Жуковский писал в комиссию по переписи русских людей Виленской губернии о том, что около имения Лукойни графа И. Коссаковского русские «жительствуют селениями, обзавелись домами и хозяйством, занимаются хлебопашеством», а в деревне Перелазы даже сооружена « часовня и при ней содержится избранный ими духовник, что все доказывает давнее пилипонов поселение». Местные власти неверно называли «пилипонами» или «филипонами» местных старообрядцев-федосеевцев, поскольку не были достаточно хорошо о них осведомлены, как это было и в XVIII веке. По общероссийской ревизии в 1811 году, в имении Лукойни графа И. Коссаковского проживало не менее 367 русских, среди них 279 старообрядцев и 88 «грекороссийского исповедания». Старообрядцы жили в деревне Перелазы (146 чел.), Кудроши (40 чел.), Буда (23 чел.), Пустошка (20 чел.) и других.

Во время восстания 1863 года в Польше и Литве наставник Перелазской общины Мартиниан Афанасьевич Тихомиров получил от ковенского губернатора устное разрешение на починку старообрядческого храма, но с условием, конфиденциально изложенным в письме из канцелярии виленского генерал-губернатора, чтобы со стороны местных властей «разрешению этому не дано было никакой огласки...» Важную роль при этом играли политические соображения администрации о будущем северо-западного края и планах русской колонизации с привлечением старообрядцев, ибо они, как полагал виленский генерал-губернатор M. H. Муравьёв, являются преданными царю и хорошо сохранили русскую народность. Однако в мае 1865 года и позже, особенно в период правления виленского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана, местные власти перешли от негласных разрешений ремонтировать храмы к запретам, а затем и к запечатаниям вновь построенных храмов, арестам старообрядцев и заточениям в тюрьмы их лидеров.

В конце 1860-1870-х в Ковенской губернии при содействии местных властей и православной Церкви, при активном участии игумена единоверческого монастыря в Москве Павла Прусского усиленно проводилась кампания по присоединению старообрядцев к единоверию. После 1868 года часть старообрядцев Перелазская община (согласно игумену Павлу более полутораста человек) перешла в единоверие и поселилась на предоставленной правительством земле в соседней деревне Елванки (ныне Гелвонай, Ширвинтский район). 19 января 1870 года к единоверию присоединились ещё десять прихожан во главе с настоятелем М. А. Тихомировым, позже ставшим священником единоверческой церкви в Ковно. Однако большая часть прихожан Перелазской общины осталась верной старообрядчеству и отказалась от услуг своего бывшего наставника. В том же году Перелазскую общину постигло новое испытание: от удара молнии сгорел храм и общественный дом при нём.

В начале XX века Перелазская община насчитывала, предположительно, около 500 прихожан. Сначала Перелазская община была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошёл, видимо, во второй половине XIX века. В 1905 году Перелазская община на средства Пимоновых построила новый деревянный храм во имя Воздвижения Креста Господня. В 1901 году наставник Терентий Токарев был участником местного съезда наставников в Вильно. В 1906 году на съезде старообрядцев северо-западного края в Вильнюсе Перелазскую общину представляли наставник Михаил Кузьмич Карпов и прихожанин Антон Панфилов.

В период 1-й мировой войны многие прихожане Перелазской общины бежали от немцев на восток. Некоторые жили в Оренбурге. Через несколько лет вернулись в родные места. В 1918-1940 года Перелазская община входила в состав Старообрядческой Поморской Церкви в Литве. Долгое время в Перелазской общине служил наставник Василий Михайлов (1920-1950). 14 января 1922 года он участвовал в съезде старообрядцев Каунасского уезда, а также во Вселитовских старообрядческих съездах в Каунасе. На 4-м Вселитовском съезде старообрядцев (1927 год) он был избран членом Духовной Комиссии. В 1937 году Перелазская община насчитывала 793 прихожанина. В самой деревне Перелазы в 1923 году было 37 староверских крестьянских хозяйств и 225 жителей.

В годы немецкой оккупации пострадала часть прихожан Перелазской общины; к тому же немцы забрали из Перелазского храма два колокола. После 1945 года, во время антисоветского движения сопротивления, угрозам и казням подверглись прежде всего те, кто поддерживал или сочувствовал советской власти. По устным рассказам, пострадало несколько десятков местных жителей. Среди убитых – Петр Панфилов, Иван Лебедев, Леонтий Новиков и другие.

В 1949 году Перелазская община насчитывала до 850 прихожан, служение продолжал наставник В. Михайлов; после него с 1950 по 1957 год наставником был П. М. Никонов, переведённый ВСС в Литовскую ССР из Пущанской общины. До 1981 года председателем совета Перелазской общины был Димитрий Стефанович Панфилов, участник собора Старообрядческой Поморской Церкви 1974 года. После смерти Д. Панфилова Перелазская община окончательно пришла в упадок. По данным властей, в начале 1980-х богослужения в Перелазском храме не проводились. Поэтому в 1984 году по решению СДР Литвы Перелазская община была снята с регистрации как распавшаяся и формально прекратила свою деятельность. В 1950-1970-х резко сократилась численность Перелазской общины. Опустела и деревня Перелазы, где в 1997 году проживало лишь несколько семей старообрядцев. Основными причинами её сокращения были коллективизация, мелиорация и переезд в города; многие местные прихожане уехали в Йонаву, Укмярге, Каунас.

Общинное кладбище, основанное, предположительно, в XVIII веке, находится в деревне Перелазы. Здесь похоронен и наставник П. М. Никонов, трагически погибший в послевоенные годы.

Источник : Барановский В., Поташенко Г. «Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  30 декабря 2014

Перелазская моленная имеет статус памятника архитектуры, охраняется государством. В 2010 году замечательный перелазский храм был капитально отремонтирован, возродилась приходская жизнь. Архитектурное решение моленной удачно сочетает монументальность и аскетизм традиционного образа староверского храма и богатое композиционно-пространственное решение, присущее древнерусской деревянной сакральной архитектуре. В отделке деталей читаются черты стиля модерн. В лаконичном монументальном срубе (длина - 21,0 м, ширина - 11,5 м) под двухскатной крышей объединены храм и жилая часть здания, пристроенная с запада. Два входа в храм (мужской и женский) организованы с южной и северной сторон, акцентированы крылечками и консольными навесами. Над крышей притвора возвышается стройная ярусная (восьмерик на четверике) колокольня с открытым звоном, покрытая шатром с фронтонами и увенчанная изящной главкой с крестом. Основной объем моленной решен в виде мощного восьмигранного барабана, вырастающего из крыши, по периметру которого расположены 16 окон с треугольными завершениями, которым вторят треугольные фронтоны шатра. Шатер увенчан стройной главой с крестом. Верх храма решен по принципу иерархии – основной объем главенствует в архитектурной композиции по массе и монументальности форм.

Очень интересно пространственное решение интерьера моленной. Центральный восьмигранный барабан с шатром вписаны в квадратный план главного помещения и полностью в него открыты. По периметру помещения образуются зоны пониженной высоты, а в центре пространство взлетает ввысь, восемь граней шатра подобны своду Небесному. Шестнадцать окон по периметру восьмигранника символически отсылают к образу храма Софии Константинопольской и заливают ярким светом пространство молитвенного зала. В ходе ремонта сняты наслоения внутренней обшивки и штукатурки стен. Натуральное дерево открыто и в интерьере, и в экстерьере здания, способствуя созданию единого и цельного архитектурного образа.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.