ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.


Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанна Златоуста
Год постройки:1657. 1887: Латков А. А. (придел(ы)).
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Саломеи Нерис, д. 4, корп. 2.

Координаты: 55.85398, 37.40207
Проезд:М. "Планерная", авт. 88, 173 остановка ; "Сходненская", авт. 43, 267, 782 до остановки "Ул. Саломеи Нерис" тролл. 70; трамв. 6 до конечной ост



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Юрий Моченов
11 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Altaets
9 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Altaets
9 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Altaets
9 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Алексей Кротов
14 октября 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Hramsohran
26 мая 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
19 октября 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
24 апреля 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
28 августа 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1994
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Hramsohran
26 мая 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
24 апреля 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
5 января 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
28 августа 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
28 августа 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, интерьер придела<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
интерьер придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 мая 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, интерьер (главный иконостас)<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
интерьер (главный иконостас)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 мая 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, интерьер (свод храма)<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
интерьер (свод храма)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 мая 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, общий вид интерьера<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 мая 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, часовня у церкви.<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
часовня у церкви.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
8 февраля 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, , Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
19 октября 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, Фото 1920-1930 гг.из архива ГНИМА с сайта pastvu.ru<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Фото 1920-1930 гг.из архива ГНИМА с сайта pastvu.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, Фото 1911 года с сайта pastvu.com<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Фото 1911 года с сайта pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Красильников  16 января 2006

Первые документальные свидетельства о подмосковной деревне Братцево относятся к XVII в. С 1618 г. хозяином Братцева являлся дьяк Александр Иванов, а с 1626 г. – астраханский воевода Алексей Зубов. В 1657 г. владельцем имения становится боярин Богдан Матвеевич Хитрово, крупный чиновник, военачальник, царедворец и просто богатый землевладелец. При нем в Братцево осуществляется крупное строительство, в том числе каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Алексея Божьего человека. В XIX столетии храм подвергся существенным перестройкам. Алексеевский придел сломали, на его месте выстроили новый, во имя Иоанна Златоуста. Алтарную часть увеличили пристройкой портика с четырьмя колоннами. С западной же стороны к церкви примкнула колокольня, под которой был вход в церковь.

В начале XX в. князья Щербатовы, последние владельцы имения, добивались слома колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня существовала до 1928 г.

Храм был закрыт в начале 1930-х гг. В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х гг. находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад. Богослужения в храме были возобновлены в январе 1993 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 ноября 2016

Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве церковь (улица Саломеи Нерис, дом 4, корпус 2).

Построена в 1672 г. на средства видного деятеля царствования Алексея Михайловича оружничего Богдана Матвеевича Хитрово, владевшего селом Куркино. Иконы для иконостасаа были созданы выдающимися иконописцами Оружейной палаты Григорием Зиновьевым, Федором Козловым, Никитой Павловцем, Иваном Филатьевым. Ныне эти святые образа являются частью коллекции Третьяковской галереи. Снаружи храм был украшен разноцветными изразцами, часть которых сохранилась в закомарах и на фасадах. Он имел шатровую колокольню, разобранную в 1920-е гг. В северном приделе был устроен престол во имя преподобного Алексия, человека Божиего, – небесного покровителя царя Алексея Михайловича. В 1780 г. село стало собственностью графа А.С. Строганова. В это время в Покровской церкви появился придел Сретения Господня.

В 1833 г. здание церкви подверглось переделке: был сломан древний придел и возведен новый, освященный во имя святителя Иоанна Златоуста, были увеличены окна, стены оштукатурены, при этом детали из кирпича сбили. К храму пристроили с восточной и с западной сторон два четырехколонных портика. В 1887 г. Московским археологическим обществом был утвержден проект перестройки церкви, выполненный архитектором А.Л. Латковым. На месте старого возвели новый обширный придел, который завершался одной главой, стоящей над тремя рядами кокошников. Фасадам главного придела был возвращен вид, характерный для храмов XVII века.

Храм был закрыт в 1934 г. За годы, когда в нем располагались фабрика, склад и станция техобслуживания, церковное здание подверглось сильному разрушению. Были сломаны главы храма и колокольня, пробиты стены, построены железобетонные перекрытия, уничтожен пол. В 1970-1980-е гг. церковь реставрировали В 1992 г. храм вернули верующим. Богослужения возобновились в январе 1993 г. Первая после шестидесятилетнего перерыва литургия была совершена в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1993 г. К этой церкви приписаны часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Пресвятой Богородицы на Митинском кладбище.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 февраля 2018

Братцево в начале XVII ст. было пустошью Московского уезда Горетова стана, принадлежавшею дьяку Александру Иванову и в 1629 г. Алексею Зубову; после его смерти это имение в 1637 г. по духовному завещанию досталось родному его брату Матвею Зубову. В 1649 г. Зубов, отдавая пустошь Братцеву в приданное дочери Анне, при выходе ее замуж за К. О. Супонева, называет пустошь, как населенную крестьянами, деревнею.

В 1657 г. 26 мая Анна Матвеевна Супонева деревню Братцево продала Богдану Матвеевичу Хитрово, который построил здесь каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В переписных книгах 1678 г. Московского уезда Горетова стана значится: «в селе Братцеве церковь каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе св. праведного Алексея человека Божия, а в церкви святые иконы и всякая церковная утварь, и колокола - строение боярина Богдана Матвеевича Хитрово; у церкви во дворе поп Тарасий Филиппов, во дворе поп Никифор Герасимов, да церковники крепостные люди, во дворе дьячок Ларка Нестеров, во дворе два пономаря Фомка Фомин и Федка Семенов; да в селе двор боярский и около двора задворных деловых крепостных людей русских и иноземцев 37 человек; при мельницах 13 человек и 3 человека мельников русских и иноземцев».

После боярина Б.М. Хитрово село Братцево в 1680 г. досталось его вдове Марье Ивановне.

Церковь Покрова Богородицы в селе Братцеве по распоряжению Патриаршего казенного приказа в 1686 г. обложена данью, о чем есть запись в приходной книге того же приказа. За последующие 1687-94 гг. в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною значится: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в вотчине боярина дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, жены его боярыни вдовы Марьи Ивановны, в селе Братцево, дани 25 алтын, 4 деньги, заезда гривна, да с мельницы Борисовки гривна».

После боярыни Анны Ивановны Хитрово село Братцево в 1690 г. причислено к дворцовому ведомству. В это время Покровская церковь была описана как: «село Братцево, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да придел Алексея человека Божия, а в церкви Божия милосердия святые иконы местные: Спасителя нерукотворенного образа, венец серебряный, золочен; образ Пресвятой Богородицы Одигитрия в окладе, венцы и гривны серебрены золочены, а на венцах и гривнах каменья изумруды и яхонты, убрус и ожерелье, и рясы низаны большим жемчугом… образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ московских чудотворцев Петра, Алексея, Филиппа и Ионы, образ Иоанна Предтечи и прочих святых… в церкви и в алтаре, и в приделе, и в трапезе 15 окон, а в них 13 оконниц стекольчатых, две – слюдяных с решетками железными, у 12 окон затворы железные, а в той церкви двое дверей железные да две решетки железные; на паперти образ Распятие Господне, писан на полотне в красных рамах. Колокольня, а в ней больших и малых семь колоколов, да на той же колокольне боевые часы с указанным кругом. Да в том селе двор боярский, крестьянских и бобыльских дворов нет».

В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1694-1740 гг. Покровская церковь писалась под Загородскою десятиною «в дворцовом селе Братцеве». В 1695 г. это имение пожаловано из приказа Большого дворца Кириллу Алексеевичу Нарышкину. В селе Братцеве в 1704 г. состояло: «двор вотчинников, двор конюшенный, в нем 7 человек, задворных 5 дворов, в них 22 человека». Семен Кириллович Нарышкин, по смерти отца, село Братцево в 1754 г. продал родным сестрам Авдотье и Наталье Нарышкиным. В 1824 г. оно принадлежало Ивану Николаевичу Римскому-Корсакову.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 мая 2020

Впервые название Братцево появилось в духовной грамоте Даниила Григорьевича Квашнина-Фомина. Он а 1565 году завещал Братцево своей жене Анне, с тем чтобы она владела им до своей смерти. По кончине Анны Фоминой село, согласно воле Даниила Григорьевича, должно было отойти Троице-Сергиеву монастырю. Благочестивая вдова, однако, простилась с Братцевым раньше. В 1569 году она приняла постриг, и село утвердилось за обителью преподобного Сергия. В 1572 году Братцево выкупил у монастыря Дмитрий Иванович Годунов - дядя Бориса Годунова. Зная благоустроенную активность нового владельца, можно было бы ожидать появления в это время в Братцеве каменного храма. Но Годунов продолжал благотворить родовому монастырю (Ипатьевскому), выстроил каменный храм в Красном под Костромой, а до подмосковного имения руки у него так и не дошли. При Лжедмитрии I его казнили, село отписали в дворцовое ведомство, и к концу Смуты оно так запустело, что и называлось-то уже не селом, а пустошью. Под этим жалким названием его получил дьяк Александр Иванов в 1618 году, а в 1623 году - астраханский воевода Алексей Зубов. Пустошью же Алексей Зубов завещал Братцево своему брату Матвею в 1637 году. При Матвее Зубове пустошь населилась, и в 1649 году, отдавая Братцево в приданое за своей дочерью Анной, он уже называл его деревней. В 1657 году Анна Супонева (в девичестве Зубова) продала приданую деревню Богдану Матвеевичу Хитрово (1615-1680). Хитрово к описываемому моменту был уже сложившимся государственным мужем. Он отличался как воин и дипломат, его ценил царь Алексей Михайлович (известно, например, - правда, это свидетельство относится к более позднему времени, - что, сопровождая царя на богомолье, Хитрово сидел в одной с ним "колымаге"). Имел к середине 1650-х годов Богдан Матвеевич и опыт руководства приказами - Челобитным и Земским. Во второй половине 1650-х годов Хитрово возглавил Оружейный приказ. Под своим началом он собрал лучших мастеров своего времени - собственно оружейников, иконописцев, строителей, кузнецов, ювелиров. Разыскивая их повсюду, Богдан Матвеевич "не стеснялся ни происхождением, ни вероисповеданием, конечно, христианских оттенков, лишь бы человек был талантлив".

К моменту постройки в начале 1670-х годов церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве под непосредственным руководством ктитора храма трудилась вся "своего рода академия художеств" - в том числе иконописцы Симон Ушаков, Иван Салтанов, Иван Филатьев, Никита Павловец, Георгий Зиновьев и другие. Естественно, они не могли остаться в стороне от "братцевского проекта". Покровский храм в Братцеве освятили в 1672 году, о чём свидетельствует надпись на каменной плите, вмонтированной в стену паперти: "Лета 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца построив сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничей Богдан Матвеевич - тезоименитое имя Иов - Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна". Вотчинный храм получил типичные для своего времени и сообразные художественному вкусу и возможностям Богдана Хитрово черты. Центральной частью храма явился небольших размеров бесстолпный четверик, увенчанный ярусом кокошников и полудекоративным (световым был только центральный барабан) пятиглавием. На восток четверик продолжили три алтарные апсиды, на запад - трапезная часть и колокольня. С севера приютился маленький придел во имя Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича).

Главным украшением Покровского храма, в целом весьма сдержанно и скромно оформленного, явился - несомненно, по замыслу Хитрово - изразцовый фриз, опоясавший четверик под ярусом кокошников. Он дополнен рельефными изображениями херувимов, помещёнными в кокошниках, - по одному в каждом полукружии. Именно эти элементы сообщали усадебной церкви нарядность. Изразцовых дел мастера появились в Московском государстве в связи с обширными строительными работами, предпринятыми Патриархом Никоном. Именно он "выписал" из белорусских земель ценников, владевших искусством изготовления многоцветных "кафлей". После отрешения Никона от Патриаршества работавших в Новом Иерусалиме и на Валдае мастеров разослали "по государевым делам". Одним из новых "портов приписки" стала для них Оружейная палата, возглавляемая Хитрово. О том, каким было первоначальное внутреннее убранство Покровского храма, сейчас судить сложно. Можно сказать лишь, что изысканностью оно отвечало его внешнему облику. В Государственной Третьяковской галерее сохранились иконы праздничного ряда из братцевской церкви, писанные мастерами Оружейной палаты. Несомненно, что и не дошедшие до наших дней образа отличались высоким художественным исполнением. Им, судя по описям, соответствовало и декоративное оформление интерьера.

Как следует из Переписных книг уездов Горетова стана, при жизни Богдана Хитрово число богомольцев Покровского храма было невелико. "В селе Братцове, читаем под 1678 годом, - церковь каменная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы да в приделе св. праведного Алексия человека Божия, а в церкве святыя иконы и всякая церковная утварь и колокола строенье Богдана Матвеивича Хитрово; у церкви во дворе поп Тарасий Филипов, во дворе поп Никифор Герасимов, да церковники крепостные люди во дворе дьячек Ларка Нестеров, во дворе два пономаря Фомка Фомин и Федка Семенов; да в селе двор боярский и около двора задворных деловых крепостных людей русских и иноземцев 37 человек; при мельницах 13 человек и 3 человека мельников русских и иноземцев". Как видим, едва ли набирается полсотни прихожан (ещё неизвестно, сколько из перечисленных "деловых людей" прихожанами не являлись, будучи "иноземцами"), а причт, между тем, многосоставный: два священника и трое "церковников". Подобная ситуация была бы немыслима для обычного приходского храма, но в данном случае содержание церкви и её служителей лежало на плечах вотчинника, которого, несомненно, эти расходы не тяготили. Кроме того, "попы с причетники" Покровской церкви получили от Хитрово "на прокормление вечно и неотъемлемо" пахотную землю и покосы. По смерти Богдана Хитрово в 1680 году Братцевым владела его жена Марья Ивановна, и в эту пору село также было немноголюдно: "Двор боярский, а в нем 5 человек кабальных дворовых людей, двор прикащиков, двор конюшенный, двор скотный, а в нём 4 человека, 4 двора кабальных дворовых людей 6 человек, 10 дворов конюхов, в них 11 человек, 10 дворов деловых, в них 16 человек; всего 24 двора, в них 49 человек". Спустя десять лет после смерти мужа умерла и Марья Ивановна Хитрово, а так как брак их был бездетен (единственная дочь Ирина умерла в младенчестве), Братцево отошло к дворцовому ведомству. В этом статусе оно оставалось недолго, будучи пожаловано в 1695 году ближнему кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину, в будущем - первому коменданту Санкт-Петербурга (1710-1716) и губернатору Москвы (1716-1719). Семейство Нарышкиных владело селом до 1780 года. Известий о том, как бытовала Покровская церковь в этот период, нет (до нас дошли лишь имена некоторых священно- и церковнослужителей). Однако, возможно, именно при Нарышкиных изменился её облик: стены четверика подросли, вобрав в себя кокошники, и она получила обычную для того времени четырёхскатную кровлю.

В 1780 году село перешло к графу А. С. Строганову (в 1800-1811 годах - президенту Императорской академии художеств). Он в Братцеве не появлялся, но ремонт в последней четверти ХVII века в храме, по-видимому, был осуществлён. Во всяком случае, в 1788 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы упоминается в документах как "исправная" и, кроме того, вместо придела Алексия, человека Божия, показан придел "Сретения Богородицы" (т.е., надо полагать, Сретения Владимирской иконы Божией Матери). Придел, таким образом, получил новое посвящение. А переосвящение обыкновенно предварялось серьёзными ремонтными работами. Надо отметить, что судьба Алексеевского-Сретенского придела вообще была трудна и непостоянна. В 1780-е годы его переосвятили в первый раз. Затем, после осквернения храма наполеоновскими солдатами в 1812 году, придел двадцать лет оставался неосвящённым. В 1833 году новый владелец села В. Н. Ладомирский повелел разобрать его и заменить новым, посвящённым Иоанну Златоусту. В 1880-е годы, когда число прихожан Покровского храма значительно увеличилось, северный придел вновь перестроили, и он получил свой настоящий вид - с горкой кокошников и маленькой главкой. При последней перестройке его не переосвящали, и он по-прежнему остался Иоанно-Златоустовским. Главный же престол был освящён в начале 1813 года. Северный же придел оставили до времени неосвящённым по бедности: тогдашний владелец села И. Н. Римский-Корсаков, второй муж жены А. С. Строганова задерживал плату священнику и дьячку, а приход был малолюден - в эту пору в нём насчитывалось 22 двора с 205 душами обоего пола - и содержать двухпрестольный храм не имел средств. В. Н. Ладомирский, сын Римского-Корсакова, получив имение в 1828 году, напротив, загорелся благоустроительными планами в отношении Покровской церкви. Увы, они, как это часто бывало в то время, послужили к искажению её исторического облика. О переустройствах, предпринятых Ладомирским, мы можем судить по сохранившимся чертежам. Так, согласно им, восточный фасад храма приобрёл совершенно неуместный рустованный портик. К счастью, самые ценные элементы внешнего убранства храма - изразцы - остались на своих местах.

Впрочем, к 1887 году, когда храм принадлежал уже Н. С. Щербатову, получившему Братцево вследствие сложных наследственных перипетий, часть изразцов всё-таки уже была повреждена, а изразцы, имевшиеся на стене паперти, утрачены безвозвратно. Об этом мы узнаём из объяснений тогдашнего настоятеля Покровского храма о. Сергия Закатова, которые он давал в связи с составлением метрики на церковь. Оказывается, что в то время кровля была зелёной, выкрашенной, как тогда говорилось, медянкой. Зелёными были и купола, а кресты - жёлтыми. О центральном иконостасе священник пояснял, что он "итальянского стиля с колоннами, сделан под мрамор из алебастра, золоченая резьба на нем помещена на белом фоне". Своды основного четверика были расписаны "клеевой краской с изображением четырёх евангелистов и херувимов". Интересные сведения даёт о. Сергий и о колокольне, не дошедшей до наших дней. Внизу, по его словам, она была "квадратной", на этот квадрат - или, точнее сказать, четверик - были поставлены два восьмерика, покрытые "шпилем о восьми ребер, с двумя рядами, один над другим, слуховых окошек". При князе Щербатове была произведена последняя перестройка северного придела, и по вместительности он стал едва ли не таков же, как главный объём храма. Замыслы князя шли ещё дальше. В начале ХХ столетия он обратился в Археологическое общество (перестройки старинных храмов в эту, уже понимавшую ценность памятников архитектуры, эпоху, предлагалось согласовывать с ним) с просьбой разрешить слом колокольни, вследствие поновлений храма в 1830-е годы потерявшей устойчивость, а на её месте возвести новую, точь-в-точь повторяющую свою предшественницу. Кроме того, князь желал ещё более раширить храм, симметризовать его пристройкой южного придела и вернуть фасадам четверика первоначальный вид. Обращение Щербатова желаемых результатов не принесло. Затеялась, а затем и затянулась переписка между ним, причтом и старостой храма с одной стороны и Археологическим обществом - с другой. Со временем в неё включилась Духовная консистория, вставшая на сторону братцевских прихожан. Но Археологическое общество, раз за разом не находя трещин, которые угрожали бы колокольне падением (храм осматривался несколько раз), оставалось неумолимо. В 1907 году оно вынесло "приговор": "Сломку колокольни Общество разрешить не может, так как она представляет художественный и археологический интерес и может быть ремонтируема. Пристройка придела с южной стороны для расширения храма может быть допущена, но с тем, чтобы ею не застраивались колокольня и западная часть храма". Щербатова этот ответ не удовлетворил, и храм остался без переделок. Спустя шесть лет настоятель Покровской церкви вновь потревожил Археологическую комиссию прошением о производстве ремонтных работ. Предполагалось заменить систему отопления, сделав весь храм тёплым, перестелить полы, оштукатурить стены, промыть и реставрировать живопись. По-видимому, приступить к ремонту помешала Первая мировая война.

1917 год Покровский храм встретил, таким образом, не в лучшем состоянии. печи и пол настоятельно требовали починки, а заведующий Ново-Иерусалимским музеем Натан Шнеерсон, посетивший Братцево в 1921 году, отмечал, что крыша храма протекает, из-за чего внутри очень сыро. О ремонте в послереволюционных условиях думать не приходилось. Из церкви несколько раз изымали ценности. Часть предметов, представлявших исторический интерес (например, вклады Хитрово), поступила в Ново-Иерусалимский музей. Действующим храм Покрова оставался, по свидетельству местных жителей, до 1934 года, после чего был закрыт "по многочисленным просьбам трудящихся" фабрики "Прогресс". Храм лишился колокольни (она не восстановлена до сих пор), глав и портиков. В здании находились поочерёдно цех по изготовлению красителей, склад, ремонтная мастерская. К 1990 году, когда церковь вернули верующим, она напоминала скорее двухэтажный сарай (межэтажные перекрытия нагородили здесь, по-видимому, ещё красильщики), чем дом молитвы. Плачевное состояние храма Покрова Пресвятой Богородицы привлекло внимание реставраторов в 1970-е годы. Специалисты Центральных научно-реставрационных мастерских Н. А. Ловкунас и Г. Г. Оранская провели обследование памятника, выявив его первоначальные архитектурные черты. Был подготовлен проект реставрации. Приступить к ней удалось, однако, лишь в 1990-е годы, когда здание вернули верующим. Первую Божественную литургию отслужили в тогда ещё полуразрушенном храме 17 апреля 1993 года, в Великую субботу.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №205, ООО "Де Агостини", 2016


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 мая 2020

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве не назовёшь "неожиданным". Интересен он - помимо изразцовых деталей - как раз своей типичностью. В эпоху, когда он строился, в Московском государстве получили распространение небольшие бесстолпные храмы с двумя рядами окон. Таков и Покровский храм. Компактный, со сравнительно скромным декором из тесаного кирпича, маленьким приделом, выстроенным скорее из желания уважить царя Алексея Михайловича (придел изначально имел посвящение Алексию, человеку Божию), чем из соображений практической необходимости, и шатровой колокольней. На протяжении своего существования храм претерпевал изменения, подчас весьма существенные. В настоящее время он очищен от большинства позднейших наслоений. Окна вернули себе прежние размеры и обрамление, восстановлено покрытие кокошников, алтарная часть больше не загромождена колонным портиком. Из наследства ХIХ века оставлен, согласно проекту реставрации, лишь северный придел. Он, несмотря на некоторую сухость и дробность декора, присущую, как правило, любой стилизации под ту или иную эпоху, всё же довольно гармонично взаимодействует с центральным объёмом храма. Дело за восстановлением колокольни. И здесь встаёт вопрос - должна ли она быть реставрирована в формах ХIХ века или следует отойти к ХVII столетию?

Согласно утверждению автора книги "Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы при с. Братцеве" (1909) И. Машкова, колокольня хотя и сохранялась к началу ХХ века "в древнем виде", но и строилась "в два приема". "Обработка второго яруса указывает, - пишет он, - что первоначально он предназначался для звона и на нём должен был быть сделан шатёр, но затем, вероятно, было почему-либо решено сделать колокольню выше, не ломая второго яруса; столбы этого яруса усилили кирпичной облицовкой с внутренней стороны толщиной в 1,5 кирпича". В описанном Машковым виде колокольня братцевской церкви должна была напоминать колокольню своей современницы - церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Но чертежей, где отразился бы этот строительный этап, не сохранилось, так что колокольне, по всей видимости, предстоит быть отстроенной в том виде, в каком она существовала в ХIХ - начале ХХ века.

А теперь пришло время рассмотреть Покровский храм подробнее. Основной четверик церкви завершён ярусом крупных полукруглых кокошников с размещёнными в них изображениями херувимов. Венчается храм пятиглавием, однако четыре барабана из пяти - декоративные, не имеющие окон. Барабаны имеют почти одинаковый диаметр, в основании каждого из них - ярус кокошников, вторящих кокошникам четверика. Два яруса окон основного четверика, наглядно демонстрируют особенность Покровского храма, верно подмеченную в книге Л. Р. Вайнтрауба, М. Г. Карповой и В. В. Скопина "Святыни православной Москвы. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда" (2000): "Насыщенность декораций...возрастает снизу вверх". Действительно, если наличники нижнего яруса имеют простые треугольные фронтоны, то во втором ярусе они приобретают более сложную килевидную форму. Дверь трапезной части обрамлена довольно простым порталом из тесаного кирпича. Здесь необходимо отметить его верхнюю часть - килевидной формой перекликающуюся с наличниками второго яруса. Эффектно смотрится изразцовый пояс, который находится сейчас в удручающем состоянии. Некогда он, составленный из разноцветных плиток с растительным орнаментом, в котором преобладают синий, зелёный и жёлтый цвета, должен был изумительно наряден. Но теперь ему требуется серьёзнейшая реставрация.

О первоначальном внутреннем убранстве братцевского храма судить сейчас непросто. Описи сохранили нам нечто блестящее: "Иконы в резных иконостасах золоченых... пред деисусами паникадило большое медное с паникадильным яйцом и с кистью... перед местными иконами шесть подсвешников деревянных резных золоченых; да налой с иконой резной золоченой; по обоим клиросам херугови на тафте, по краям писаны золотом и серебром, обшито шолковою бахромою... В трапезе печь ценинная (изразцовая)". Иной вид имели интерьеры храма в ХIХ веке. После 1917 года внутреннее убранство церкви было утрачено и начиная с 1990-х годов создано заново. В центральном объёме недавно завершены работы над четырёхъярусным иконостасом. Иконостас придела состоит из двух рядов - местного и праздничного. В целом можно сказать, что теперешнее внутреннее оформление храма неровно. Так, впечатление от очень порядочных икон местного ряда Иоанно-Златоустовского придела перебивается откровенно плохой, ремесленной росписью сводов, которая к тому же, будучи тёмной, занижает и без того невысокий потолок. Лишены стилистического однообразия и киоты, частью резные деревянные, частью "столярной работы", частью "под мрамор". Остаётся надеяться, что с течением времени храм придёт в надлежащий вид, которого он, безусловно, достоин.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №205, ООО "Де Агостини", 2016


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 октября 2020

История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве неразрывно связана с историей усадьбы Братцево, являющейся памятником архитектуры и садово-паркового искусства XVII-XIX в.в. Первые документальные свидетельства о деревне Братцево относятся к 1565 г., когда по духовной грамоте Данилы Григорьевича Фомина это имение было завещано его жене, а по ее смерти – Троице-Сергиеву монастырю. Недолгое время Братцево принадлежало монастырю, затем боярину Д.И. Годунову, дворянам А.И. и М.И. Зубовым, А.М. Супневой. Последняя продала его в 1657 г. оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, чиновнику, военачальнику, царедворцу, крупному землевладельцу. Будучи приближенным к царю Алексею Михайловичу, он получил звание дворецкого боярина и с 1661 г. ведал делами Оружейной палаты, являвшейся на тот момент центром художественно-промышленного обслуживания Царского двора, собравшим лучших художников своего времени. При Хитрово в Братцеве началось крупное строительство: боярский двор с хозяйственными пристройками, дворы «задворных крепостных людей русских и иноземных» и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

О времени сооружения храма свидетельствует надпись на каменной плите древнерусской вязью: «Лето 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничий Богдан Матвеевич – тезоименитое имя Иов – Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна». Возможно, запись о жене сделана позже, так как исполнена мелкими буквами в правой нижней части плиты. В прошлом плита была встроена в паперть церкви с наружной стороны. Впоследствии она была вынута и хранилась в церкви. В июле 2012 г. она была вмонтирована обратно в стену.

Братцевская церковь представляет собой бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников. К западу к храму примыкала трапезная и колокольня, поставленная на одной оси, с востока – сильно выдвинутая трехчастная апсида. В данный момент отсутствие высокой и стройной колокольни является существенным недостатком современного вида храма. Главный карниз был украшен красивыми цветными изразцами; такими же точно изразцами, только более мелкого рисунка, были украшены и все пять глав храма. Наличие изразцов – одна из примечательных особенностей братцевского храма. Это, прежде всего, изразцовый пояс, обходящий его со всех сторон под кокошниками основного четырехгранника. Он состоит из набора отдельных прямоугольных плиток, покрытых поливным многоцветным орнаментом в виде розеток. На зеленом фоне выделяются низкого рельефа геометрические изображения, имитирующие соцветия, покрашенные в желтые, синие, белые тона. Основному поясу вторит нижний поливной валик и «гусек» карниза. Уникальны рельефы херувимов в тимпанах кокошников. Их синие крылья и скульптурного вида головы резко выделяются на фоне побелки, придавая дополнительную выразительность полихромному наряду верхней части храма. Последний ряд изразцовых украшений венчал верхние части барабанов под главами церкви. До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Именно нарядные изразцы придавали сравнительно скромному храму изысканную нарядность. Иконы для иконостаса, по всей видимости, были написаны разными иконописцами. Достопримечательностью храма являлась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии (Смоленской).

Изначально, в 1657 г., храм был возведен во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Алексия, человека Божия. В 1788 г. Покровская церковь упоминается как «каменного здания с приделом Сретения Богородицы во всякой исправности и церковной утварью достаточна». В 1833 г. при владельце усадьбы В.Н. Ладомирском придел с северной стороны трапезной был разобран, и его заменили новым, названным в честь свт. Иоанна Златоуста, алтарную часть увеличили пристройкой портика с четырьмя колоннами. В дальнейшем, в 1877 году, этот придел еще раз перестраивали. В начале XX в. князья Щербатовы, последние владельцы имения, добивались слома колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня существовала до 1928 г.

После 1917 г. церковь постепенно ветшала, из нее были изъяты наиболее ценные предметы убранства. Первое изъятие ценностей произошло, по-видимому, как и по всей стране, в 1922 г. Затем в феврале 1923 г. произошло повторное изъятие в Металлофонд серебряных вещей. В 1920-е г.г. в Государственный Исторический музей, а из него в 1930 г. в Государственную Третьяковскую галерею поступила коллекция икон праздничного ряда, исполненных в 1673 г. в Оружейной палате: Благовещение (Симон Ушаков), Сретение (иконописец Андрей), Распятие (Георгий Зиновьев), Вход в Иерусалим (Федор Козлов), Воскрешение Лазаря (Никита Павловец), Успение (Иван Филатьев), Воскресение.

Храм был закрыт в начале 1934 г. по почину фабрики «Прогресс». Вскоре была сломана колокольня, разобраны барабаны глав и обветшавшие портики. В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х г.г. находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад, станция техобслуживания. Здание приходской школы было занято под жилье, в сторожке размещался магазин.

Первое богослужение (Всенощное бдение) состоялось 13 октября 1992 г., на котором было совершено малое освящение храма и в котором участвовало большое количество духовенства. Первая Божественная литургия была совершена 17 апреля 1993 г. в Великую Субботу.

В 2019 г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Производилась реставрация кирпичной кладки фасадов, включая архитектурно-лепной декор; реставрация белокаменных поверхностей цоколя и крыльца; воссоздание окон, дверей и скобяных изделий; реставрация металлических решеток и козырьков; ремонт водосточной системы.

В 2020 г. на храме установлены подзоры, проведены работы по реставрации поверхности кирпичной кладки барабанов и фасадов основного объёма, включая архитектурный декор, а также работы по реставрации белокаменного цоколя. В настоящее время завершаются работы по золочению крестов, производится замена окрытия выступающих частей, а также оконных столярных заполнений.

Большой интерес представляет воссоздание утраченных керамических изразцов. В связи с этим специалистами была проведена масштабная историко-архивная и изыскательная работа.

http://www.fedmp.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.