ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горно Нерези. Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя.


Горно Нерези. Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя
Церковь. Не действует.  
Престолы:Пантелеимона Целителя
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Северная Македония, Горно Нерези

Координаты: 41.976884, 21.374449
Проезд:4 км южнее города, поворот на полпути к вершине Врв с крестом "Миллениум"





Сортировка:

Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2018
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2018
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2018
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2018
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, вид с северо-востока<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
вид с северо-востока
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, западный фасад<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
западный фасад
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, вид с юго-запада<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
вид с юго-запада
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
Дмитрий
2 ноября 2009
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
Дмитрий
2 ноября 2009
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, нартекс<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
нартекс
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, фрески алтарной абсиды, XII в.<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
фрески алтарной абсиды, XII в.
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, интерьер храма<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
интерьер храма
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, фрески западной стены, XII в.<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
фрески западной стены, XII в.
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, Святой Пантелеймон. XII в.<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
Святой Пантелеймон. XII в.
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, Христос-архиерей<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
Христос-архиерей
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, фрески северной стены<br>, Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
фрески северной стены
zavar-vera
30 апреля 2017
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
Дмитрий
2 ноября 2009
Монастырь Святого Пантелеимона. Церковь Пантелеимона Целителя, , Горно Нерези, Северная Македония, Прочие страны
Дмитрий
2 ноября 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 марта 2025

«…Церковь Пантелеймона в монастыре того же имени в Нерези является одной из самых древних пятикупольных церквей на Балканском полуострове. Дата ее сооружения 1164 год - твердо установлена на основании надписи на самой церкви. Это небольшое здание особого типа; архитектурные формы которого вполне подтверждают его датировку. Кирпичная церковь имеет пять куполов. Малые купола довольно широко раздвинуты, так что между ними и главным куполом имеется свободное пространство. Малые купола гораздо меньше главного, вследствие чего образуется пирамидальное нарастание по направлению к главному куполу…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 25

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 23 августа 2025

«…От столичной монументальной живописи XII века до нас дошло также два точно датированных фресковых цикла. Первый из них украшает церковь св. Пантелеймона в Нерези (Македония). Греческая надпись над дверью нарфика гласит, что храм сооружен в 1164 году по приказанию Алексея Комнина. Как теперь установлено, это был сын Константина Ангела и порфирородной Феодоры, дочери Алексея I Комнина. Уже сама надпись указывает на связь росписи с Константинополем, поскольку фигурирующий здесь заказчик был членом царской семьи. Стиль фресок только подтверждает свидетельство приведенной надписи.

Грубо записанные фрески начали расчищать по инициативе Н. Л. Окунева, первым отметившего их исключительное значение для истории византийской живописи. Открытые фрески действительно вносят ряд существенных коррективов в наши традиционные суждения о стиле XII века, лишний раз обнаруживая, насколько случаен подбор известных нам памятников, дающих одностороннее представление об общей картине его развития.

Апсида церкви св. Пантелеймона украшена изображением Причащения под двумя видами (первоначальная роспись конхи утрачена). Ниже размещен святительский чин, в центре которого, под окнами, два ангела с рипидами фланкируют Этимасию с символом св. Духа, распятием и терновым венцом (эта композиция представляет в символической форме литургическое жертвоприношение, или Поклонение агнцу). В конхе диаконника зритель видит полуфигуру Иоанна Предтечи, в конхе жертвенника — полуфигуру Богоматери Оранты. Под ними представлены по две фигуры диаконов.

По сторонам от алтарной преграды написаны два изображения иконного типа: Богоматерь с младенцем Христом и св. Пантелеймон. По стенам фрески идут тремя рядами. Нижний ряд занят фигурами фронтально стоящих святых, два верхних ряда заполнены евангельскими сценами, от которых уцелели значительные фрагменты Рождества Богородицы, Введения во храм, Сретения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Снятия со креста и Оплакивания. Нарфик был украшен сценами из жизни св. Пантелеймона, а боковые помещения, перекрытые куполами, хранят фрески с изображениями Пантократора, Христа-священника и фигур различных святых.

Фрески в Нерези исполнены не одним, а тремя или четырьмя мастерами. Главный художник закрепил за собою, как это обычно водилось, наиболее ответственные и лучше освещенные участки. Ему следует приписать большинство фигур святых на стенах и фигуры отцов церкви в апсиде, а также сцены Рождество Богоматери, Введение во храм, Сретение, Преображение, Вход в Иерусалим, Снятие со креста и Оплакивание Христа. Это уверенный в себе мастер. Он пишет легко, смело, а высветления накладывает настолько сочной кистью, что порою они образуют рельефный слой краски. И складки одеяний, и света на лицах, и даже отдельные блики он подвергает сильнейшей линейной стилизации. Линия в его руках — совершенное средство для достижения нужных эмоциональных акцентов. Среди красок он отдает предпочтение суровым и плотным цветам, помогающим ему выявить, когда это необходимо, драматизм ситуации. Он любит контрастное сочетание темной зеленоватой карнации с яркими белыми светами, образующими почти орнаментальные плетения. Его ближайший помощник, исполнивший композицию Евхаристии и фигуры воинов на южной стене западного рукава, работает в менее уверенной манере и пишет более жидко.

Два ученика, подвизавшиеся в нарфике и в смежных с ним угловых помещениях, еще более уступают главному мастеру. Рисунок у них несколько сбитый, они хуже чувствуют форму, лица их фигур лишены концентрированного психологизма, их краски бледные и плоские. По-видимому, главный мастер и его помощник использовали здесь местные силы. Но все говорит за то, что сами они приехали из Константинополя и что они занесли в Македонию традиции столичной живописи. На это указывают и чисто греческие типы лиц в исполненных ими фресках, находящие себе ближайшие аналогии в миниатюрах столичных рукописей, и строгий, точный рисунок, и необычайно высокий уровень техники, и наконец смелые приемы линейной стилизации, являвшиеся по тому времени последним словом константинопольского искусства…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VII.6. Фрески XII века: Нерези, Димитриевский собор во Владимире] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.