ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Монастырь. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:не позже 1910.
Адрес:
Россия, Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район, село Монастырь

Координаты:60.229066, 53.854478
Проезд:Автодорога Кажим (Республика Коми) - Гайны, есть указатель. расстояние от Гайны до поворота на село монастырь 20 км, после до села 12 км.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
Поклонный крест на берегу реки
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
А.Токарев
1 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца - Монастырь - Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район - Пермский край
Рис. из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): А.Токарев,  2 февраля 2014

Село Монастырь, Гайнского района, Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Никольская церковь. Деревянная церковь, дата постройки 1910 год. История. - По мнению старых людей, началось всё с того, что Стефан Великопермский приходил на это место и поставил здесь ещё один Поклонный крест. А потом пришли семь монахов, которые срубили вначале часовню, а затем основали Свято-Троицкий монастырь. Официально считается, что монастырь был основан в 1539 году. В царское время село Монастырь было местом ссылки неугодных царям людей. Половину жителей села составляли военные, охранявшие каторжан. Сюда сослали и стрельцов после Стрелецкого бунта. Во времена Петра I, когда по указу царя началась ликвидация монастырей, Троицкий монастырь стал приписным к Пыскорскому монастырю, как бы его филиалом. А в 1775 году оба монастыря были упразднены, монахи разошлись кто куда. В 1910 году в селе была построена церковь Николая Чудотворца, на деньги богатого купца и лесопромышленника Стефана Абрамовича Лихачёва. Строили её вятские мастера. И позже жители двадцати окрестных деревень ходили по воскресеньям сюда на службу. Пятиглавый трапезный двусветный храм с шатровой колокольней выполнен по образцовому проекту, имитирующему в дереве каменные культовые сооружения: пятиглавие, обшивка с выделением лопаток, фронтоны на углах храмовой части. Особенно примечательна 3-х ярусная колокольня, шатёр которой опирается на щипцы, венчающие ярус звона. После Гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли. До 1925 года он стоял пустующим. И вот 325 человек подписали прошение в сельсовет и в райцентр с просьбой разрешить службы в церкви. Им разрешили, но ценой страшного договора. Все, в том числе мои дедушки и бабушки, дали подписку, что они не будут ничего говорить о Боге и не будут детей и внуков учить молиться. Вот из-за этого мама и я выросли безбожниками. Этот договор я обнаружила в кудымкарском архиве. В 30-м году Никольский храм второй раз закрыли, сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы. Часть передали в Пермь, часть осела в гайнском музее. Священник Аполлоний Лихачёв и псаломщик Степан Черёмухин уплыли вниз по реке на плоту со своими семьями и имуществом. Православные стояли на берегу и плакали, провожая их. Сидор Прокопьевич Кукшинов, ночью тайно забрал всё необходимое для совершения служб и ушёл в нашу деревню Пальник и стал вести службы в часовне Рождества Пресвятой Богородицы. Храм Николая Чудотворца сохранился до наших дней, в очень плачевном состоянии. Чего только не было в нём - склад, клуб, почта. В годы войны православные ходили со своими иконами в пустую церковь и молились, таким образом отмаливая своих близких от гибели. Когда в 60-х годах церковь освободили, 43 человека, подписались под письмом в Верховный Совет СССР; в письме содержалась просьба разрешить проводить в храме церковные службы. Не разрешили. Церковь продолжала стоять пустой. А потом нашёлся какой-то безбожник, содрал железо с крыши. Из-за этого брёвна с потолка и часть крыши обвалились. Сейчас в Монастыре никто не живёт, Галина Григорьевна Сушкова, жительница посёлка Сёйва взялась за восстановление храма, пока своими силами, одна. Оформила все документы, потихоньку начала очищать территорию внутри, вытаскивать мусор, гнилые брёвна…..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/03/07/zemlya_nasha_permskaya/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин,  8 августа 2016

Гражданские активисты призывают сохранить деревянную церковь Николы Чудотворца на севере Пермского края.

В ходе консультационно-просветительской экспедиции сотрудники Пермской гражданской палаты узнали, что в деревне Монастырь (Гайнский район) на берегу Камы сохранилась деревянная церковь Николы Чудотворца, построенная в начале XX века. Сохранившая свой архитектурный облик недействующая церковь, по словам местных жителей, была построена вятскими мастерами в 1910 году, но не обладает никаким охранным статусом и из года в год всё более ветшает.

По запросу в Министерство культуры Пермского края удалось выяснить, что в 2001 году по поручению управления культуры Коми-Пермяцкого автономного округа специалистами тогда ещё Областного центра охраны памятников проводилось обследование здания, по результатам которого эксперты решили, что «храм может быть признан объектом культурно-исторического наследия местного (окружного) значения». Однако церковь так и не была включена в список памятников истории и культуры, как считают чиновники, из-за «отсутствия хозяйствующего субъекта, способного обеспечить её сохранение и содержание». Как говорится в релизе Пермской гражданской палаты, «власти оставили столетнюю реликвию гнить дальше».

Сама церковь, по сведениям минкульта, построена в 1905-1910 годах взамен сгоревшей и представляет собой пятиглавый трапезный двухсветный деревянный храм с шатровой колокольней. Общее состояние этого храма 10 лет назад специалисты оценивали как «подлежащее реставрации». Более того, заключение от 2001 года о его историко-культурной ценности указывает на наличие рядом с храмом крестьянской усадьбы, здания бывшей школы и хозяйственных построек этой школы, которые были возведены ещё раньше — в конце XIX века. То есть весь комплекс построек, несомненно, представляет собой историко-культурный интерес и мог бы быть использован как архитектурно-этнографическая экспозиция.

После обращения внимания Пермской гражданской палатой на проблему сохранения церкви, краевые чиновники пришли к выводу о возможном включении церкви Николы Чудотворца в реестр объектов культурного наследия муниципального значения. Для этого администрация Гайнского района должна предоставить в Министерство культуры Пермского края ряд документов: заявление о включении объекта культурного наследия в реестр, заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласие органа местного самоуправления. Однако местные власти, по словам правозащитников, не торопятся проделывать все необходимые бюрократические процедуры, опасаясь новых финансовых обязательств, которые последуют за получением строений из деревни Монастырь охранного статуса.

Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты: "Гайнская администрация не должна остаться один на один с новой статьёй расходов. Во-первых, существенной подмогой для реставрации и обустройства нового историко-культурного комплекса может стать краевой грантовый конкурс социальных и культурных проектов. При грамотной работе администрации и местных активистов участие в этом конкурсе может ежегодно приносить по 300-500 тыс. руб. на восстановление этого замечательно образца деревянного зодчества. Кроме того, я очень надеюсь, что не останутся равнодушными к судьбе памятника многие коми-пермяки, сделавшие карьеру в бизнесе, политике, культуре и живущие не только в округе, но и в краевой столице, и в других регионах России. Это действительно замечательный памятник в замечательном месте. Но первый и главный шаг, конечно за властями — церковь Николы Чудотворца должна стать официальным историко-культурным памятником".

Специалисты Пермского краевого центра охраны памятников не разделяют энтузиазма общественников. По мнению одного из них — участника экспедиции 2001 года, который прокомментировал ситуацию на условиях анонимности, церковь в деревне Монастырь не является уникальной: это не народное зодчество, а типовой проект, «близнец» известной церкви из села Бигичи, которая недавно была перевезена в Чердынь и отреставрирована. Кроме того, по его словам, расходы на восстановление храма в Гайнском районе будут потрачены впустую: поскольку Монастырь — практически нежилая деревня, и к ней нет хорошей проезжей дороги, то церковь всё равно придёт в упадок. При этом специалист обращает внимание на то, что если церковь в Монастыре — не слишком значительный в историко-этнографическом плане объект, то сама деревня «очень интересна»: жилые дома, даже те, что построены в начале ХХ века, сделаны по старинной технологии, использовавшейся ещё в XVII веке. Как комплекс строений, деревня Монастырь могла бы стать основой хорошего историко-этнографического парка.

Монастырь — очень старинное поселение, деревня староверов, ушедших подальше от сферы влияния официальной церкви, русский анклав на территории коми-пермяков. В 2001 году там оставалось три жилых двора, а также действовал летний лагерь для трудных подростков. Что сохранилось в деревне сейчас, собеседнику «Нового компаньона» неизвестно.

29 июля 2014 г.

Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон» https://www.newsko.ru/news/nk-1763905.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.