В 24 верстах от уездного города Вязников, на левом берегу реки Тары, впадающей с правой стороны в р. Клязьму, распологалось село Акиншино, на восточном краю возвышенности, постепенно склоняющейся со всеми постройками села к реке и образующей в этом месте угол через прохождение с юго-восточной стороны Тары, а с северо-восточной - оврага, называемого Ивановским, по лежащему на левом берегу его селу Иванову-Спасскому. «Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 100 от губернского (Владимир)». Местность, на которой построено село Акиншино, первоначально называлась «пустошь Алатарь, Теренинское селище» (в народных древних былинах слово это встречается в значении янтаря - «Алатырь, бел горюч камень»), потом стала именоваться «сельцо Акиншино» и, наконец, «село Акиншино-Богородское тож».
Первыми владельцами села Акиншина и его приходских деревень, известными по древним, сохранившимся в церковной библиотеке письменным памятникам, были князья Ромодановские, помещики слободы Мстеры, где в Богоявленском храме находилась их родовая усыпальница. Управление их Акиншинской вотчиной относится к началу XVII ст. В писцовых книгах Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова, дьяка Федора Витовтова 1628, 1629 и 1630 г.г., записано так: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах написано за стольником за: князь Иваном княж Ивановым сыном Ромодановским родовая вотчина, что была за, боярином за князь Григорьем, да за князь Иваном Петровичи Ромодановскими сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на, реке на Таре, а в нем церковь Пресвятыя Богородицы Казанския воздвигнута ново, а в церкви образы и свечи и всякое церковное строение вотчинниково строение». Оба названия Акиншино и Богородское село сохранило до начала ХХ в.
Откуда село получило название Акиншина - неизвестно, а Богородским, вероятно, названо потому, что находящийся в нем храм освящен в честь Пресвятой Богородицы (иконы, именуемойКазанская). В церковных документах и между соседними жителями село вообще известно под названием Акиншина; в гражданских же актах, как прежде при помещиках называлось, селом Богородским. Когда получило начало село Акиншино, положительно неизвестно, только, вероятно, незадолго до построения первого храма, ибо если бы на месте села издавна находилось какое-либо селение, то не нужно было бы в писцовой книге 1628 г. так точно и подробно означать первоначальное название пустоши, на которой построено село Акиншино; гораздо удобнее и целесообразнее было бы удержать название только самого селения, существовавшего прежде первого храма.
Первый деревянный храм в Акиншине был воздвигнут помещиком села князем Иваном Ивановичем Ромодановским в начале XVII столетия, а именно между 1620-1630 г.г., что и подтверждается вышеупомянутою писцовой книгой. «… где ныне находится село Акиншино, была пустошь алатарь, теренинское селище… а в ней (т.е. пустоши алатарь) церковь Пресвятыя Богородицы Казанския воздвигнута ново», т.е. вновь, а не на месте прежней. При церкви было пашни «середние земли по 30 чети в поле, перелогу 10 четей». К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья, Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. Патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистой Богородицы есть придел во имя св. Иоанна Богослова. Означенная новая церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы была деревянная, однопрестольная, вероятно, дубовая, так как существовала до 1729 г.
После князя Ивана Ивановича Ромодановского в 1666 г. от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской. Это видно во первых из полистовой надписи на древнем ветхом служебнике, где с указанием на 7174 (1666) г. значится: «сию книгу служебник приложила попу Федоту Иванову Княгиня Ульяна Ивановна Одоевская в вотчину свою в село Богородское, в церковь Прествятыя Богородицы Казанския»; в вторых - из полистовой же надписи на трехмесячной - за сентябрь, октябрь и ноябрь - минее, где сказано: «7180 (1672) года, марта 8 дня, приложил сию книгу минею месячную вотчины Княгини Ульяны Ивановны Одоевской, Суждальского уезду, села Богородского, деревни Зубарихи крестьянин Силуан Антипин сын... в церковь Пресвятыя Богородицы явления чудотворныя иконы во граде Казани». Сколько лет княгиня Ульяна Ивановна Одоевская управляла Акиншинской вотчиной, определенно неизвестно, только, вероятно, недолго, не более 20 или 30 лет. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию.
О генерале Петре Ивановиче Салтыкове в первый раз упоминается также в полистовой надписи на ветхом служебнике под 182 (1674) годом, где сказано: «182 года, мая 6 дня, сия книга, глаголемая служебник, Суждальской епархии, Решемской десятины, села Акиншина церкви Казанския Пресвятыя Богородицы, а в церковь привнесенная вотчины его сиятельства генерала Петра Ивановича Салтыкова, а подписал сию книгу служитель его прикащик Петр Мизинцев своеручно. В 1729 г. церковь оказалась ветхой, священно-церковнослужители с прихожанами обратились к преосвященному Иоакиму Епископу Суздальскому и Юрьевскому с прошением, о дозволении им на месте прежней ветхой деревянной церкви построить таковую же деревянную новую. О помещике генерале Салтыкове упоминается в храмозданной на новый деревянный храм села Акиншина грамоте Иоакима, епископа Суздальского и Юрьевского 1729 г., мая 3-го дня, где пишется: «в нынешнем 1729 году мая 3 дня били челом нам, преосвященному Иоакиму, епископу Суждальскому и Юрьевскому, Суждальского уезду Решемской десятины, вотчину Петра Ивановича Салтыкова, села Акиншина церкви Пресвятыя Богородицы Казанския поп Димитрий Иаковлев и т.д.». На это их прошение от епископа Иоакима последовала храмозданная грамота за собственноручным надписанием и приложением архиерейской печати от 3 мая 1729 г., которой благословлялось «в селе Акиншине новую деревянную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския строить на прежнем церковном месте и что будет из древней церкви потребное употреблять в то церковное строение». Получивши эту грамоту прихожане села Акиншина действительно построили деревянный храм в честь Казанской же Пресвятой Богородицы и притом на месте прежнего деревянного ветхого храма. Салтыков управлял Акиншинской вотчиной очень долго, от 50-60 или 70-ти лет. Не потому ли весь Акиншнский приход между окрестными жителями носил название «Салтыковщины».
С которого времени Акиншинская вотчина перешла во владение князей Куракиных - неизвестно. Об этих помещиках первоначально упоминается в чеканных надписях на ризах местных икон Преображения Господня и Казанской Богоматери, устроенных в 1779 и 1780 г.г. усердием земского (писаря) князей Куракиных Петра Иванова Воронина. Из того, что вкладчик назван земским вообще князей Куракиных, можно предположить, что Акиншинская вотчина принадлежала сначала всему роду князей Куракиных.
В 1780-1790 г.г. составлялась опись этого храма: «Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, первый в 11 пудов 20 фунтов, 2-й в 3 пуда и третий в 1 пуд 20 фунтов». Из этих колоколов до нач. ХХ в., по преданию, сохранился только один первый, или большой, впрочем без всяких надписей, а прочие все вновь перелиты. «Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери. Иконостас был в 3 яруса. Местныя в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотвореннаго Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. Ризница была для того времени довольно богатая». Вокруг храма была «обнесена деревянная ограда исправная».
Внутренность храма, как обыкновенно всех православных церквей, разделялась на три части: трапезу, храм и алтарь. Св. алтарь был один в настоящей части храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы. В нем св. престол имел облачение бумажное кумачное и был покрыт, по описи 1780 г., тафтяным красным, а по описи 1790 г. бумажным кумачным покровом. На св. престоле возлежали: св. евангелие в лист, на нем оболочка красная триповая, средник и евангелисты серебренные, два благословляющие креста медные и оловянный ковчег. Св. жертвенник был облечен в одеяние крашенинное. Для совершения таинства причащения находилось трое священных сосудов: одни серебренные вдвое оловянных, из которых одни 1795 г., неизвестно, с какой целью взяты в Кафедральный Суздальский собор закащиком Евфимием Михайловым.
Во св. алтаре за престолом стояли: выносной деревянный крест, сохранившийся до начала ХХ в. без всяких исправлений и имеющий четвероконечную форму; изображение на нем распятого Спасителя иконописной работы и стиль письма древний, современный прочим древним иконам Казанского храма, задняя сторона креста украшена изображениями орудий страстей Господних, и два выносных с рукоятями образа: первый Владимирской Божией Матери (продан во время построения настоящей каменной церкви, как отмечено в описи 1790 г. рукою о. благочинного погоста Архидиаконского священника Василия Доброхотова, поверявшего церковное имущество в Акиншинском Казанском храме в 1827 г. Подобная участь постигла и некоторые другие древние иконы, как о том отмечено рукою сего же благочинного. Что была за причина, побудившая священно-церковнослужителей так святотатственно поступить с сими иконами, неизвестно), второй Казанской Пресвятой Богородицы с венцом, оплечьем и окладом серебряными, существовавший в начале ХХ в., только вместо серебряных оплечья, венца и оклада за их крайней ветхостью (снятое с сей иконы серебро употреблено на устройство серебро-позлащенной верхней доски престольного св. евангелия, пожертвованного в Казанскую села Акиншино и церковь княжной Куракивой.), возложена на икону уже новая медно-посеребренная риза. Образ сей письма старинного и, нужно полагать, современен прочим древним иконам Казанского храма. На задней стороне иконы изображены в рост два св. мученика: князья Борис и Глеб, а вверху над ними посредине нерукотворенный образ Христа Спасителя, св. мученики написаны в княжеских одеждах и мантиях с княжескими на головах шапками. Причем св. Борис имеет руки свои воздетыми к небу, а св. Глеб одну левую руку свою в благоговении возносит к верху, правою же рукою хочет сотворить крестное знамение сложением двуперстным. Имя «Иисус» во всех местах иконы подписано с старопечатною особенностью. Икона мерой в вышину 10, а в ширину 8 вершков.
Обозревши св. алтарь, обратим должное внимание на сам храм. Иконостас храма был резной, позолоченный, в три яруса. Царские двери гладкие; завеса в них крашенинная. В первом ярусе, по правую сторону царских дверей, стоял образ Преображения Господня в серебро-позлащенной ризе, за ним южные двери и подле них образ Покрова Пресвятой Богородицы в медной позлащенной ризе - в начале ХХ в. местная икона Покровского придела, затем на завороте по стене: образ Воскресения Христа, в нач. ХХ в. не существовавший, образ Нерукотворенного Спаса в медной ризе с таковым же венцом в начале ХХ в. на северной стороне трапезы, но без ризы и венца, и образ пророка Илии в медной ризе - в нач. ХХ в. в трапезе. По левую сторону царских дверей: храмовый образ Казанской Пресвятой Богородицы в серебро-позлащенной ризе, за ним северные двери, потом образ Иoaннa Богослова в медной позлащенной ризе в нач. ХХ в. на северной стене трапезы, но с одним только окладом, без ризы и, наконец, на северной стене на завороте: резной образ Николая Чудотворца в нач. ХХ в. в трапезе и образ мучеников Флора и Лавра в медной вызолоченной ризе, в начале ХХ в. там же, но без ризы, с одним медным окладом; во втором ярусе в середине находился образ сидящего на престоле Господа Вседержителя в медной ризе и таковом же венце и по сторонам его 17 разных св. икон (названия их не показаны) в медных венцах; в третьем ярусе в середине находилось распятие Господне и по сторонам разных икон в медных венцах (названия не означены). За правым клиросом стояли иконы: скорбящей Божией Матери в медной ризе (в нач. ХХ в. в трапезе) и иконописный образ Николая Чудотворца (в нач. ХХ в. в Покровском иконостасе по левую сторону северных дверей); за левым клиросом находились: образ мученицы Параскевы (ныне в трапезе) и три образа воскресения Христова (в нач. ХХ в. не существующие). Последняя часть храма - трапеза украшалась только двумя св. иконами; здесь находился резной образ Христа в темнице (в нач. ХХ в. скрытый), и образ страшного суда Христова (в нач. ХХ в. не существующий).
Проследивши сколько возможно внутреннее украшение деревянного Казанского храма, не оставим без внимания и ризницы его. Не будем перечислять всех священно-служительских облачений, но укажем по крайней мере на самые лучшие и самые низшие облачения. В числе первых риз священнических значатся: а) ризы парчовые белые с черными травами: на них оплечье серебряной парчи, обложено серебряным широким позументом, подольник штофный; б) штофные травчатые белые, по оплечью обложенные серебро-позлащенным позументом; в) атласные белые, по оплечью обложенные серебро-позлащенным позументом. Из числа же низших риз были ризы кумачные красные и даже китайчатые, возложенные на умершего священника о. Ивана Алексеева. Подризников всего было два: один атласный голубой с тафтяными красными оплечьем и подольником и другой набойчатый. Поясов тоже два нитяных с кистями, епатрахилей всего три рытого бархата, обложенная красной тесьмой, штофная травчатая и атласная травчатая. Соответственно с ризницей священника и диаконское облачение было немногочисленное; всего стихарей состояло на лицо четыре: первый штофный травчатый голубой без оплечьев, обложенный простым позументом, второй атласный полосатый, третий зеленый белотравчатый с оплечьем и подольником зелеными гризетовыми и наконец четвертый холщовый набойчатый. Орарей всего было три: тафтяной красный с насыпными крестами, обложенный серебро-позлащенным позументом, канительный красный с серебряными крестами и из шелковой ленты. Наконец заключим описание храма указанием на количество церковных сумм, составлявших его кошелек. В церковной описи 1790 г. написано: «в оной же церкви имеется церковной денежной суммы на лицо всего двадцать рублей (конечно ассигнациями)».
С 1802 г. село принадлежит действительному тайному советнику и кавалеру князю Степану Борисовичу Куракину, после его смерти (1805 г.) с 1806 г. – его супруге Екатерине Дмитриевне Куракиной, которая владела вотчиной до 1843 г., тоже до самой кончины своей. Екатерина Дмитриевна лично посещала Акиншино в 1812 г., ища спасение от французов. По рассказам старожилов, оказала себя во время своего приезда доброй, приветливой и внимательной к нуждам своих крестьян. Как памятник усердия княгини к своему вотчинному Акиншинскому храму, хранилась в церковном архиве копия с реестра купленных ею в 1806 г. в Казанскую церковь следующих священных предметов: 1) напрестольного серебро-позлащенного 84 пробы креста, ценой в 33 руб. 60 к. ассигн., 2) серебро-позлащенной дароносицы, ценой 19 руб. 35 коп. ассигн.; 3) напрестольного евангелия в лист на александрийской бумаге, обложенного малиновым бархатом, ценой в 35 руб. ассигн., и 4) двух священнических риз с подризниками, епитрахилями и поручами и двоих диаконских стихарей, с должными к ним принадлежностями, на 200 руб., итого всех вещей на 285 руб. 96 коп. ассигнациями.
В 1815 г. местный священник о. Иван Иванов Бутеев и уполномоченный от прихожан села Акиншина крестьянин деревни Зубарихи Семен Савельев обратились к преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому, с просьбой о дозволении им в селе Акиншине, вместо деревянного храма, построить каменную церковь с такой же колокольней, и не об одном престоле, как было до сих пор, а двухпрестольную - со включением, кроме посвящения главного храма в честь Казанской Пресвятой Богородицы, еще придела в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На это прошение их от епископа Ксенофонта последовала храмозданная грамота от 26 июня 1815 года. Немедленно, по получении грамоты, прихожане села Акиншина начали изыскивать средства и заготовлять необходимые материалы для постройки разрешенного им храма, так что с весны 1816 г. уже начались работы по каменной кладке. Денежные средства, потребные для этого великого дела, собраны были от доброхотодателей из числа зажиточных крестьян-прихожан села Акиншина, а доставка и отчасти приготовление строительных материалов произведены миром (обществом, своими трудами). Так, по условию, заключенному священно-церковнослужителями и прихожанами села Акиншина 13 февраля 1816 г. с каменщиком Гороховецкого уезда, села Никулина, деревни Прудков, крестьянином Герасимом Никифоровым относительно кладки церкви видно, что подрядчик, кроме собственно кладки, обязался от себя работать кирпичи и иметь необходимые принадлежности для раствора извести и заготовки цемента, а прихожане изъявили согласие на свой счет выстроить кирпичные сараи, доставить необходимое количество леса и досок на подмостки, навозить камней для бута и, наконец, перевезти сработанный кирпич (кирпичные сараи были в 1 версте от храма около деревни Зубарихи). За всю работу, по условию, подрядчик должен был получить 4500 р. асс. и окончить каменную кладку храма и колокольни в течение двух лет, начиная с 8-го июля 1816 г., который день, должно быть, был днем закладки храма, как день храмового праздника села Акиншина в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы.
Храм был построен в 1818 г. Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 г., на память св. апостолов Петра и Павла; священный антиминс желтый атласный, священнодействован преосвященным Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским 5 июня 1821 г. Первенствующим священнослужителем при освящении сей части храма был священник, а потом ключарь Владимирского кафедрального Успенского собора Григорий Михайлович Чижев.
В 1836 г. кровля храма и колокольня вместо теса покрыты железом. Около всего храма, на расстоянии 10 аршин от него, в 1837 г. усердием прихожан обнесена каменная ограда с пролетами, заделанными деревянными решетками, имеющая четыре входа: с запада главный, или св. ворота, затем небольшие дверцы с востока, юга и севера. К северу от храма, рядом с оградой, помещается приходское кладбище на церковной земли. Впрочем, некоторые усопшие погребались и внутри ограды; но эта честь предоставлялась только умершим священно- и церковнослужителям, их семействам и самым избранным из прихожан, при том последним с небольшим взносом в пользу церкви (3-5 р.). Есть предание, что в давние годы было отведено приходское кладбище на крестьянской земле к югу от села Акиншина, в полуверсте от селения. Но за дальностью расстояния сие кладбище вскоре после открытия было уничтожено, так что погребен на нем один только крестьянин по имени Григорий, отчего место это в простонародии называется Гришин лесок, так как оно поросло мелким кустарником.
От Екатерины Дмитриевны (умерла в 1843 г.) село перешло к ее племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому. Владелец этот лично никогда не посещал Акиншинской вотчины, но оказал себя самым усердным жертвователем для Казанского храма и самым заботливым попечителем об умственном и нравственном развитии своих крестьян. Д.П. Приклонский жертвовал богатые вклады Казанскому храму и открыл при нём 3 октября 1843 г. вотчинное училище, называемое Дмитриевской школой. В конце XIX в. содержался на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90. Пол чугунный настлан в 1848 г. усердием прихожан.
Само духовенство села Акиншина не было забыто Дмитрием Павловичем Приклонским; так, в 1843 г. он приказал единовременно выдать Акиншинскому причту из вотчинных сумм 200 руб. ассигн., затем и в последующее время нередко посылал причту через своих бурмистров разные подарки, состоящие из материй для одежды как самих священно-церковнослужителей, так и жен их. Особенно Приклонский питал глубокое уважение к о. Андрею Васильевичу Веселовскому. Так, из особенного расположения к о. Андрею Приклонский пожертвовал ему 50 корней строевого леса и 50 руб. сер. на постройку дома; потом, за безмездное обучение в Акиншинской вотчинной школе, подарил золотые карманные часы и серебро-позлащенный бокал и имел с о. Андреем большую переписку, из которой всего яснее видно, как Приклонский во всяком важном деле любил обращаться к умному священнику за советом и как вполне располагался на его опытные советы.
Приклонскому недолго пришлось управлять Акиншинской вотчиной. 7 июня 1848 г. единственный сын его Николай, служивший в военном ведомстве, переправляясь с полком своим через реку Вислу на пароме и заметя, что паром от многолюдства тонет, хотел остановить свою команду, но его лошадь поскользнулась и он в полном вооружении упал с нее в воду и утонул, так что только чрез два часа могли отыскать тело его. «С ним я всего лишился на свете», писал Приклонский о. Андрею. «Давно скучая жизнию и нигде ненаходя утешения с тех пор как я получил печальное известие о вечной с ним разлуке, предаю и себя и дела свои воле Божией» (С.-Петербург 9 августа 1848 г.). Таким образом, когда все дальнейшие светлые надежды для Приклонского кончились со смертью его единственного сына, тогда он уже не захотел более нести труды управления своими вотчинами и осенью 1849 г. продать их действ. ст. сов. Николаю Арсеньевичу Жеребцову. Жеребцов управлял Акиншинской вотчиной до самого освобождения крестьян из крепостной зависимости, или до 1861 г., и своим благоразумным управлением заслужил народную память о себе как о помещике опытом, деловом и рассудительном. С целью большого ознакомления с своей вотчиной и ближайшего надзора за ходом вотчинных дел, Жеребцов неоднократно посещал свою Акиншинскую вотчину или один, или даже с семейством. Эти посещения Жеребцова были как с одной стороны благотворны для его крестьян, так с другой не бесплодны и для Акиншинского храма и служащих в нем.
Для Казанского храма Жеребцов пожертвовал одно парчовое аплеке облачение для священника и диакона, таковые же облачения на два престола и жертвенник, две штофные завесы к царским дверям и один штофный покров на престол. Между Акиншинским причтом Жеребцов обратил особенное внимание на священника о. Андрея Веселовского и дьячка Александра Иорданского. Так, в 1850 г. Жеребцов при посещении села Акиншина со всем семейством, узнавши о скудости священнических доходов и многочисленности семейства о. Андрея, приказал своему вотчинному правлению каждогодно нанимать для о. Андрея работницу на вотчинные суммы из крестьянок своей Акиншинской вотчины, что неизменно и соблюдалось до самого прекращения крепостного права. Дьячка же Иорданского, как человека расторопного, назначил земским писарем своей вотчинной конторы с оставлением и в прежней дьячковской должности...
Расписан храм был в 1855 г. небогатой живописью ценой в 600 рублей. Царские двери вместе с резьбой, стоящие 200 р., устроены проживающим в селе Акиншине Вязниковским крестьянином сего села, Петром Ивановым Левашовым и крестьянином села Акиншино Егором Тимофеевым Закусевым в 1862 г. (позже архангельский купец). Царские двери вырезаны наподобие креста в окружающем его сиянии, а по сторонам украшены богатой резьбой; как сами двери, так и резьба около них сплошь вызолочены червонным золотом на полимент. Царские двери первоначально были простой столярной работы и состояли только из одних деревянных выкрашенных рамок с грубо приделанными к ним иконами: Благовещения Пресвятой Богородице и четырех евангелистов.
«Весь храм занимает в длину 32 аршина, в ширину 14 аршин и в вышину 10 аршин, кроме купола, который возвышается над кровлей еще на 10 аршин, и исключая фонарь и самую главу; причем трапеза имеет в длину 11 аршин и ширину 14 аршин, настоящий храм в длину 14 аршин и ширину 14 арш., и св. алтарь в честь Казанской Пресвятой Богородицы в ширину 13 аршин и длину 7 аршин. Над папертями храма возвышается тридцати аршинная каменная, покрытая железом, колокольня, имеющая при своем основании в длину 8 и ширину 9 аршин, построенная в виде четырех-угольной башни в три яруса, с двумя по всем четырем сторонам пролетами, в среднем ярусе заделанными досками и в верхнем открытыми для звона, так как здесь находятся все колокола. Верх колокольни оканчивается высоким деревянным обитым железом шпицем, в котором водружен железный восьмиконечный, вызолоченный накладным листовым золотом, крест. Колокольня эта есть та самая, которая сложена вместе с церковью». В 1877 г. на ней находились разной величины шесть колоколов, большей частью новой покупки и без всяких надписей, из которых в самом большом веса 91 пуд.
Алтарь в храме одночастный и отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами для трех дверей. Сия часть храма холодная и священная служба в ней начинается с великого пятка и, продолжаясь во все лето, оканчивается 22-го октября праздником в честь Казанской Пресвятой Богородицы. Иконостас с позолоченной резьбой существует (1877 г.) в том виде, в каком был первоначально устроен перед освящением храма, изменение получила только нижняя часть иконостаса, через устройство новых царских дверей и четырех, киот для местных икон. Все иконы находящиеся в иконостасе, кроме древних Преображения Господня и Казанской Пресвятой Богородицы, новые, писанные 1820 г. мстерскими крестьянами Иваном и Львом Андреевыми Корягиными.
Из св. икон в Казанском храме особенно замечательны своей древностью и украшением следующие: местный храмовый образ Казанской Пресвятой Богородицы, мерой в вышину 23 вершка, в ширину 17 вершков, написан на лаповой доске по левкасу. Необходимые надписи на нем сделаны вязью и имя «Иисус» написано сокращенно. Правая благословляющая рука у предвечного младенца в своих перстах указательном и среднем имеет перстосложение именословное, а другие плотно пригнуты. По стилю письма образ этот очень древний и, наверно, современен первоначальному устройству храма в селе Акиншине (началу XVII стол.).
При Казанской церкви устроен придел Покровский в 1816 г. Первый священный антиминс был желтый атласный, священнодействован преосвященным Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским 23 сентября 1817 г. Затем, по причине его ветхости, он 22 апреля 1875 г., заменен новым атласным алого цвета, священнодействованным высокопреосвященным Антонием, архиепископом Владимирским и Суздальским 1 октября 1874 г. Св. алтарь храма находится у южной стороны трапезы; придел теплый и служба в нем бывала по зимам.
Иконостас в приделе устроен в 1861 г. усердием прихожан. Всех главных икон в нем находилось четыре: две местных Преображения Господня в меднопосеребряной ризе, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца Можайского в медном окладе с медным венцем и Казанской Пресвятой Богородицы в меднопосеребряной ризе. Все иконы письма иконописного и довольно древнего, особенно Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца. Кроме главного иконостаса, в Покровском приделе имелись еще два большие киота столярной работы, выкрашенные кармином, украшенные резьбой, высеребряной на полимент, и покрытой золотистым лаком. Эти киоты сделаны в одно время с новым Покровским иконостасом, т.е. в 1861 г., на жертвованную сумму. Одна киота находилась на передней (восточной) стороне трапезы, влево от арки, ведущей в главный Казанский храм. Средину ее занимал резной образ Николая Чудотворца. Престолов в храме два: главный в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
С достоверностью можно положить, что с самого первоначального устройства храма в селе Акиншине, с 1-й половины XVII столетия, причт храма состоял из четырех лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. Четырех - членный состав причта в селе Акиншине был и в продолжение всего XVIII ст. Это подтверждается копией с репорта о прибыли и убыли духовенства в 1832 г., в котором в самом начале сказано: «при оной (села Акиншина) церкви указному числу по состоявшемуся в 1722 г. указу быть надлежит священнику, диакону, дьячку и пономарю по одному». Это количество причта в полном комплекте существовало до 1869 г., в коем, в виду новых узаконений об улучшении быта духовенства через сокращение количества служащего духовенства, пономарское место закрыто, а в 1876 г., по случаю смерти диакона, закрыто и его место. Таким образом, причт Казанской села Акиншина церкви с этого времени стал состоять только из священника и дьячка, как утверждено по новому расписанию церквей и причтов Владимирской епархии, в месяце июне 1876 г...
Причт при Казанской, села Акиншина, церкви как прежде содержался, так и в 1876 г. получает содержание главным образом от поручных вознаграждений за требоисправления и молитвословия. Так в 1876 г. получалось: за совершение таинств крещения и елеосвящения и отпевание младенца 50 коп., таинства исповеди от 3-5 коп., таинства брака от 5-8 рублей и в редких случаях 10 руб. сер., отпевание взрослого, без поднятия из дома со священником, 1 руб. 50 коп., а с поднятием и проводами - 2 рубля, за служение заупокойных литургий - 30 коп., за праздничные молебны при обходе домов прихожан от 10-15 коп., за поемые в церкви простые молебны - 5 к., за молебны с акафистами и водосвятием - 15 коп. Кроме того, в праздничные обходы домов прихожан, а именно: в св. Пасху, в два храмовые праздника Казанской (8 июля) и Покрова Пресвятой Богородицы и в Великий пост давалось с каждого крестьянского дома по караваю хлеба. Посему, общее количество средств, получаемых причтом, каждогодно можно определить средним числом в 600 рублей серебром. В помощь к сим средствам содержания причта имелось при церкви и земля (44 дес.), большей частью пахотная, и только в немногих местах поросшая мелким дровяным березовым лесом. Впрочем, означенная церковная земля, по неспособности ее к должному произрастанию хлебных посевов и еще, вследствие неимения лугов к полному скотоводству, в настоящее время очень мало обрабатывается; так как обработка ее, в особенности через наймы посторонних работников, не окупает сама себя.
Выпись из писцовых вотчинных книг от 1628 и последующих годов, упоминая о селе Акиншине и о построении в нем новой церкви, вместе с тем перечисляет и те селения и пустоши, который в то время принадлежали к Акиншинской вотчине. Так: деревня Яблонцы, деревня Свиное болото (Свиново), деревня Медведево (прежде называвшаяся Медведково), деревня Городок, деревня Некрасовская, Некрасова и Пятово гож (бывшая, по преданию, на северо-востоке от д. Яблонец, на дороге в деревню Медведево, в одноверстном от Яблонец расстоянии), деревня Макланова-Маначиха тож (по преданию, бывшая на северо-западе от села Акиншина, против деревни Медведева, к северу от нее через овраг). Потом некоторые места, прежде бывшие пустошами, населились и обратились в деревни, как то: пустошь Зубарево стала деревней Зубариха, пустошь Семкино, Семышино тож, стала деревней Семыня, пустошь стала деревней Лосья. Из этих селений, включая и эти по времени населившиеся пустоши Семыню, Лосью и Зубариху, состоял приход села Акиншина до 4 ноября 1842 г. В этом же году, по желанию помещика села Акиншина Д.П. Приклонского и по определению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения, перечислены в состав прихода села Акиншина от соседнего прихода Ильинского-Костина угла деревня Носково и пять дворов из деревни Жаров, как бывшие однокрепостные с прихожанами, принадлежащими к селу Акиншину. Впрочем, по реформе, объявленной в 1876 г., пять дворов, находившихся в дер. Жарах, снова возвращены в Ильинский приход: так как они производили раздробление деревни Жаров между двумя приходами, что, конечно, неблаговидно и бесполезно для самих крестьян.
Таким образом в 1877 г. приход села Акиншина состоял из следующих селений: села Акиншина собственно (32 двора, 90 душ муж., 108 д. жен.), деревни Зубарихи (14 дворов, 48 д. муж., 47 д. жен.), деревни Городка (7 дворов, 17 д. муж., 20 жен.), деревни Медведева (11 дворов, 34 д. муж, 31 д. жен.), деревни Свинова (20 дворов, 62 д. муж, 61 д. жен.), деревни Яблонец (39 дворов, 94 д. муж., 112 д. жен.), деревни Лосьи (20 дворов, 63 д. муж, 61 д. жен.), деревни Семыни (30 дворов, 78 д. муж., 78 д. жен.), деревни Носкова (35 дворов, 82 д. муж., 90 д. жен.), еще в деревне Черноморье, Ильинского прихода один дом (4 д. муж., 2 жен.). А всего девять селений полных, которые все находятся вблизи села Акиншина, так что самая крайняя деревня Лосья удалена от церкви только на 4 версты, и один дом в д. Черноморье, итого 209 дворов, 572 души муж., 610 душ жен. пола, обоего же пола 1182 души...
Частично разорённую в 1920-е г.г., церковь закрыли в 1932-м. С храмовой звонницы сбросили колокола, вывезли драгоценные иконы и всю оставшуюся церковную утварь. Их дальнейшая судьба неизвестна. Церковное здание было передано колхозу "Трудовик" и обращено в зернохранилище и склад. Позже его забросили, отдав на растерзание стихии и людям. Позднее и само село покинули люди и оно исчезло со всех современных карт.
В 2001 г. в Акиншино отправляются добровольцы на расчистку храма и территорий, прилегающих к нему. В 2003 г. здесь открыт Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря. Обитателями скита возведены жилые постройки, трапезная, смотровая площадка, ведется реставрация храма.
У подножия холма, на котором стоит храм Пресвятой Богородицы Казанской, восстановлен святой источник и купель для совершения церковных обрядов. Территория родника у д. Акиньшино облагорожена стараниями братии Свято-Казанского скита. Территория святого источника выложена тротуарной плиткой и бордюрами, выстроена купель, беседка, рядом стоят две лавочки. Беседка над родником выполнена в виде резного деревянного навеса с иконами святых. К ключу ведет широкий мост через ручей.
По материалам: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/r/61-1-0-1968
Комментарии и обсуждение