ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чумалево. Вознесенский женский монастырь.


Чумалево. Вознесенский женский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1925.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
295724 Украина, Закарпатская обл., Тячевский р-н, с. Чумалево

Координаты: 48.183053, 23.538498
Проезд:обитель находится в 2 км к западу от села, в урочище Заберех, или Осеряк



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  26 мая 2014

Вознесенский монастырь занимает плоскую вершину, обсаженную плодовитыми и дикорастущими деревьями горы Осиряк. Это название происходит от слова "серый": на фоне высоких зеленных Карпатских гор - эта гора, покрытая однородным кустарником, издали кажется серой. Монастырь называется также Чумалевским, потому что находится в 2 км к западу от села Чумалево Тячевского района.

История Чумалевской Свято-Вознесенской обители неотделима от истории закарпатского народа, который долгие годы был порабощен унией. Ценой великих жертв и страданий удавалось сохранять Православие нашим отцам и дедам, и только по рассказам, переходящим из уст в уста узнаем мы о первых ревнителях Православия, их исповедничестве и вопиющих гонениях за православную веру со стороны униатов.

Святая обитель строилась на добровольные пожертвования клириков и мирян. Православные священники, выходцы из простого верующего народа, с ревностью исполняли свой долг, народ же относился к пастырям Церкви Христовой с большим уважением и любовью. Главной задачей было устройство православных храмов и монастырей. Сооружались они не по планам архитекторов-храмостроителей, а исходя из материальных возможностей, - простыми мастерами под руководством священников. Еще во время Первой Мировой войны, будучи мирянами, эти священники побывали в России, где были утверждены в истинах православной веры. Многие,из них возвращались в родные края будучи в священном сане. Они и положили начало возрождению Православия в Закарпатье.

Монастырь был основан в 1925 году трудами вдовы Марии Рыбарь, при деятельном участии двух её родных братьев - монаха Илариона и мирянина Василия. Много трудов на строительство обители положили священник Георгий Кениз, протоиерей Иоанн Бабич, протоиерей Михаил Розман,иеромонах Сергий (Мурашко), иеромонах Дамиан (Бынь), иеромонах Доримедонт (Андришко). Через непродолжительное время обитель была освящена.

В памяти местных жителей хранится воспоминание о том, что под горой Осиряк жил в землянке Христа ради юродивый Георгий Кароль. За 30 лет до основания обители он неоднократно говорил, что на этой горе будет монастырь. Скончался блаженный Георгий в 1937 году и был погребен на кладбище в селе Чумалево.

Монах Иларион (Рыбарь) в 1926 году был рукоположен в иеромонаха и назначен духовником в новооснованную обитель, где служил по 1939 год. Скончался он, в 1969 году иеросхимонахом с прежним именем. Похоронен он на кладбище в своем родном селе Дубовое Тячевского района. Василий Рыбарь скончался в 1952 году и похоронен на том же кладбище. Отец Георгий Кениз был рукоположен во пресвитера в 1922 году епископом Пражским Сергием (Королевым) и назначен настоятелем на приход в свое родное село Копашнево. С 1935 года был назначен настоятелем этого прихода его сын протоиерей Михаил Кениз. Отец Георгий скончался 5 апреля 1938 года. Похоронен в ограде основанного им Свято-Покровского храма в том же селе. Протоиерей Иоанн Бабич был настоятелем прихода в селе Терново Тячевского района, протоиерей Михаил Розман - находился за штатом, проживая в своем родном селе Чумалево; иеромонах Доримедонт (Андришко), служивший в обители в 1952-1960 гг. В сане игумена являлся одним из священников Мукачевского монастыря. Иеромонах Сергий (Мурашка) был духовником обители в 1939-1947 годы, скончался в 1947 году и похоронен на монастырском кладбище; иеромонах Дамиан (Бынь), бывший монастырский духовник с 1947 по 1952 годы, скончался в 1954 году в Ровенской области. Помимо названных священнослужителей, в обители был духовником иеромонах Досифей (Шандра) в 1960-1962 годы. Совершавший здесь служение с 1962 года схииеромонах Артемий (Половка) находился в обители на покое с правом служения.

В 1938 году скромная и благочестивая Мария Рыбарь, с большим усердием трудившаяся по благоустроению обители, была пострижена в мантию с прежним именем - в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и была возведена в сан игумении. Её брат - иеромонах Афанасий подвизался в Иверском монастыре на Святой Горе Афон. В объединенном Чумалевском монастыре по благословению архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория в 1968 году была назначена настоятельницей монахиня Евгения (Фарковец). В 1969 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Московского и всея Руси она была возведена в сан игумении.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена и заботами правящего архиерея в 1975 году был проведен капитальный ремонт главного Вознесенского храма, который имеет форму в плане креста. Храм по-монашески прост, не имеет привычных архитектурных украшений. Тем не менее силует его четок, а после ремонта приобрел некоторую выразительность, благодаря обновленным куполам и венчающим их православным восьмиконечным крестам. Для обновленного храма устроен новый деревянный иконостас с позолотой. Иконы для иконостаса приобретены стараниями игумении Наталии (Ильчук), настоятельницы Корецкого монастыря.

В обители также есть домовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и часовня во имя пророка Божия Илии. По внешнему виду храм обители подобен многим русским храмам, внутри же имеет свои национальные особенности: иконы украшены украинскими рушниками, расшитыми вручную крестиками, цветами и традиционными церковными орнаментами. Все хоругви - из различных тканей с иконами по обеим сторонам. Чумалевская обитель - общежительная. Уединенностью своей, скромностью деревянных построек, простотой и строгостью иноческой жизни она напоминает скит. Устав заимствован из различных монастырских уставов, с учетом местных условий иноческой жизни.

После освобождения Закарпатья в 1944 году и воссоединения Мукачевской епархии c Матерью - Русской Православной Церковью обитель стали посещать и русские паломники. Благодаря им сестры обители стали знакомится с сочинениями русских церковных композиторов. Первоначально Богослужения совершались исключительно по Минеям, а после воссоединения в монастыре совершались службы чтимым иконам и святым по богослужебным книгам на церковнославянском языке. В монастырь на богомолье приезжают верующие многих национальностей: русские, украинцы, молдаване, румыны, венгры, словаки и другие.

Особо чтимые святыни монастыря: четыре иконы Божией Матери "Сладкое лобзание" или "Гликофилусса", "Ченстоховская", "Скоропослушница" и "Иверская". Икона Божией Матери "Сладкое лобзание" входит в список чудотворных икон, находящихся на Святой Горе Афон Филофеевского монастыря. Сия икона была подарена Константинопольским патриархом Савватию, епископу Пражскому и всея Чехословакии, который, благословляя новую обитель, передал её игумении Марии. Церковное предание говорит, что эта одна из семидесяти икон, написанных рукою святым апостолом и евангелистом Лукой. Образ прославился в царствование греческого императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.). У некого Симеона, приближенного к императору, была жена Виктория, которая не отреклась от почитания икон. Она хранила в своих покоях образ Богородицы, перед которым тайно молилась. Когда Симеон узнал об этом, то потребовал сжечь икону. Благочестивая жена не отдала святыню на поругание, предпочитая доверить её морским волнам. Через несколько лет сей образ явился на берегу моря перед Афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью приняли его и отнесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы назвали "Агиасмой". В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается Крестный ход.

Источник: Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.