Изумительной архитектуры Покровская церковь в Анхимове, построенная, как уже упоминалось, в 1708 году – старшая сестра 22-главой Преображенской церкви Кижского погоста (год постройки 1714). Специалисты признают их полную стилистическую идентичность (за исключением нескольких индивидуальных особенностей), ввиду чего высказывается предположение об одной артели плотников, построившей оба храма. Вполне возможно, уцелей Анхимовская церковь к нашему времени, она так же, как и Кижская, оказалась бы в списке всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО, и слава Кижской (построенной на 6 лет позже), потонула бы в её тени. И народ бы не в Кижи ломился, а в Вытегру… Но - не судьба.
Удивительный храм не мог не привлекать внимания архитекторов, историков, краеведов, искусствоведов и реставраторов. К счастью, во второй половине XIX века, ко времени начала исследовательских работ, уже была изобретена фотография: до наших дней дошли дореволюционные фотоснимки церкви, из которых несколько, отснятых С. М. Прокудиным-Горским, цветных. На них особенно отчетливо заметно, что покрытые тесовой обшивкой стены ”выбелены мелом”. При смене общественного строя поток неравнодушных ученых и любителей древней архитектуры, посетивших Анхимово, не иссяк, но тональность рассуждений сменилась – номинально социалистическое общество считалось атеистическим.
После революции службы в Покровской церкви в Анхимово прекратились. Опустевшее здание до 1948 года числилось памятником архитектуры и находилось в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. По ходатайствам местного населения, 25 июня 1948 года было вынесено положительное заключение об открытии церкви для верующих, но тут (по чьему-то злому умыслу или просто по недосмотру) возникли проблемы бюрократического характера: обнаружилось отсутствие договоров между отделом архитектуры и приходской общиной, необходимых для возобновления богослужений. Под этим предлогом тему как-то постепенно замяли, несмотря на робкие протесты со стороны местных жителей и малочисленного (и совершенно бесправного на тот момент) русского духовенства. С 1949 года церковное здание, в котором еще сохранялись кое-какие иконы и богослужебная утварь, разрешили использовать под хозяйственные нужды.
А в 1956 году в Анхимово приехал Бог Реставрации - Александр Викторович Ополовников. Он не мог сюда не приехать, ибо Анхимовская Покровская церковь – по его собственному признанию – являлась, наряду с Преображенской Кижской, “одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества”. Им была выполнена фотофиксация и произведены тщательнейшие обмеры, скурпулезно изучена каждая деталь, исследовано всё, что только можно было исследовать – включая то, что исследовать было в принципе невозможно, но для этого человека ничего невозможного не существовало. Обмеры в Анхимово велись параллельно с реставрационными работами на Кижской 22-главой Преображенской церкви – вполне возможно, после завершения полного цикла работ в Кижах, дело бы дошло и до реставрации Анхимовской церкви. И многоглавых старинных русских северных деревянных красавиц у нас было бы целых две. И не монополизировали бы славу Кижи, злоупотребляя положением и наживаясь на своих же соотечественниках. И красоты и гармонии в неуютном мире стало бы больше.
21 октября 1963 года 20-главая (на тот момент) церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анхимово сгорела.
В небольшой заметке в газете ”Вологодский комсомолец”, от 15 ноября 1963 года, читаем: ”Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер”. Мир потускнел, пошел трещинами, и из конструкции мироздания выкрошился обугленный кирпичик…
Александру Викторовичу Ополовникову страшная эта новость, как обухом по голове, аукнулась спустя десяток лет. Он, без малейшего сомнения, все открытия и потери пропускал через сердце – о том свидетельствует каждая строка его книг. А здесь – не рядовая клетская часовня, и даже не шатровый храм. Не стало дивного явленного пятиярусного многоглавого чуда. Ценность которого была настолько высока, что не измерялась никакими историческими мерками – ну как оценишь истинную суть храма Покрова на Рву или храма Покрова на Нерли? Церковь Покрова в Анхимове под Вытегрой – в тех же скрижалях записана. Можно лишь догадываться, с какими чувствами и мыслями Александр Викторович смотрел на пожарище…
После этой беды им был выполнен подробнейший проект реставрации церкви, предусматривающий, помимо восстановления сгоревших конструкций, воссоздание разобранных при ремонте в 1793 году четырех глав четвертого (предпоследнего) яруса на крестчатой бочке, завершающей малый восьмерик, и возвращение на историческое место западного крыльца на два всхода (юг-север). Эти проекты остались лежать у него дома, оказавшись невостребованными. Почему? Решили, что одних Кижей достаточно и успокоились? Не было политической воли, свободных специалистов, средств? Тогдашний генсек Хрущев церкви не благоволил – сунуться с предложением побоялись? Почему же? Наверняка он стучался во все двери, убеждал, ждал и надеялся. Но не открылось – не услышалось – не случилось.
А. В. Ополовников ушел, не дождавшись, в 1994 году. Вполне возможно, теперь возводит все задуманные на бренной земле храмы в прекрасном параллельном мире, где ничего не горит, не рушится, не теряется и не забывается. Богатейший его архив, драгоценности величайшей, обмеры, планы, проектные чертежи, фотографии – остались у его дочери, Елены Александровны Ополовниковой, также архитектора, наследницы его традиций и незыблемых убеждений.
И его всё-таки услышали. Спустя сорок лет после рокового пожара. Следующее поколение уже совсем не советских людей – переживших очередной излом эпохи, смену идеалов, установок, ценностных ориентиров. Удачно вписавшихся в исторический поворот, нарастивших жирок и преумноживших полномочия и возможности. В 2002 году нескольким из них пришла в голову мысль воссоздать погибшую в Анхимово Покровскую церковь на правом берегу Невы, в 5 км от границы Санкт-Петербурга, на участке территории лесопарка ”Невский”.