ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Анхимово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь на Вытегорском погосте


Анхимово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Многоглавые храмы
Год постройки:1708.
Год утраты:1963 (сгорела из-за небрежного обращения с огнём)
Адрес:
Россия, Вологодская область, Вытегорский район, село Анхимово, Вытегорский погост, у берега реки Вытегры

Координаты: 60.950704, 36.511313



  • Входила в ансамбль Вытегорского погоста
  • В 2004-2007 гг. воссоздана методом научной реставрации по обмерам А.В. Ополовникова в п. Невского Парклесхоза в Ленинградской области


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Ок. 1950 г. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Ок. 1950 г. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"
Александр Елисеев
1 января 1948
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1926 г. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
1926 г. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"
Александр Елисеев
1 января 1926
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид верхней части церкви с колокольни. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13015129)<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Вид верхней части церкви с колокольни. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13015129)
Дмитрий Волохов
1 июня 1920
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1920е. Интерьер. Иконостас. Общий вид. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
1920е. Интерьер. Иконостас. Общий вид. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"
Александр Елисеев
1 января 1920
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1900-10. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
1900-10. Фото из фондов "Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева"
Александр Елисеев
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1899
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Нива"<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фотография с сайта http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Фотография с сайта http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Небеса. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.<br>, Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Небеса. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Илья Смирнов
25 августа 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Анхимово, Вытегорский район, Вологодская область
Илья Смирнов
25 августа 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 февраля 2017

Одним из шедевров обонежского зодчества по праву считался архитектурный ансамбль Вытегорского погоста, украшением которого являлась многоглавая (25 куполов) Покровская церковь (1708 г.; храм уничтожен во время пожара в 1963 г.). Подобный храм - знаменитая ныне 22-главая Преображенская церковь Кижского погоста - был построен на Онежском озере шестью годами позже.

http://pomoch-hramu.narod.ru/anhimovo.html


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 марта 2017

Главная особенность всего древнерусского зодчества — сочетание торжественной величавости и веселой сказочности — ярче всего проявилось в Покровской церкви с. Анхимово — шедевре северного деревянного зодчества, центре Вытегорского Покровского погоста. Она была освящена в 1708 году.

Самые ранние сведения о Вытегорском погосте относятся к концу XV столетия. По писцовой книге Обонежской пятины письма Юрия Сабурова 1496 года деревни Вытегорского погоста принадлежали новгородским боярам: Марфе Борецкой, Ивану Патрикееву, Федору Морозову и другим. В 1582-1583 годах погост уже числился за «государем царем и великим князем», часть же земель принадлежала Хутынскому монастырю. В это время на погосте стояли две церкви: холодная Покровская и теплая Николаевская. В писцовой книге 1582-1583 годов упоминается, что «…на погосте двадцать келий, живут в них старицы, питаютца от церкви Божии».

В 1708 году на Вытегорском погосте был возведен новый холодный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который стал одним из чудес деревянного зодчества Северной Руси. Только через шесть лет на Онежском озере была поставлена вторая подобная диковина — знаменитый ныне двадцатидвухглавый Преображенский храм Кижского погоста.

Церковь поражала великолепным мастерством ее создателей. Многокупольные храмы строили на Руси издавна. Новгородский Софийский собор, поставленный в X веке, был 13-тиглавым, но чтобы 25 глав — такого еще не было. Создали эту «несравненную сказку куполов» местные крестьяне. Их было 75 человек, из которых 12 — женщины.

По народному преданию, церковь была сооружена по рисунку Петра I. Суть предания в следующем: «… на Вытегорском погосте в деревне Крюковой жил один очень богатый крестьянин Плотников, имевший единственного сына. В проезд Петра I в Архангельск в 1693 или 1694 году, когда он рассматривал здешнюю местность в виде присоединения Волги с Балтийским морем, сын Плотникова подпал опале Государя и был по его велению казнен. Убитый горем и, не зная, кому оставить свое богатство, Плотников еще до отъезда Государя вздумал построить в память единственного любимого сына богатую церковь и обратился к Петру с просьбой о разрешении выполнить задуманное. Государь внял просьбе и сам тут же начертал рисунок, по которому впоследствии и была воздвигнута церковь в честь Покрова Богородицы…».

Более 2-х столетий Покровская церковь была центром архитектурного ансамбля Вытегорского погоста, который включал в себя строения XVIII — нач. XX вв.: это теплая каменная церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1780 году; каменная колокольня, высотой около 30 метров; усыпальница династии купца Лопарева, построенная в 1905 году.

Покровская церковь была полностью уничтожена в результате пожара 21 октября 1963 года.

Каменная, пятиглавая, с отдельно стоящей каменною же колокольней, церковь во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного была построена в 1780 году. Известно, что колокольня была высотой около 14 саженей, и последние 4 сажени выкладывали крепостной крестьянин вытегорского помещика Качалова Иван Федоров и государственный крестьянин деревни Анхимовской Алексей Гаврилов. Этот любопытный факт свидетельствует, что к началу XIX века в окрестностях Вытегры появились собственные мастера-каменщики.

При пожаре, в котором сгорела Покровская церковь, пострадал и Спасский храм, ныне представляющий «живописные руины».

http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=6033


Лидия Басманова
 
Лидия Басманова  26 июня 2018

Изумительной архитектуры Покровская церковь в Анхимове, построенная, как уже упоминалось, в 1708 году – старшая сестра 22-главой Преображенской церкви Кижского погоста (год постройки 1714). Специалисты признают их полную стилистическую идентичность (за исключением нескольких индивидуальных особенностей), ввиду чего высказывается предположение об одной артели плотников, построившей оба храма. Вполне возможно, уцелей Анхимовская церковь к нашему времени, она так же, как и Кижская, оказалась бы в списке всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО, и слава Кижской (построенной на 6 лет позже), потонула бы в её тени. И народ бы не в Кижи ломился, а в Вытегру… Но - не судьба.

Удивительный храм не мог не привлекать внимания архитекторов, историков, краеведов, искусствоведов и реставраторов. К счастью, во второй половине XIX века, ко времени начала исследовательских работ, уже была изобретена фотография: до наших дней дошли дореволюционные фотоснимки церкви, из которых несколько, отснятых С. М. Прокудиным-Горским, цветных. На них особенно отчетливо заметно, что покрытые тесовой обшивкой стены ”выбелены мелом”. При смене общественного строя поток неравнодушных ученых и любителей древней архитектуры, посетивших Анхимово, не иссяк, но тональность рассуждений сменилась – номинально социалистическое общество считалось атеистическим.

После революции службы в Покровской церкви в Анхимово прекратились. Опустевшее здание до 1948 года числилось памятником архитектуры и находилось в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. По ходатайствам местного населения, 25 июня 1948 года было вынесено положительное заключение об открытии церкви для верующих, но тут (по чьему-то злому умыслу или просто по недосмотру) возникли проблемы бюрократического характера: обнаружилось отсутствие договоров между отделом архитектуры и приходской общиной, необходимых для возобновления богослужений. Под этим предлогом тему как-то постепенно замяли, несмотря на робкие протесты со стороны местных жителей и малочисленного (и совершенно бесправного на тот момент) русского духовенства. С 1949 года церковное здание, в котором еще сохранялись кое-какие иконы и богослужебная утварь, разрешили использовать под хозяйственные нужды.

А в 1956 году в Анхимово приехал Бог Реставрации - Александр Викторович Ополовников. Он не мог сюда не приехать, ибо Анхимовская Покровская церковь – по его собственному признанию – являлась, наряду с Преображенской Кижской, “одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества”. Им была выполнена фотофиксация и произведены тщательнейшие обмеры, скурпулезно изучена каждая деталь, исследовано всё, что только можно было исследовать – включая то, что исследовать было в принципе невозможно, но для этого человека ничего невозможного не существовало. Обмеры в Анхимово велись параллельно с реставрационными работами на Кижской 22-главой Преображенской церкви – вполне возможно, после завершения полного цикла работ в Кижах, дело бы дошло и до реставрации Анхимовской церкви. И многоглавых старинных русских северных деревянных красавиц у нас было бы целых две. И не монополизировали бы славу Кижи, злоупотребляя положением и наживаясь на своих же соотечественниках. И красоты и гармонии в неуютном мире стало бы больше.

21 октября 1963 года 20-главая (на тот момент) церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анхимово сгорела.

В небольшой заметке в газете ”Вологодский комсомолец”, от 15 ноября 1963 года, читаем: ”Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер”. Мир потускнел, пошел трещинами, и из конструкции мироздания выкрошился обугленный кирпичик…

Александру Викторовичу Ополовникову страшная эта новость, как обухом по голове, аукнулась спустя десяток лет. Он, без малейшего сомнения, все открытия и потери пропускал через сердце – о том свидетельствует каждая строка его книг. А здесь – не рядовая клетская часовня, и даже не шатровый храм. Не стало дивного явленного пятиярусного многоглавого чуда. Ценность которого была настолько высока, что не измерялась никакими историческими мерками – ну как оценишь истинную суть храма Покрова на Рву или храма Покрова на Нерли? Церковь Покрова в Анхимове под Вытегрой – в тех же скрижалях записана. Можно лишь догадываться, с какими чувствами и мыслями Александр Викторович смотрел на пожарище…

После этой беды им был выполнен подробнейший проект реставрации церкви, предусматривающий, помимо восстановления сгоревших конструкций, воссоздание разобранных при ремонте в 1793 году четырех глав четвертого (предпоследнего) яруса на крестчатой бочке, завершающей малый восьмерик, и возвращение на историческое место западного крыльца на два всхода (юг-север). Эти проекты остались лежать у него дома, оказавшись невостребованными. Почему? Решили, что одних Кижей достаточно и успокоились? Не было политической воли, свободных специалистов, средств? Тогдашний генсек Хрущев церкви не благоволил – сунуться с предложением побоялись? Почему же? Наверняка он стучался во все двери, убеждал, ждал и надеялся. Но не открылось – не услышалось – не случилось.

А. В. Ополовников ушел, не дождавшись, в 1994 году. Вполне возможно, теперь возводит все задуманные на бренной земле храмы в прекрасном параллельном мире, где ничего не горит, не рушится, не теряется и не забывается. Богатейший его архив, драгоценности величайшей, обмеры, планы, проектные чертежи, фотографии – остались у его дочери, Елены Александровны Ополовниковой, также архитектора, наследницы его традиций и незыблемых убеждений.

И его всё-таки услышали. Спустя сорок лет после рокового пожара. Следующее поколение уже совсем не советских людей – переживших очередной излом эпохи, смену идеалов, установок, ценностных ориентиров. Удачно вписавшихся в исторический поворот, нарастивших жирок и преумноживших полномочия и возможности. В 2002 году нескольким из них пришла в голову мысль воссоздать погибшую в Анхимово Покровскую церковь на правом берегу Невы, в 5 км от границы Санкт-Петербурга, на участке территории лесопарка ”Невский”.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.