ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кевдо-Мельситово. Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник".

Часовня над родником


Кевдо-Мельситово. Часовня иконы Божией Матери
Деревянная часовня. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: "Живоносный источник" иконы Божией Матери
Год постройки:не ранее 2007.
Адрес:
Россия, Пензенская область, Каменский район, с. Кевдо-Мельситово

Координаты: 53.170628, 43.920016
Проезд:На въезде в село



Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник", , Кевдо-Мельситово, Каменский район, Пензенская область
Надежда Крылова
14 февраля 2015
Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник", , Кевдо-Мельситово, Каменский район, Пензенская область
Надежда Крылова
14 февраля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  10 июня 2013
На въезде в село находится святой родник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и над ним часовенка, построенная в 2007 году. 

Анонимный участник  25 сентября 2013

Холенёвка и холенёвский родник

Этот источник входит в число 20 наиболее известных в Пензенской области родников, которые более всего почитаются в народе.

История возникновения деревни Холенёвка уходит в глубь веков (предположительно в начало XVIII в.). Известно, что жители деревни числились в приходе священников церкви с.Кевдо-Мельситово. Крестьяне были владельческими, то есть они принадлежали помещикам. До середины 30-х гг. 19 века в основном г. Трусову, а затем, вплоть до отмены крепостного права госпоже Барбашовой. Число дворов колебалось от 40 до 18, а жителей от 400 до 200. Накануне революции 1917г. в деревне насчитывалось около 300 жителей в 39 дворах.

Деревня просуществовала до 70-х гг. 20 века, когда стала проводиться брежневская политика «неперспективных» малых сел и большинство холенёвцев переехало в Кевду.

Известно, что в 1895г. кевдинским священником Иоанном Добросердовым была открыта школа грамотности.

В церковных книгах Троицкой церкви с. Кевдо-Мельситово записано «В деревне Холенёвке издавна существует часовня в честь святой мученицы Параскевы, называемой «десятая пятница», где причт села Кевды Мельситовой совершает молебства в десятую пятницу по Пасхе. В 1902г. по указу Пензенской Духовной Консистории часовня перестроена».

В Кевде среди старожилов существует много легенд о появлении холенёвского источника и часовенки. Вот некоторые из них:

«Я точно не помню, но знаю, что там явилась икона Параскевы мученицы на десятой недели от Пасхи. И на этом месте построили часовню. И до сих пор почитают этот праздник».

«Был сильный дождь, гроза. В овраге около деревни выбили родники, ближе к Холенёвке образовался большой родник. Из него выплыла икона, она никому в руки не давалась, многие пытались ее ловить, а она уплывала. Подошла одна женщина и поймала ее. В честь этой иконы поставили часовню».

«В Холенёвке была большая улица и несколько проулков. На одном из них бил ручей из горы. Однажды зимой женщина пошла за водой и когда она подошла к ручью, то услышала голос святой Параскевы мученицы: «Когда вы прекратите ходить сюда в грязной одежде?». Следом сделали часовенку, и вода стала святой. От того дня отсчитали десять пятниц и на десятую стали ходить лечиться святой водой».

Кто же такая св. Параскева? Св. Параскева (что значит в переводе с греческого «пятница»), считалась особо почитаемой у православных, преимущественно женской частью населения, ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Св. Параскева считалась покровительницей воды: «вода земли и Параскева тождественны». Об этом говорят бытующие в народе, в том числе и в Холенёвке, предания об иконах Параскевы Пятницы, «явленных» на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе «пятницкими» или «пятницами», вешались иконы св. Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в пятницу и в день святой Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней. Водой мыли больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из этих источников не цвела и не портилась. У источника человек оставлял какой-нибудь «завет» - жертвенное приношение св. Параскеве. Наиболее распространенными «заветами» были деньги (их бросали в источник), предметы одежды. Людей, небрежно относящихся к источникам, постигало несчастье.

В течение года праздновались и почитались как «временные» или «именные» пятницы, то есть те которые отмечались перед главными годовыми праздниками, так и «обетные», когда в случае произошедших несчастий - падежа скота, неурожая хлеба, тяжелых болезней и т. д. давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Поэтому и в Холенёвке возникла десятая пятница после Пасхи.

Такова история и легенда деревни Холенёвки и святого источника, особо почитаемого в народе.

Источник: Жигалин В.Н. Из книги «Страницы истории села Кевдо-Мельситово», 2007



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.