ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сарапул. Собор Вознесения Господня.

Вознесенский собор


Сарапул. Собор Вознесения Господня
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Вознесения Господня, Богоявления Господня, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1777 и 1785.
Год утраты:1930
Адрес:
Россия, Республика Удмуртия, г. Сарапул, территория сквера Красная площадь.

Координаты: 56.477397, 53.819534 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Собор располагался на Красной (ранее Соборной, Вознесенской) площади.



Собор Вознесения Господня, Снос Вознесенского собора (фото 1930-х гг., из архива Н. Л. Решетникова)<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Снос Вознесенского собора (фото 1930-х гг., из архива Н. Л. Решетникова)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
6 июля 1929
Собор Вознесения Господня, Фотограф Иван Мерзляков<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Фотограф Иван Мерзляков
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 июня 1920
Собор Вознесения Господня, 1890—1917 год с сайта https://pastvu.com/p/443588<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
1890—1917 год с сайта https://pastvu.com/p/443588
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Собор Вознесения Господня, Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1 января 1910
Собор Вознесения Господня, 1910 год с сайта https://pastvu.com/p/443587<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
1910 год с сайта https://pastvu.com/p/443587
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1910
Собор Вознесения Господня, Фотография собора и Торговых рядов, выполнена в нач. ХХ века.<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Фотография собора и Торговых рядов, выполнена в нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 сентября 1905
Собор Вознесения Господня, фото с с http://sarapul-palomnik.cerkov.ru/<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
фото с с http://sarapul-palomnik.cerkov.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1902
Собор Вознесения Господня, Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1880
Собор Вознесения Господня, Фото 1890-х гг.<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Фото 1890-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Собор Вознесения Господня, Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_pravoclavnoe_proshloe<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_pravoclavnoe_proshloe
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Вознесения Господня, Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_nasledie<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_nasledie
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Вознесения Господня, Сквер на Красной площади, где ранее стоял собор<br>, Сарапул, Сарапульский район и г. Сарапул, Республика Удмуртия
Сквер на Красной площади, где ранее стоял собор
Гранковский Владимир
24 сентября 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Вахрушев
 
Андрей Вахрушев  30 августа 2013

Сведений о строительстве первой деревянной Вознесенской церкви и открытии прихода по документам ЦГА УР не обнаружено. Известно, что до 1757 г. в Сарапульской дворцовой слободе действовала деревянная Вознесенская церковь, которая с 1757 г. стала называться соборной. В ночь на 9 июня 1776 г. Вознесенская соборная церковь сгорела вместе с церквями: Покровской и Леонтия Ростовского Чудотворца. 2 июля 1776 г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием была выдана храмозданная грамота № 1555 на строительство небольшой времен-ной деревянной церкви с тем же названием. Однако в 1777 г. на Соборной площади города приступили к строительству каменного собора, который строился, в основном, на средства прихожан. 16 марта 1785 г. был освящен главный престол во имя Вознесения Господня. В теплой церкви устроены 2 престола: левый – освящен 17 ноября 1802 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери, а правый освящен 1 сентября 1808 г. в честь Богоявления Господня.

В 1839 г. в состав прихода входили: г. Сарапул, д. Шевырялово, д. Ехлачиха, д. Маклина, д. Дубровка, д. Петровка, д. Отуниха, д. Болотниково, д. Антипина, д. Гари, д. Маракуши, д. Черноголовка. В 1870 г. при соборе открыто церковно-приходское попечительство. После учреждений в 1889 г. в г. Сарапуле епископской кафедры и духовного правления при ней собор стал именоваться кафедральным. В 1892 г. при главном приходском храме г. Сарапула было открыто православное просветительско-миссионерское Вознесенское братство, которое ставило своей основной целью “религиозно-нравственное воспитание народа и ограждение православных христиан от пагубных влияний сектантов и иноверцев”. К 1913 г. собор имел приписные церкви: Воскресенскую кладбищенскую, Федоровскую тюремную, Александро-Невскую тюремную, Димитриевскую в д. Шевыряловской, Петропавловский молитвенный дом в д. Петровке.

Вознесенский собор был закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 20 июня 1930 г. Здание передано под культурное учреждение.

Материалы ЦГА УР


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 января 2014

Вознесенский собор, каменный, построен в 1776-1781 гг., расстоянием от г. Вятки в 582 версты. Приписная церковь Петропавловская при деревне Петровке, деревянная, построена в 1889 г. Часовни: в деревне Дубровской и в деревне Шевыряловской деревянная же. Причта по штату положено: протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 3 псаломщика, квартиры для причта казенные.

Земли усадебной 1925 сажень и под церковью и оградой 1200 сажень. Братский денежный доход 8183 руб. на весь причт. Прихожан православных русских 3321 муж. пола и жен. пола 3531, приход состоит из городских жителей и крестьян 11 селений.

В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 декабря 2016

Кирпичный городской собор, построенный в 1776-1784 гг. Крупный двусветный четверик, завершавшийся поясом декоративных кокошников и увенчанный пятиглавием, с полукруглой апсидой. В 1793 г. построена колокольня, в 1800-х г. между ней и собором встроена двухпридельная трапезная с Казанским и Богоявленским приделами. В кон. XIX в. колокольня надстроена и завершена каркасным шатром. Закрыт в 1930 гг., вскоре сломан.

http://vkssarapul.pravorg.ru


Марина Зуйкова  4 июня 2019

«Наружные стены собора, вследствие отпадения в некоторых местах штукатурки и уничтожения краски, железная крыша, купала, и главы на соборе пришли в такую ветхость, что не соответствуют благолепию храма и требуют немедленной ремонтировке. Сверх сего настоит нужда в перестройке купола и крыши колокольни, так как существующая крыша сделана неудовлетворительно и самый вид колокольни не может способствовать благоукрашению храма» (1889г). Так начиналась длительная и, увы, незавершенная история реконструкции кафедрального собора города Сарапула. История, оставившая целый шлейф документов, идей и проектов. История, оставившая самый интересный документ – графический чертеж и план Вознесенского собора.

Вознесенский собор в Сарапуле – утраченный памятник архитектуры Прикамья сер. XVIII – нач. XX вв. Объемно-пространственная композиция, пропорции и художественное убранство после утраты оставались загадкой для исследователей архитектурного наследия Вятской губернии и Удмуртии. Периодические археологические исследования центральной площади города носили фрагментарный характер и были направлены на иные цели. Таким образом, основным источником данных по архитектуре здания стали архивные источники. Ключевым стало дело о реконструкции собора в 1898г. по проекту Вятского губернского архитектора И.А. Чарушина. Исследование архивного источника позволило достоверно восстановить план храма и систему измерений здания.

Первая Вознесенская церковь стала основной архитектурной доминантой образованного села на берегах реки Камы. История храма напрямую связана с поселением, ставшим основой будущего города Сарапула. В источниковой базе не сохранилось сведений о строительстве первой деревянной церкви. В Сарапульской дворцовой слободе действовала деревянная соборная церковь, сгоревшая в ночь на 9 июня 1776г. 2 июля 1776г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием выдана храмозданная грамота №1555 на строительство небольшой деревянной церкви. Однако в 1777г. на Соборной площади приступили к строительству каменного собора. Главный престол освящен 16 марта 1785г.

Здание Вознесенского собора возвышалось на небольшом плато прямоугольной формы, в историческом ядре Сарапула. Осуществление регулярного плана Сарапула 1794г. архитектором Ф.М. Росляковым положило начало Вознесенской площади в границах, дошедших до наших дней. Полная реконструкция имеющегося города по Гипподамовой системе предусматривала пересекающиеся под прямым углом улицы и равные прямоугольным кварталам площади. Таким образом, в Сарапуле была заложена прямоугольная в плане центральная площадь вокруг Вознесенского собора. Рельеф площади с периферийным дифферентом в сторону реки Камы и ровным плато «Крепостной горы» в центре определил застройку. Периметр был застроен первыми одноэтажными торговыми рядами. Все они были выдержаны в стиле раннего классицизма.

Прямоугольная в плане, площадь располагалась между Вятской улицей и набережной реки Камы, на нее были ориентированы главные фасады застройки южной границы и северной границы, а также стеновая застройка улицы Раскольникова (Вятской). Оба комплекса в плане имели форму вытянутых прямоугольников, застроенных по периметру деревянными одноэтажными зданиями. Северный периметр был изначально застроен домами городских обывателей и купцов.

Основной кубический объем собора с традиционным позакомарным покрытием увенчан крупной световой главой (в центре) с цилиндрическим барабаном. Крупный одноапсидный закругленный алтарь с высокой купольной кровлей понижен и слегка сужен по отношению к основному объему. За основу взято традиционное пятиглавие. Общую компактную композицию несколько нарушает широкая прямоугольная трапезная с многоскатной кровлей. Апсида понижена до уровня первого света четверика и объединена одной горизонталью, опоясывающего их карниза. Трехосевые боковые фасады четверика (с входным проемом в центре) разделены карнизом на два яруса. Фланкируют оси рустованные лопатки. Карниз четверика по лопаткам раскрепован. Убранство фасадов четверика выдержано в формах XVII в.: цокольный пояс с поребриком, карниз с пилой и по четыре круглых кокошника на каждой из сторон. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря, обрамленные полуколонками с бусинами и двойными щипцами, завершенными волнистыми архивольтами. В традиционном декоре прослеживается стилистика позднего Вятского барокко характерного для артели семьи Горынцевых.

На месте снесенной до основания старой трапезы 14 марта 1802г. заложена новая трапезная по проекту Ф.М. Рослякова, престолы которой освящены в 20 сентября 1802г. Прямоугольный в плане объем под многоскатной кровлей возведен на один уровень с апсидой. Семь осей каждого фасада трапезной обрамлены сплошными рамочными профильными наличниками. Оси поддержаны подоконными досками и плоскими выступами над поемами. Фланкирующие оси выделены лопатками. Завершает фасады трапезной широкий пояс между карнизами.

С запада примыкает колокольня, состоящая из четырех четвериков одного в плане размера. Нижний ярус покоится на массивном основании. Позднее к нему были пристроены боковые палатки. Ярусы звонов прорезаны широкими арочными проемами. Венчает колокольню невысокий шатер с изящным изгибом кровли. Представительные фасады колокольни, целиком выдержанны в формах раннего классицизма. Каждую арку с импостами в пятах фланкируют двойные лопатки, огибающие углы. Делят ярусы широкие выносы мощных карнизов. Убранство фасадов колокольни традиционно для творчества Вятского губернского архитектора Ф.М. Рослякова. Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида – коробовым сводом с конхой. Трапезная, с четырьмя столбами, перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.

Здание Вознесенского собора снесено в 1930-е гг.

В 1896г. на собрании Сарапульского Вознесенского братства был поднят вопрос о расширении здания Вознесенского собора и высказано, что «существующий храм в настоящем его виде, маловместителен, почему во время воскресных и праздничных богослужений, особенно Архиерейских, не может вместить всех желающих». И.А. Чаруши предлагает два варианта нового собора в городе Сарапуле Византийского стиля и в Русской стилистике.

Проект собора в византийском стиле

Здание проектировалось для строительства на месте старого, обветшавшего Вознесенского собора в Сарапуле. Проект разработан Вятским губернским инженером и архитектором И.А. Чарушиным. Собор выдержан стилевым единством архитектуры в византийских традициях. Здание предполагалось возвести из кирпича с облицовкой кафелем в два цвета. Должен был играть важную и доминирующую роль в окружающей застройке. Собор относится к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Её кубический двусветный основной объем завершен крупными шлемовидными главами на барабанах. Средний барабан световой. На всех фасадах объемную композицию развивают ризалиты с лучковыми завершениями. Выступающие объемы ризалитов придают храму кресчатую форму. На осях храма расположены крыльца входов и граненая апсида с арочными проемами. Сильно вытянутые по вертикали окна сгруппированы на фасадах по одному и по пять. Убранство дополняют разнообразные колонки, ширинки, зубчики, пояски многоступенчатые карнизы. Внутри большое и открытое пространство зального типа хорошо освещено. Система перекрытий основано на пересечении двух арок огромного пролета.

Проект собора в русском стиле

Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентировано на формы архитектуры Покровского собора, на Красной площади в Москве (Храм Василия Блаженного), очень своеобразно варьирует тип соборного, шатрового и многоглавого храма. Собор должен был занять господствующее положение в силуэте города. Здание воплощено в Ижевске 1897-1907гг. по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина. В архитектуре храма была развита и доведена до композиционного завершения объемно-пространственная модель, разработанная Р.Р. Марфельдом и воплощенная в Александро-Невском соборе города Баку (1888г.).

Здание возведено в духе украинской храмовой архитектуры и декоративным московским убранством XVIIв. Ядром здания служит крупный восьмерик, на половине высоты, которого срезаны углы, в результате чего верхние ярусы представляют собой правильные шестнадцатигранники. Над закомарным завершением верхнего зауженного шестнадцатигранника возвышается крупный вытянутый шатер с главкой на ножке с перехватом. Развитый в плане крест усилен крупными объемами вытянутых четвериков завершенных, поверх кокошников, барабанами с луковичными главами. Диагонали креста поддержаны высокими восьмериками ярусных высоких шатровых колоколен. Каменные ступени ведут через рундук к широкой опоясывающей галерее с арочными проемами на бочках поддерживающих колонок. Арочные окна боковых четвериков и их световых барабанов, прямоугольные проемы центрального барабана обрамлены колончатыми наличниками с центровыми перемычками и развитыми килевидными очельями. Углы основных объёмов и полуярус шестнадцатигранника отмечены перспективными ширинками. Фасадная пластика чрезвычайно насыщена: лопатки и пилястры, ниши разных конфигураций, бусины, наборные ступенчатые с язычками и зубчиками профилированные карнизы. Внутри центральное помещение (в плане квадрат со срезанными углами) завершено куполом со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках. В них открываются паперть, боковые приделы и алтарь – крупные помещения, которых перекрыты подпружными арками несущими барабан.

18 июля 1897г. Сарапульское Вознесенское братство сообщает, что «предполагаемая постройка нового собора в г. Сарапуле не может скоро осуществляться за неимением средств на сей предмет, а также и потому, что Строительный комитет не избрал еще ни места, ни плана для нового собора. Предложение комитета о том, чтобы сломать существующий собор до основания и на сем месте построить новый собор – едва ли исполнено, так как почти все граждане г. Сарапула положительно не желают этого. Таким образом, постройка нового собора оттягивается на неопределенное и продолжительное время». «Применительно к сему в настоящее время составлен план на расширение только холодного храма. В сей момент предполагается работа в следующем: с северной и южной сторон сделать боковые пристройки с помещением двух придельных алтарей в ряд. Перенеся существующие ныне в теплом храме два алтаря в холодный, собор примет вид обширного храма, без разделения на теплый и холодный».

Таким образом, проект реконструкции 1897-1898гг. предусматривал укрепление конструкции, полное изменение внешнего облика здания, комплексное изменение и расширение планировочной структуры четверика. Полностью реконструировалась планировка подвалов с установкой калориферов. Надстраивалась трапезная продольным фонарем. Третьим ярусом звона надстраивалась колокольня. В результате изменении и расширении планировочной структуры четверика по периметру трех сторон (северной, восточной и южной) пристраивались двусветные приделы с алтарями, в результате чего утрачивалась старая апсида. К колокольне примыкает открытая сень.

Прямоугольный в плане объем образован конструкцией старого четверика завершенного пятиглавием на кокошниках, двусветными приделами (на три оси) с пониженными до первого яруса прямоугольными апсидами. К центральному приделу примыкает полуциркульная апсида. Фасадная пластика приделов чрезвычайно насыщена и характерна для архитектурной палитры И.А. Чарушина. Декоративное убранство фасадов наполняют ширинки различной конфигурации, лопатки и пилястры, наборные наличники, кокошники различной конфигурации, наборные карнизы и т.д. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки, которые планировал вмонтировать в дверные и оконные проемы архитектор. Продольный фонарь трапезной решен созвучием ряда узких арочных проёмов, полуколонок в простенках на которые опираются архивольты. Ризалиты трапезной подвышены килевидными двойными кокошниками. Третий четверик колокольни приподнят широким поясом из ширинок и завершен восьмериковым шатром на кокошниках у основания и главкой на глухой шейке.

Проект реконструкции Вознесенского собора не был реализован полностью. К 1902г. «по разрешению от 20 июня 1901г. за №904 надстроен был верхний ярус колокольни подрядчиком Максимом Егоровым Назаровым. В настоящее время колокольня оштукатурена и выстроен в северо-западном углу ограды склад для свечной торговли и хранения соборного имущества. Завершено строительство главной паперти, канцелярии и архива собора. В деле сказано, что «за 100 лет трапезная сильно обветшала и пошла трещинами, и поэтому строительные работы пришлось приостановить для сбора необходимой суммы».

Таким образом, тщательное исследование архивных источников позволило обоснованное получить два достаточно достоверных плана собора: чертежный план подвальных помещений и чертежный план первого этажа. Полевые натурные исследования могут дать много ценного материала по архитектуре собора и помогут восстановить его первоначальный облик.

Автор благодарит Николая Леонидовича Решетникова — ведущего научного сотрудника Музея истории и культуры Среднего Прикамья за оказанное содействие в работе над материалом.

http://drevlechranitel.cerkov.ru/2017/09/22/mixail-kurochkin-arxivnye-issledovaniya-voznesenskogo-sobora-v-gorode-sarapule/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.