ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дрезна. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь на погосте Десятая Пятница


Дрезна. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Рождества Пресвятой Богородицы, Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1849 и 1887.
Архитектор:Борисов (?)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Орехово-Зуевский район, город Дрезна, улица Троицкая, дом 1

Координаты: 55.735739, 38.873972
Проезд:До ст. Дрезна, пешком 2,5 км



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
14 июня 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
KONDORFOTO
19 мая 2019
Церковь Троицы Живоначальной, Старый полуразрушенный основной объём вероятно не подлежал восстановлению и был снесён. На его месте строится новый.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Старый полуразрушенный основной объём вероятно не подлежал восстановлению и был снесён. На его месте строится новый.
Фёдор Телин
13 марта 2018
Церковь Троицы Живоначальной, Западный фасад колокольни<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Западный фасад колокольни
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Общий вид с юго-запада		      <br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Общий вид с юго-запада
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, , Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
14 июня 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
14 июня 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Новая трапезная<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Новая трапезная
Олег Щёлоков
29 мая 2012
Церковь Троицы Живоначальной, Основной объем и апсида сложены из желтого местного кирпича, к сожалению весьма нестойкого к выветриванию от влаги и мороза.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Основной объем и апсида сложены из желтого местного кирпича, к сожалению весьма нестойкого к выветриванию от влаги и мороза.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Ротонда основного объема<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Ротонда основного объема
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Кованый навес, упавший на землю, когда-то висел над южным входом в основной объем церкви.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Кованый навес, упавший на землю, когда-то висел над южным входом в основной объем церкви.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Основной объем, фрагмент кладки южного фасада.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Основной объем, фрагмент кладки южного фасада.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Действующий притвор. Южный фасад.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Действующий притвор. Южный фасад.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Западный фасад колокольни, фрагмент с храмовой иконой над западным входом<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Западный фасад колокольни, фрагмент с храмовой иконой над западным входом
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Ротонда в интерьере храма. Фрагмент верха четверика, переходящего в круглое завершение.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Ротонда в интерьере храма. Фрагмент верха четверика, переходящего в круглое завершение.
Олег Щёлоков
15 сентября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, "Интерьер" алтарной части, сильно руинированной. Вид изнутри основного объема.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
"Интерьер" алтарной части, сильно руинированной. Вид изнутри основного объема.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Южная стена основного объема в интерьере. Вскрытый калориферный канал заставляет предполагать о возможности некоей системы воздушного отопления, соответсвенно о подвальных помещениях, вход в которые засыпан и не просматривается.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Южная стена основного объема в интерьере. Вскрытый калориферный канал заставляет предполагать о возможности некоей системы воздушного отопления, соответсвенно о подвальных помещениях, вход в которые засыпан и не просматривается.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер основного ообъема. Западная стена с сохранившимися фрагментами фресок.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Интерьер основного ообъема. Западная стена с сохранившимися фрагментами фресок.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер церкви. Общий вид на запад.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Интерьер церкви. Общий вид на запад.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, , Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
30 июня 2013
Церковь Троицы Живоначальной, Основной объем, вид с запада.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Основной объем, вид с запада.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Сохранившийся фрагмент южной стены трапезной<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Сохранившийся фрагмент южной стены трапезной
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Колокольня и действующий притвор. Вид с востока, со стороны уничтоженной трапезной, от которой остались примыкающие фрагменты стен.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Колокольня и действующий притвор. Вид с востока, со стороны уничтоженной трапезной, от которой остались примыкающие фрагменты стен.
Олег Щёлоков
15 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной, , Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Троицы Живоначальной, Собственная съемка<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Троицы Живоначальной, Раскрашенная фотография 1900-х гг.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Раскрашенная фотография 1900-х гг.
Алексей Кротов
1 июля 1901
Церковь Троицы Живоначальной, Иконостас. 1900-е гг.<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Иконостас. 1900-е гг.
Алексей Кротов
1 января 1900
Церковь Троицы Живоначальной, KONDORFOTO 2015<br>, Дрезна, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
KONDORFOTO 2015
KONDORFOTO
13 августа 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 
Дмитрий Васильков  22 августа 2005

Троицкая церковь бывшего Параскевинского погоста с приделами Рождества Богородицы и Параскевы Пятницы построена к 1849 г, возможно, архитектором Борисовым, в стиле ампир. В 1887 г. разобрали трапезную и колокольню, а новую краснокирпичную возвели поодаль, оставив место для трапезной.

Храм пострадал в 1930-е гг. Вся застройка вокруг церкви уничтожена, видимо, при строительстве неподалеку воинской части. Кладбище разрушено, от него уцелели разбросанные у апсиды белокаменные резные надгробия. В наше время часть из них поставлена около церкви.

В 1990-е годы колокольня приспособлена под храм, дальнейшая реставрация пока не предусматривается.


Иванов Дмитрий  30 января 2012

Древний Березовский погост расположен близ города Дрезна. Предшественниками каменного Троицкого храма на Березовском погосте являлись деревянные храмы, последний из которых после построения каменной церкви в 1839-1849 гг. был за ненадобностью продан в с. Гридино современного Егорьевского района. В народе Троицкий храм был больше известен, как Параскевиевский, что на речке Березовке – благодаря посвящению одного из трапезных приделов, это название проникло и в некоторые официальные бумаги, так что при цитировании последних следует иметь в виду, что речь идет именно о Троицком храме, относящемся ныне к деревне Горбачиха. Теперь в Горбачихе существует свой деревянный Пятницкий храм, перестроенный из дома зажиточного репрессированного крестьянина Кондакова. Постройка каменной церкви на Березовском погосте началась с препирательства между причтом и крестьянами с одной стороны, и неким крестьянином Онисимом Ивановым с другой, имевшем место в 1839 году. Этот Онисим был арендатором церковной погостной земли и выстроил на ней постоялый двор и ещё какие-то иные постройки, и, поскольку будущее строительство непосредственно задевало его интересы, он решил пойти наперекор «миру» и отписал самому митрополиту Филарету, что якобы священник Петр Иванов Платонов избрал место для строительства без согласия причта и крестьян. Истинная причина крылась, однако, в другом: «…то я обязан буду все строение свое на нанимаемой мною земле находящееся снести на узаконенное расстояние от церкви, что без понесения убытков учинить невозможно». Онисим предлагал для строительства другое место, опять же якобы разысканное самими прихожанами, дабы, как оказалось, «… тем избавить меня от могущих быть при переносе… строений убытков, в случае невозможности удовлетворить сей просьбе, благоволено бы было убытки обратить на законном основании на кого следует» (ЦИАМ, ф. 203, оп. 256, д. 13, л 1-1-об).

В консистории наказали местному благочинному о. Матфею Космину (Козмину) (тогда Горбачиха входила в Павлово-Посадское благочиние – как, впрочем, и Зуево) произвести проверку. Она опровергла факты из поданного прошения, и по инициативе благочинного Горбачихинская общественность в ответ скупому и несговорчивому Онисиму написала приговор, извлечения из которого приводятся ниже. Интересно отметить, что этот приговор даёт нам данные о причте церкви на 1839 год. «Приговор. 1839-го года Августа 13-го дня в силу указа Богородскаго Духовнаго Правления от 8-го Августа же за № 437-м в присутствии Благочиннаго Воскресенскаго, что в селе Павлове, священника Матфея Космина, Ковригинскаго головы Ивана Семенова Игорова(?) и Запонорскаго головы Феодора Феодорова Молокина мы нижеподписавшиися Богородскаго уезда Параскевиевскей, что у речки Березовки, священник Петр Иванов Платонов с приходскими людьми по требованию благочиннаго учинили сей приговор в том, что приживающий по контракту при нашей церкви на церковной земле дворник деревни Горбачиха крестьянин Онисим Иванов занимая на нашей усадьбе вблизи церкви своим домом самое лучшее, а своим погребом самое возвышенное, сухое и твердое место, которое одобрил под новую каменную церковь Господин Архитектор Борисов и отец благочинный … онаго потребнаго места уступит для церкви… К сему приговору Параскевиевский, что у речки Березовки, священник Петр Иванов Платонов руку приложил. К сему приговору тоиже церкви диакон Иван Матфеев руку приложил. К сему приговору тоиже церкви дьячек Петр Иванов руку приложил. К сему приговору тоиже церкве пономарь Ефим Иванов руку приложил…» - также к сему мирскому приговору приложили руки церковный староста Симонов и множество крестьян из Горбачихи, Савостьянова, Большого Кишнева, Юрькина (так в документе), Малинова (ЦИАМ, ф. 203, оп. 256, д.13, лл.5-6-об.).

Так началось строительство каменного трехпрестольного храма в Горбачихе на средства «доброхотных дателей». В «Ведомости о церкви святыя мученицы Параскевы, состоящей Богородскаго уезда, у речки Березовки за 1897 год» сказано, что церковь «построена 1849 года тщанием прихожан» (ЦИАМ, ф. 2127, оп.1, д. 162, л.1). В «тщание прихожан» входят и народные рубли и копейки, и предполагаемые тысячи купцов Зимина и Кондакова.

Через 10 лет после инициирования дела каменная трехпрестольная церковь была возведена. Главный престол был освящен в честь Пресвятой Троицы, боковые в трапезной – в память мученицы Параскевы и Рождества Божией Матери. Но выстроенный храм отличался от того, каким мы еще можем видеть его сейчас: трапезная была меньше, колокольня ниже, и стояла она, соответственно, ближе к прежней трапезной. К 1886 году эти два обстоятельства стали создавать определенные проблемы: храм с трудом мог вмещать в себя прихожан из окрестных деревень, которые, кроме того, порой не слышат колокольного звона, созывающего к службе, поскольку колокола подвешены низко, как об этом говорится в официальных бумагах. В итоге пятиоконная трапезная «была приложена на три окна», возведена новая высокая колокольня, которая была соединена с трапезной теплой галереей, причем предусматривалось, в случае надобности, дальнейшее расширение трапезной за счет этой самой галереи.

О штате духовенства Троицкого храма сообщает церковная ведомость: «Причта положено издавна: один священник, дьячок и пономарь. В 1779 году прибавлен диакон, в 1873 году диаконская вакансия была прикрыта. В 1874 году диакон определен по приговору прихожан, по которому и получал по 10 коп. с каждой ревизской души и пользовался из общей кружки по равной с причетниками доле, а в 1885 году утвержден в штатнаго диакона указом М.Д.К. за № 1811. В 1896 году открыта вторая штатная священническая вакансия».

В начале 20 века в храме служили: настоятель протоиерей Михаил Воронцов, при советской власти перешедший в «обновленцы», священник Василий Архангельский, расстрелянный в 1937 году, диакон Андрей Морозов, псаломщик Иван Карпов. Обращаясь к послереволюционному периоду существования Свято-Троицкого горбачихинского храма, видим, что официально до своего перехода в обновленчество в 1926 году настоятелем оставался Михаил Воронцов. Надо полагать, он, с согласия советской власти, какое-то время продолжал им оставаться и далее, поскольку следующий настоятель, священномученик Сергий Скворцов, получил этот сан в 1933 г. В тридцатых годах с храма сняли колокола, в 1937 арестовали о. Сергия (умер в ссылке в лагере) и о. Василия Архангельского (расстрелян). При храме оставался о. диакон - Павел Фелицын. В 1941 году он был рукоположен во священника к Троицкому храму, но райсовет его не утвердил (была такая практика) ввиду закрытия храма, который накануне войны хотели использовать под инкубаторную станцию. О. Павел был призван на трудовой фронт, затем к 1943-44 гг. он возвращается в открывшийся храм вторым священником, и службы возобновляются. Имя настоятеля того времени нам, к сожалению, неизвестно. В 1949 году о. Павел стал последним настоятелем Троицкого храма до его закрытия и разорения. Известно, что в период от открытия храма в войну до его закрытия в 1953 там служили священники Николай Качаев и Ювеналий Церерин, переведенный в Богородицерождественский храм села Нестерово, диакон, а затем священник Михаил Нестеров и диакон Александр Преображенский.

После смерти Сталина Троицкий красавец-храм был обречен на медленное уничтожение. Исчерпывающий отчет об агонии параскевиевского прихода хранится в Центральном Государственном Архиве Московской Области (ЦГАМО). Еще и месяца не прошло со смерти Сталина, как адская машина гонений на Церковь вновь пришла в действие. «Исх. № 24429. 3 IV 1953. Сов. секретно. Председателю Московского исполнительного комитета депутатов трудящихся тов. Волкову А.П. В Орехово-Зуевском районе Московской области, между объектами, строящимися войсковым подразделением, находится Дрезненская церковь «10 пятница», кладбище и несколько домов, в которых проживает персонал, обслуживающий церковь и кладбище. Расположение церкви и кладбище мешает технической работе строящихся объектов специального назначения. В связи с этим прошу Вас срочно рассмотреть вопрос о возможности закрытия Дрезненской церкви и кладбища при ней или переводе их в другое место Орехово-Зуевского района. 3-й Гл. Упр. В.Рябиков. Секретный отдел Мособлсовета. Вх. № 00535, 4 IV 1953.» Вскоре Мособлсовет выдал следующее решение: «Сов. секретно. Решение от 27 апреля 1953 года № 0047815. О закрытии церкви и кладбища на погосте «10 пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. Принимая во внимание, что территория погоста «10 Пятница», гор. Дрезны передана 3-му Главному Управлению при Совете Министров СССР для строительства спецобъекта, а поэтому Исполком Мособлсовета решил: 1. Закрыть действующую церковь, расположенную на территории погоста «10 Пятница», гор. Дрезны без предоставления общине верующих другого церковного здания. 2. Обязать Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по гор. Москве и Московской области (тов. Трушина) в десятидневный срок снять с регистрации общину верующих церкви погоста «10 Пятница». 3. Обязать исполком Орехово-Зуевского райсовета (тов. Смирнова) а) при закрытии церкви с предметами религиозного культа, находящимися в распоряжении общины верующих поступать согласно Положения «О порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозного имущества», утвержденного постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 года № 404 и постановления СНК СССР от 30 июня 1944 года № 801 о дополнении ст. 5 указанного выше Положения; б) в месячный срок закрыть действующее кладбище на погосте «10 Пятница», с отводом участка для организации нового кладбища. Просить Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (тов. Карпова) дать согласие на закрытие церкви погоста «10 Пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. По получении согласия Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР считать настоящее решение вступившим в силу. Председатель Исполкома Мособлсовета А.Волков. Секретарь Исполкома Мособлсовета С.Горностаев». Обратим внимание на фразу «без предоставления общине верующих другого церковного здания». Позднее советская власть «смилостивилась» и «выменяла» в принудительном порядке, разумеется, Троицкую церковь на маленькую деревянную в Кабанове. Каменный храм был разорен; о его поистине царском убранстве мы можем судить лишь по нескольким старым фотографиям – а ведь когда-то это был самый богато украшенный храм изо всех, ныне входящих в Орехово-Зуевское благочиние. После гибели убранства настала очередь самого храма, многие части которого пошли «на кирпич»… Растащена трапезная, полуразобрана алтарная часть; исчезли и сопутствующие постройки – сторожка, часовня, ограда. Практически уничтожены находившиеся «в ограде храма» захоронения.

К счастью, разобрать успели не все. Изменившаяся политическая обстановка и активность прихожан уже в конце 1990-х годов позволили вынести решение о возрождении Троицкого прихода. В 2000 г. он был официально зарегистрирован, начались восстановительные работы. Старый храм постепенно возвращается к жизни. Во многом процесс возрождения Троицкого храма зависит и от нас с вами, современников. Мы надеемся, что сочетание доброй воли к святому деянию, жертвенности и грамотного проекта ремонтно-восстановительных работ, отвечающего принципам наибольшей сохранности частей старого архитектурного памятника и наиболее тщательного восстановления утраченных частей согласно старым чертежам и проекту в целом приведет к возрождению святыни.

Е.В. Старшов. Историк-краевед. Источник: сайт Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  30 мая 2012

Ведутся работы по восстановлению церкви. Настоятель храма протоиерей Павел Назаров. Службы проводятся ежедневно. Техническое  исполнение ремонта и восстановления оставляет желать много лучшего. Полностью уничтожается оригинальная пластика первоначальных фасадов. Так, на трапезной окна имели отступ вглубь стены на полкирпича и полуарочные перемычки. Теперь этого ничего нет, окна прямоугольные, а фасады лишены какой-либо пластики вовсе. Надо отметить, восстановление первоначальных форм ничуть не увеличило бы стоимость работ. В любом случае, работы ведут гастарбайтеры из южных республик Таджикистана и Узбекистана и получают за это минимальную поденную оплату, им всё равно, что класть и как - как скажут так и сделают. Но нам далеко не всё равно, как будет выглядеть наш православный храм.


Церковь строилась по проекту губернского архитектора Д.Ф. Борисова на средства заводчика Кондакова. Двухпридельная трапезная утрачена (были престолы Рождества Богородицы и Параскевы Пятницы). Колокольня построена в 1889 г. по проекту архитектора В.О. Грудзины на средства фабриканта Зимина.


Марина Зуйкова  19 декабря 2018

Храм Святой Троицы был построен в 1849 году на месте ранее стоявшей деревянной церкви, рядом с местом явления иконы вмч. Параскевы в десятую неделю по Пасхе на средства заводчика огнеупорного кирпича Кондакова, московским губернским архитектором Борисовым Дмитрием Фомичом. В 1889 году по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина была расширена трапезная и выстроена красно-кирпичная колокольня, соединенная с храмом теплым притвором, на средства фабриканта Дрезненской мануфактуры Зимина. В храме было три престола: во имя Святой Животворящей Троицы, во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1929 году производился последний ремонт - покрасили крышу, отштукатурили, побелили, нанесли стенную живопись.

Храм был закрыт в 1953 (по другим данным в 1956) году и превращен в склад. К 1980-м годам пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989 году, восстановительные работы начаты только в 2000 году. На Пасхальной неделе 2007 года настоятелю храма, ответственному епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерею Сергию Захарову вручен антиминс для проведения в Свято-Троицком храме регулярных богослужений. 2 мая 2007 года в Троицком храме д. Горбачиха настоятель Пятницкой церкви г. Дрезна священник Сергий Захаров в сослужении клирика церкви священника Владимира Карельского отслужил первую Божественную Литургию.

http://www.malinovo.ru/church_drezna.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 декабря 2023

Троицкая церковь в Дрезне на бывшем погосте Десятая Пятница была возведена в 1849 году на средства прихожан и местных благотворителей. Главный престол этого величественного храма был посвящен Живоначальной Троице, но по приделу святой мученицы Параскевы он также назывался Пятницким, а сам погост – «Пятницким на реке Березовке». Церковь действовала в самые суровые годы гонений, но уже в 1953 году была закрыта в связи со строительством военного объекта. В 1990 годы в Дрезне был устроен новый деревянный храм мученицы Параскевы, а старый каменный на погосте в настоящее время восстанавливается.

Деревянная церковь мученицы Параскевы Пятницы на погосте у реки Березовки существовала с древних времен. В начале XVII столетия церковь и погост относились к древней княжеской Куньевской волости, которая позднее вошла в состав Богородского уезда. В дозорных книгах за 1646 год есть такая запись: «Погост Пятницкий, у Березовки, а на погосте церковь деревянная, у церкви во дворе поп Андрей». Деревянный храм на погосте Десятая Пятница также упоминался в документах 1717 года. Необычное название погоста «Десятая Пятница» не было единственным в Подмосковье.

Историк С.Б. Веселовский в работе «Городки, погосты, села и деревни» упоминал второе подмосковное селение с таким же названием, которое находилось в Подольском уезде (позднее оно стало называться деревней Сальково). Веселовский объяснял смысл названия погоста тем, что в десятую пятницу после Пасхи здесь проводилась большая ярмарка. Вот что он писал: «В XVII в. у Пятницкого погоста образовалось село, также получившее название Десятая пятница, так как у погоста исстари на десятой неделе после Пасхи был торг местного значения». Ярмарка со временем ушла в прошлое, а название Десятая Пятница осталось напоминанием о событиях глубокой старины. Забытый праздник «Десятая пятница» отмечался не только в Дрезне и Сальково. Десятая пятница после Пасхи в старину считалась праздником святой великомученицы Параскевы, а в народе – «бабьим» днем, так как эта святая слыла покровительницей женского труда. К церквям, где имелся придел святой Параскевы, стекались богомольцы со всей округи, а по народным поверьям в этот день обязательно шел дождь. Родители святой Параскевы Иконийской особо почитали пятницу – день крестных страданий Иисуса Христа, поэтому и дали ей такое имя (в переводе с греческого это слово означает «пятница»).

Почитание пятницы как священного дня в христианской традиции нашло яркое отражение в древнем апокрифе «Сказание Ельферия о двенадцати пятницах». Любопытен сюжет этого памятника христианской литературы. Благочестивый философ христианин Ельферий узнал от сына иудейского мудреца Тарасия, что некогда гонители Церкви схватили одного из апостолов и нашли у него свиток с учением о двенадцати пятницах. Апостол был убит, а свиток сожгли, чтобы христиане никогда не узнали его содержание. Сын иудея Тарасия по имени Малх захотел принять святое крещение и открыл Ельферию тайное учение о двенадцати пятницах. Особые пятницы в году соотносились с событиями, описанными в Ветхом и Новом Завете. Эти дни христианину нужно было проводить в строгом посте, молитве, творить милостыню. Автор апокрифа призывал соблюдать эти дни: «Сохраняйте себя в чистоте, и Господь сохранит вас в Царствии Своем. Сколь возможно, братья, не только грехи наши будут прощены, но получим и Царство небесное от Христа Иисуса». Согласно апокрифу, первая пятница (6 марта по старому стилю) – это день, когда Адам нарушил заповедь и был изгнан из рая. Вторая пятница (перед праздником Благовещения) – в которую Каин убил Авеля. Третья пятница – Страстная, когда Господь Иисус Христос предал себя на распятие. «Десятая пятница» отмечалась после праздника Воздвижения Креста (27 сентября по новому стилю). В этот день Моисей разделил жезлом Чермное море и провел по его дну израильтян, когда они выходили из Египта.

Церковь была перевезена в гуслицкую деревню Гридино. Средства на постройку каменного храма собрали местные крестьяне. Местность в окрестностях Дрезны и деревни Горбачихи была известна залежами углистой глины, которую называли «бывалинкой» или «горбачихой». Вот что говорил об этом горный инженер П. Миклашевский в 1881 году: «В деревне Горбачихе недалеко от границы Владимирской губернии, подле Московско-Владимирской железной дороги, также добывается в большом количестве белая глина, содержащая кусочки угля и употребляемая на выделку кирпича». Благотворителями Троицкой церкви впоследствии были владельцы местных кирпичных производств. В частности, попечителем церковно-приходской школы на погосте Десятая Пятница был владелец кирпичного завода при соседней деревне Горбачихе Семен Васильевич Кондаков. Кирпичи с клеймами его производства встречаются на постройках конца XIX – начала XX столетий. В справочнике «Сведения о селениях и жителях Московской губернии» 1873 года есть следующее описание каменной церкви на погосте Десятая Пятница: «Каменная церковь Св. Троицы с двумя приделами: Рождества Богородицы и Св. Параскевы построена с 1849 г. В ней хранится: Евангелие, напечатанное в 1663 году, храмозданная грамота, выданная митрополитом Платоном в 1778 году».

Троицкий храм благополучно пережил революцию 1917 года, коллективизацию и гонения 1930-х годов. Не прекращались службы и в годы Великой Отечественной войны. Но в начале 1950-х годов в истории прихода настали тяжелые времена. Вокруг Москвы были построены две объездные дороги. У большого «бетонного кольца» было решено устроить два десятка военных объектов – зенитных точек. Поблизости от древнего погоста Десятая Пятница предполагалось расположить один из этих объектов обороны, и власти решили воспользоваться благовидным предлогом, чтобы церковь закрыть, а общину верующих ликвидировать. С ходу, однако, закрыть храм и распустить общину не удалось: власти неожиданно столкнулись с решительным сопротивлением верующих. 1 июля 1953 года у Троицкой церкви собралось около двухсот человек, настроенных бороться за храм. Уполномоченным Совета по делам РПЦ по Московской области Алексей Трушин вынужден был согласиться на определенные уступки. Он заверил прихожан, что церковь на погосте не будет разрушена, а для проведения богослужений взамен выделят пустующий храм в селе Кабаново в трех километрах от Дрезны. Однако эти компромиссные условия не устроили прихожан церкви Десятой Пятницы.

Историк С.С. Михайлов опубликовал в журнале «Мещера край» в 2011 году выдержки из заявлений представителей прихода, боровшихся за сохранение церкви. Вот как верующие характеризовали Троицкую церковь: «В течение трехста лет в г. Дрезне находится церковный храм, обслуживающий верующих русских граждан города Дрезны. Этот храм представляет собой одноэтажное ценное каменное здание в стиле древнего готического памятника. Мы православные граждане по праву гордились архитектурой нашей Дрезненской русской церкви». В обращении 1954 года председателю совета министров СССР Г.М. Маленкову, маршалу Н.А. Булганину и председателю Верховного совета К.Е. Ворошилову верующие заявили, что отвергают идею переноса богослужений из Троицкой церкви в маленькую деревянную церковь в Кабанове. В тексте письма они отстаивали свои законные права: «Наши деды, отцы, братья, сестры, сыновья, дочери и мы вместе со всем народом защищали нашу отчизну от нашествия врагов, как в первую мировую войну, в войнах с Польшей и Финляндией, а также и в Отечественную войну 1941-1945 гг. не щадя своих жизней».

Жалобы и протесты верующих церкви погоста Десятая Пятница продолжались до 1960-х годов, но храм все-таки закрыли. Правда, обещание не разрушать церковь власти исполнили. Пока храм находился на территории спецобъекта, он поддерживался военными в сравнительно хорошем состоянии. В помещении складировался картофель и противогазы, но интерьер и иконостасы сохранялись. После 1970-х годов храм стал бесхозным, и с этого времени началось его медленное разрушение. Долгое время заброшенный всеми храм находился в руинах, а богослужения проводились в новой деревянной Пятницкой церкви, устроенной рядом со старой водонапорной башней в Дрезне. Сегодня древняя подмосковная святыня восстанавливается.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древний погост Десятая Пятница



Комментарии и обсуждение


Неточная информация о переносе храма из села Гридино - речь идёт о другом деревянном храме (http://www.bogorodsk-noginsk.ru/o-z/savostyanovo-doroga-k-hramu.html). Его координаты 55.742949, 38.815923.

Храм также сейчас строится заново и называется "Богородицерождественская церковь".

17 декабря 2018.