ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Поповка-Каликинская (Липино). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородицерождественская церковь


Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1783.
Адрес:
Вологодская область, Вожегодский район, Бекетовский с/с, д. Липино (Поповка-Каликинская)

Координаты:60.370342, 39.268606
Проезд:С дороги Вожега-Воскресенское поворот налево в деревне Борисово (по карте). Дорога чистится зимой.


Добавить фотографию
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Поповка-Каликинская (Липино) - Вожегодский район - Вологодская область
hanbanah
22 февраля 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Поповка-Каликинская (Липино) - Вожегодский район - Вологодская область
hanbanah
22 февраля 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Поповка-Каликинская (Липино) - Вожегодский район - Вологодская область
hanbanah
22 февраля 2013




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  12 июня 2014

Типологически своеобразная группа из трех ярусных церквей, построенных в последние два десятилетия XVIII века, выявлена нами в Вологодской области. Все они были посвящены Рождеству Богоматери и стояли в селах: Каликине (Поповке) Вожегодского района, Корневе Устьянского [прим.: правильно - Никола-Корне Усть-Кубенского, не путать с Устьянским р-ном в Архангельской области] района, Васильевском (Межурках) Харовского района. В прошлом эта территория составляла порубежье Вологодской и Новгородской губерний.

Первой из трех была построена в 1783 г. церковь в селе Каликино (Поповка). Она представляла собой башню, у которой основной восьмерик нес еще два восьмерика, сужавшихся на каждом ярусе, но все же широких. Верхний из них накрывался граненым куполом под железом. На вершине купола стоял еще один небольшой восьмерик с куполочком – постаментом под главу, похожую на вазон, с ажурным крестом. Маленький купол, глава и крест были железными. Нижний восьмерик по высоте равнялся почти половине всей башни. С востока и запада он дополнялся двумя прирубами. Восточный пятистенный прируб (алтарь) в ширину распространялся на всю грань восьмерика. Западный – от земли до пола храма по форме напоминал букву Т. Его «ножка» шириной была равна грани восьмерика, а поперечник – всему восьмерику. Несколько верхних бревен южной и северной стен поперечника, равномерно нарастая в длину, выступали навстречу аналогично выпущенным бревнам восьмерика. Вместе эти выпуски образовывали подобия арок над нишами с продольных сторон храма. Выше пола прируб продолжался уже без восточных стен поперечника. Северная же и южная стены последнего посредством сплошных бревен объединялись с соответствующими гранями восьмерика. Эти, уже единые стены вместе с западной стеной прируба, продолжавшейся от земли, образовывали галерею–паперть, обходившую «ножку» Т–образного прируба, поперечная часть которого не поднялась выше пола, осталась в подклете.

Металлические элементы в архитектуре памятника – составная часть переделок, которым он подвергся, по всей вероятности, в 1840-х – начале 1850-х годов. В этот период времени сруб церкви, первоначально открытый, был горизонтально обшит досками, оконные проемы основных помещений растесаны. Детали обшивки имитировали классические архитектурные формы, к тому времени широко распространившиеся в отделке не только каменных, но и деревянных построек. Это карнизы с сухариками и орнаментальные фризы под ними. Это арочные ниши на колонках с высокими базами – колонки парами стояли по углам двух верхних восьмериков. Это ложные (нарисованные на досках обшивки) окна посередине граней восьмериков, где не было настоящих проемов. Внутри собственно церкви стены были обтянуты холстом, включая купол, в зените которого помещалась икона «Коронование Богоматери».

Под обшивкой все же оставались некоторые первоначальные детали, свидетельствовавшие о глубокой связи этого храма с архитектурными традициями предшествующего времени. В частности, окно, освещавшее северную промежуточную лестничную площадку, имело косящатую конструкцию. Нижняя кромка, так называемых, «заушин» его верхнего косяка была орнаментально подтесана по волнообразной кривой. Подобный декор широко применялся в деревянной архитектуре с XVII века. Аналогичную орнаментальную порезку имели и косяки северных дверей, одна из которых вела в церковь, а другая, прорубленная в северо–западной стене восьмерика – в подклет.

К сожалению, остается неизвестным, как были обработаны косяки дверей с южной стороны: эти двери переделали при устройстве в храме склада. По всей вероятности, тогда же в интерьере были разобраны две косых стены восьмерика (юто–западная и северо–западная) и западный прируб. Для поддержания оставшихся верхних конструкций вместо разобранных стен под углы восьмерика были подставлены столбы.

Из: Шургин И.Н. Некоторые региональные особенности деревянных храмов Вологодчины второй половины XVIII века. Цит. по: http://kizhi.karelia.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  23 февраля 2017

Деревянная ярусная на высоком подклете церковь построена в 1783 г., частично перестроена и обшита тесом в 1840-х – начале 1850-х гг. В плане представляла собой восьмерик с двумя прирубами встроенный в клеть с восточной стороны. Основной восьмерик нес два широких восьмерика, сужавшихся на каждом ярусе, верхний из которых завершался граненым куполом под железом и главкой на малом восьмерике. Алтарь пятигранный, внутри «клетской» части сруба устроена круговая (трехсторонняя) галерея-паперть, декоративные детали тесовой обшивки храма имитировали классические архитектурные формы. Вход в храм располагался через боковые ниши "клетской" части церкви с севера и юга. Престол один - Рождества Пресвятой Богородицы. Закрыта церковь в 1930 г., долгое время помещение использовалось как складское, потом заброшено. 6 августа 2003 г. храм обрушился. Сохранившиеся нижние части основного восьмерика и клетской части храма законсервированы, планируется восстановление.

http://svyatayarus.su/church/detail/52780/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  11 марта 2017

Богородице-Рождественская Каликинская церковь состояла из двух зданий. Стояли они на высоком берегу небольшой речушки Ачки в деревне Поповка и видны были издалека. Оба храма построены на средства прихожан: деревянный – в 1783 году, каменный с колокольней – в 1823 году. Престолов было по одному: в деревянной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в каменной – во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

При церкви была достаточно большая библиотека, работали две школы. Рядом с храмами находились двадцать деревянных лавок для торговли во время ярмарок. Деревянный четырехъярусный храм был одним из старейших, сохранившихся в районе. Богато украшенный внутри, он имел иконостас в семь ярусов с множеством образов. На прямоугольном объеме сруба - символе Евангелия, основаны три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика, завершенных куполом и главкой на барабане. В XIX веке церковь была обшита тесом и украшена аркатурными поясами, колоннами, пилястрами.

В клировой ведомости за 1921 год сказано, что по штату в церкви положены священник и псаломщик. С 1916 года священником в церкви служил Алексей Константинович Фомин, 1886 года рождения. Его жена Александра Николаевна 1892 года рождения. Имеют четверых детей. Диаконом-псаломщиком служит Александр Николаевич Цветаев. Церковным старостой является крестьянин деревни Чичерино Юкомов, грамотный (Государственный архив Вологодской области). Каждый приходской священник ежегодно учитывал все население мужского и женского пола в своем приходе, выделяя при этом каждое сословие отдельно. Так, по клировой ведомости Богородице-Рождественской церкви за 1921 год, в приходе проживало (13 деревень): дворяне – нет; мещане – нет; число духовных лиц – 10 (из них 5 мужчин и 5 женщин); крестьянство - в 375 домах проживало 1094 мужчин и 1233 женщины.

В 20-е годы XX века Богородице-Рождественская церковь была передана в распоряжение местной общине верующих, но условия договора оказались слишком тяжелыми, и в 1930 году община от содержания храмов вынуждена была отказаться.

С каменной церкви сняли купол, разобрали колокольню, и в ней разместились колхозные мастерские. По южной стороне храма два ряда окон по 6 штук, верхний ряд заложен кирпичом. Сохранилось и здание церковно-приходской школы, в котором преподавали поп и попадья. Долгое время в ней размещалась начальная школа, в настоящее время здание пустует. Деревянный храм долгое время использовали как складское помещение, а потом бросили на произвол судьбы. Здание постепенно разрушалось, из-за подгнивших нижних венцов дало сильный крен на южную сторону. В настоящее время церковь обрушилась, проведены мероприятия по разборке деревянных конструкций и разметке всего строения, с целью дальнейшего восстановления.

http://www.vozhega.ru/?razdel=kult_pamyatnik

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.