Каменная однокупольная церковь находится в центральной части поселка на открытой равнинной местности близ берега р. Псел и усадьбы Кондратьевых-Сухановых, от которой сохранились усадебный дом и остатки парка. В планировачно-пространственном отношении церковь является неотъемлемой составляющей архитектурной композиции центра поселка, единственной его градостроительной доминантой. Она хорошо просматривается с широких открытых пространств обоих берегов реки, а также в перспективах нескольких улиц.
Церковь построена в 1903 г. на средства сумского сахарозаводчика Д.Суханова, владельца имения в Низах, на месте давней деревянной церкви по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина. Здание не претерпело изменений, за исключением колокольни, которая возвышалась с западной стороны и верхний ярус которой был разрушен взрывом в 1943 г. В советские времена церковь была закрыта и использовалась для хозяйственных нужд, в результате чего утерян иконостас.
Здание центрично, крещатой структуры. К основному девятидольному, четырехстолпному, крещато-купольному объему с запада впритык прилегает притвор. Повышены рамена пространственного креста, перекрытые коробовыми сводами, на фасадах высокие треугольные щипцы усложненных очертаний. В межраменах – четыре несколько сниженых помещения. Благодаря их срезанным внешним углам церковь имеет вид октогона, в который врезан повышенный крещатый объем. Все это придаёт всему зданию больше центричности и ротондального характера композиции с пирамидальным нарастанием масс к центральному куполу. Она имеет монументальные формы: двенадцатигранный световой барабан поставлен на невысокую четверню, которая отвечает подкупольному квадрату. В каждой грани – по одному арочному окну. Барабан несет ребристый двенадцатигранный купол сферических очертаний.
Пространство интерьера строго центрично. В нем доминирует щедро освещенное подкупольное пространство. Четыре массивных крещатых пилона с помощью подупругих арок и сферических пандативов несут цилиндровый барабан со сферическим куполом. Помещения в межраменах перекрыты трилотковыми сомкнутыми сводами с роспалубками, западный притвор – коробовым сводом, входной тамбур (первый ярус колокольни) – сомкнутым сводом. В притворе, который продолжает западное рамено пространственного креста, устроены небольшие хоры, вход на которых – из колокольни.
Всё здание поднято на высокий цоколь. Под ним есть большой подвал, перекрытый сводами. Система фасадного декора очень строга и логична. Главным мотивом является ритм больших, вытянутых пропорций арочных окон, сдвоенных и строенных наподобие романских бифориев и трифориев. Трифории под общим архивольтом устроены в лобовых гранях рамен пространственного креста, а бифории – в сниженных помещениях межрамен. Окна разделяют импосты в виде трехчетвертных колонок с перехватами и «дыньками». Такими же полуколонками подчеркнуты углы архитектурных форм и простенки барабана. Стены завершает развитой карниз, под которым проходит неширокий фриз поребрика и городков. Щипцы, которые венчают рамена пространственного креста, декорированные ступенчатым зубчатым карнизом. На западном фасаде – перспективный портал в духе романо-византийского зодчества. Все декоративные элементы и формы с использованием мотивов романского и готического стилей набраны из лекального и фасонного кирпича.
В интерьере декор сводится к профилируемым группам, которые подчеркивают опорные конструкции – пилоны и арки. Сохранился первобытный резной из серого мрамора иконостас и такие же два киота – высокохудожественные образцы церковного декоративно прикладного искусства начала XX ст.
Церковь построена из темно-красного, крепкого кирпича на цементном растворе с расшивкой швов. Фасады никогда не красились. В интерьере стены окрашены в светло-кремовый цвет. Нижняя часть стен была обложена плитами из черного мрамора (не сохранились). Сохранился пол, выложенный разноцветными керамическими плитками. На всех окнах – кованые железные решетки художественной работы. К 1990-ым гг. сохранились первоначальные деревянные двери с изысканным рисунком и кованными металлическими завесами. Крыши и купол по деревянным стропилам и кругам, укрытые кровельной сталью.
Церковь Рождества Богородицы в Низах является редким образцом церковного здания, в ней синтезированы два архитектурных типа храма: ротондального и крещато-купольного. Это творение позднего этапа развития историзма, в котором органически совмещена исходная композиционная схема «российско-византийской» церкви с формами девятидольного соборного храма, традиционного для Слобожанщины. Мастера, которые возводили эту церковь, виртуозно владели техникой кирпичного сооружения, в полной мере использовав выразительные возможности фасонного и лекального кирпича при общей сдержанности декора. Церковь в Низах с 1988 г. является достопримечательностью архитектуры местного значения с охранным № 115-См.
https://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Sumy_sv.php