ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нахабино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Нахабино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Сергия Радонежского
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:1866.
Год утраты:1938
Адрес:
Московская область, Красногорский район, село Нахабино

Координаты: 55.849909, 37.183331



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Нахабино, Красногорский городской округ, Московская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1910-х гг.<br>, Нахабино, Красногорский городской округ, Московская область
Фото 1910-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1910-х гг.<br>, Нахабино, Красногорский городской округ, Московская область
Фото 1910-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид на церковное место с северо-востока.<br>, Нахабино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид на церковное место с северо-востока.
МОРПЕХ879
23 февраля 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2013

С пятнадцатого века село Нахабино было во владении бояр Плещеевых, которые занимали при великокняжеском московском дворе видное и влиятельное положение. Во время войны с Звенигородскими князьями весьма отличился Михаил Плещеев, сторонник Василия Темного. В 1447 году Михаил Плещеев возглавил княжескую дружину и скрытно пробрался к Москве, захваченной врагами. 7 января он ворвался в Москву и внес решающий вклад в многолетнюю междоусобную борьбу. Плещеев имел обширные земельные владения в Московском княжестве. У него был младший сын Иван, который принял постриг и мирно прожил свой век в монастырской обители. В 1482 году инок Ион Плещеев по завещанию передал во владение Троице-Сергиевому монастырю Караулово и Нахабино. Последнее отходило обители после кончины его матушки. Родственники решение не одобрили, выкупили свою родовую вотчину у монастыря и передали Петру Плещееву. Но его сын в 1543 году добровольно передал село Троице-Сергиевому монастырю.

Документы упоминают о церкви Покрова Богородицы в Нахабино с 1589 года. В те времена это был деревянный храм. Придел был посвящен преподобному Сергию Радонежскому. В 1866 году был воздвигнут каменный храм, поражавший своим великолепием. Храм в селе Нахабино собирал под свои своды тысячи паломников. 

В 30-х годах ХХ века храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нахабино был разрушен.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 февраля 2018

Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нахабине.

Село Нахабино в XVI ст. Московского уезда Горетова стана принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. В писцовых книгах 1685 – 86 гг. написано: «в селе церковь Покрова Святой Богородицы древяна, клетцки, а церковные строения, образы, книги, звон, клепало и всякое строение монастырское, у церкви двор попов да 3 кельи нищих, да в селе двор монастырский, да в том же селе пруд с карасями».

В начале XVII ст. село Нахабино, разоренное Литвою, названо пустошью. Вскоре после Литвы в населенном крестьянами селе Нахабине была построена в 1633-34 гг. деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Сергия чудотворца. Первое сведение о ней встречается в приходной книге Патриаршего казенного приказа под 1635 г., в которой написано: «церковь Покрова Святой Богородицы, да придел Сергия Радонежского чудотворца в селе Нахабине; дани 17 алтын 2 деньги, десятильничих и заезда гривна; апреля в 22 день те деньги взято, платил Троицкого монастыря служка Иван Мешков». В том же порядке сия церковь писалась в приходных книгах Патриаршего приказа под Загородскою десятиною до 1740 г. с обозначением дани 30 алтын 4 деньги.

По переписным книгам 1646 г. в селе Нахабине числилось 26 дворов крестьянских, в них 58 человек; при церкви находились во дворе поп Матвей и его дети: дьячок Иван и пономарь Владимир. В 1678 г. – 21 двор крестьян. В писцовых книгах 1685-86 гг. написано: «вотчина Троице-Сергиева монастыря село Нахабино, а в нем церковь Пречистой Богородицы Покрова древянная, клетцки, а в церкви образа и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение мирское, а клепало железное монастырское, а у той церкви во дворе поп Федор Васильев, да у него же дьячки Васка Ларионов и Васка Иванов живут в одном дворе, двор монастырский, двор скотный, да в селе 22 двора крестьянских и всего в них людей 100 человек».

В 1704 г. в селе находились: двор монастырский и 35 дворов крестьянских и всего в них 134 человека. В 1732 г. в селе Нахабине значится деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Сергия чудотворца, при ней состояли священники: Василий Иванов и Федор Марков, дьячок Марка Алексеев и пономарь Савелий.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 октября 2020

Нахабино - одно из древнейших поселений в нынешнем городском округе Красногорск. Вся история этого населённого пункта связана с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Удобное географическое положение (село у большого тракта, наличие реки, естественная природная красота места) ставило Нахабино в преимущественное положение. Поэтому владельцы села всячески заботились и благоустраивали своё владение.

С ХV века, с момента первого документального упоминания Нахабино, известно, что хозяевами были бояре Плещеевы. Но это же даёт основание предполагать, что населённый пункт существовал и раньше, ведь основатель рода Плещеевых - Фёдор Бяконт - стал служить московскому князю Иоанну I Калите ещё в ХIV столетии. Более того, Иван Калита стал крестным отцом Елевферия - сына Бяконта. А сам Елевферий, найдя свой путь в монашестве с именем Алексий, вскоре был поставлен митрополитом Киевским и Всея Руси. Его отношение к описываемым местам косвенно подтверждает название пустоши Владычня на территории сегодняшней Опалихи. Непосредственно же Плещеевым был прозван третий сын Фёдора Бяконта, Александр. Его правнук Михаил Борисович уже известен подвигом во время тяжёлой междоусобной войны великого московского князя Василия II Тёмного с галицко-звенигородскими князьями. Михаил Борисович тайными тропами провёл к столице передовой отряд и неожиданным налётом овладел городом, после чего временно находившийся на троне звенигородский князь Василий Шемяка бежал. Это произошло 7 января 1447 года. Однако, этот великий военный подвиг расположил Михаила Борисовича не к поиску почести, а к монастырскому постригу. Приняв равноангельский чин, он подарил Троице-Сергиеву монастырю село Ростокино под Москвой. Но у него ещё оставались земли, которые достались его младшему сыну Ивану Хромому. Иван также в конце жизни принял постриг с именем Иона и отписал своё имение, а это как раз и есть Нахабино, частично Троице-Сергиеву монастырю, частично - в помощь матушке: "А что мое село Нахабинское з деревнями и с пустошми, и яз то село дал матери своей Марье до ее живота, - и она даст то село в дом живоначальные Троице Сергиеву монастырю напоминок по всем нашим роду и по себе".

Завещание датировано 1482 годом, и это первое документальное упоминание села Нахабино, официальная дата, с которой ведёт свою летопись Нахабино. Впрочем, речь в завещании лишь о землях. Однако, вспоминая про особое отношение к селу, родственники выкупили родовую вотчину и отдали старшему брату, боярину Петру Михайловичу Плещееву, который со временем стал владельцем большой вотчины с центром в селе Дмитровском. Но в 1534 году его сын всё равно продал село Нахабино с деревнями и крестьянами монастырю. В это время появляется документальное упоминание храма в Нахабино. Так, в 1574 году в писцовой книге сказано: "... церковь Покров Пресвятой Богородицы древяна, клетцки, а церковная строенья, образы, и книги, и звонъ, клепало и всякое церковная строенья монастырское, у церкви дворъ поповъ...". Начало ХVII века - тяжелейшее время для подмосковных земель. Смутное время больно ударило по ним. Не обошла эта участь и Нахабино. Как отмечается в исторических исследованиях, особенно досталось вотчинам Троице-Сергиева монастыря, который не сдался врагам и выстоял. В писцовой книге 1623 года в монастырском имении числятся "пустошь, что было село Нахабино, и 42 пустоши". В 1628 году село снова заселяется поселенцами и сразу, что очень важно, восстанавливается деревянный храм: "Церковь Покрова Святой Богородицы, да предел Сергия Радонежскаго чудотворца, в селе Нахабине". Неслучайно храм посвящён Покрову Богородицы - возможно, это дань за предстательство Царицы Небесной, уберегавшей Нахабино не раз от полного уничтожения. После Смутного времени большую роль в жизни Нахабино сыграло грандиозное строительство подлинного шедевра - Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685).

Село, расположенное как раз посередине пути из Москвы в Воскресенское, где был возведён монастырь, получило мощный стимул. Благодаря этому начинают открываться постоялые дворы и кузницы - необходимые тогда спутники путешественника. Они же способствуют дополнительным сопутствующим производствам: появляется небольшой кирпичный завод, отхожий промысел (лесозаготовки, строительство дорог). В середине ХIХ столетия Нахабино продолжало оставться казённым селом. К 1859-му году в селе 53 двора с 189 душами мужского и 245 женского пола. В сентябре 1860 года появляется ходатайство местного священника Николая Соколова и крестьян о строительстве в селе каменной церкви: "Означенная церковь наша, быв построена из дерева, не имеет печей и малопоместительна, а потому мы желаем построить каменную однопрестольную теплую". Помогая прихожанам, дополнил прошение и благочинный, священник церкви села Лужки: "Деревянная церковь печей не имеет, имея внутри от амвона в длину 14 аршин, а в ширину 8 аршин, малопоместительна для прихожан. От старой церкви будет находиться в 8 саженях, от большой Воскресенской дороги в 12 саженях, а от слободы крестьян в 25 саженях - надлежит сломать два двора". Разрешение вскоре было получено, после чего активно был заготовлен кирпич с местного завода, а также другие стройматериалы. Храм поднимался на народные пожертвования. Прихожанка Анастасия Павловна Щербинина, дочь генерал-лейтенанта, закрыла наибольшую часть расходов. Она оплатила изготовление и план, и смету, и фасад. При этом она же на себя взяла распоряжение строительством при посредстве троих крестьян: Николая Фёдорова, Иеремии Иванова, Ивана Антипова. Для сбора денежных средств крестьянское общество просило выдать храмозданную книгу на имя вологодского мещанина Александра Викторовича Захарова.

В итоге храм был построен за четыре года - с 1862 по 1866 гг. И получился необчайно красивым - вместительный, с одним массивным куполом, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней. Церковь была выполнена в господствующем на тот момент псевдовизантийском стиле. Архитектор этого храма построил в селе Козино, недалеко от Нахабино, типичную церковь. Каменный Покровский храм стал очень популярным среди прихожан, богомольцев и путников на Волоколамском тракте. В большие и малые праздники в него приходили помолиться жители близлежащих и даже дальних деревень. Рядом с храмом вскоре появилась земская школа. В трёх классах обучалось около 70 детей как из Нахабино, так и из соседних деревень. Дети, обучавшиеся в школе, привлекались для пения в церковном хоре. Велась активная жизнь прихода. Особую известность приобрело Общество трезвости в конце ХIХ - начале ХХ вв. Возникло оно следующим образом. Новый храм, помимо молитвенного и духовного преемства, сохранил и старинные святыни храма деревянного. Среди них - икона преподобного Сергия Радонежского ХVII века.

Почитание игумена Земли Русской в Нахабино было особым, ведь долгое время село помогало Троице-Сергиеву монастырю. И вот наступил юбилей - в 1881 году праздновалось 500 лет со дня представления русского чудотворца. В это время священником стал молодой и энергичный отец Сергий Пермский, который искренне стремился к улучшению духовного воспитания своей паствы. И к юбилею преподобного он основал Сергиевское общество трезвости. Эффект был потрясающим. Сначала членами этого общества стали около 150 местных жителей, затем талантливые проповеди и глубокая убеждённость священника привлекали ежегодно сотни новых участников, доведя их количество до 20 тысяч человек. В числе прочего была устроена чайная лавка, помещение для которой предоставил местный фабрикант А. Я. Поляков. Много богомольцев тогда направлялось в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, а по дороге останавливались в Нахабино и молились от избавления от пьянства в Покровской церкви. По свидетельствам тогдашних источников, около 25 тысяч человек бросили пить после посещения святого места. Притоку богомольцев способствовало и то, что через село прошла линия со станцией Московско-Виндавской железной дороги. Вскоре здесь возник пристанционный посёлок с вокзалом, водонапорной башней, различными сооружениями. Появились в этом тихом красивом месте и дачи москвичей. Население увеличилось в разы.

После революции здесь, в начале 1920-х годов, появилась артель "Краснодеревщик", трудиться в которой со временем подтянулись и жители соседних деревень. Возник здесь и колхоз, создание которого, как тогда утверждалось, было "делом крайне нужным". Между тем, жители оставались верующими. В храме продолжались богослужения. В начале 1930-х годов начались гонения на церковь. Дошла очередь и до Покровского храма. Решением президиума Мособлисполкома в 1936 году храм закрыли под якобы благовидным предлогом - использовать здание под школу (как теперь известно, школа так и существовала в близлежащих домах до 1950-х гг.). Тем не менее, храм два года стоял просто закрытым. В это время прихожанина Покровской церкви Матвея Гусева, члена церковного совета, повторно арестовывают по ложному доносу. По показаниям, что он, якобы, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино церкви, говорил, что если бы был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а советская власть никому не даёт свободы и хочет закрыть все церкви. 7 сентября 1937 года Матвей Иванович Гусев был заключён в Таганскую тюрьму в Москве, 10 октября 1937 года был приговорён к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а уже 18 января 1938 года мученик Матвей Гусев скончался в Сиблаге и был погребён в безвестной могиле. В это же самое время, в 1938 году, словно оставшийся без попечения, Покровский храм был разрушен. И не школа, а клуб был построен вместо него. Село Нахабино после этого осиротело...

Из журнала: "Православный Красногорск". Выпуск №4 (12), апрель 2020



Комментарии и обсуждение


Рядом с церковным местом в 2000 году построен новый храм Покрова Пресвятой Богородицы.

12 февраля 2017, МОРПЕХ879.