ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Арефино. Церковь Входа Господня в Иерусалим.


Арефино. Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Входа Господня в Иерусалим, Троицы Живоначальной, Александра Невского, Владимирской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Год постройки:1775. 1846-51 перестроена трапезная, 1868-72 перестроен главный храм.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Нижегородская область, Вачский район, село Арефино

Координаты: 55.873712, 42.870284 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:По трассе Н. Новгород - Павлово - Навашино
Вопрос модератора:уточнить расположение.



Церковь Входа Господня в Иерусалим, 1954 г.<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
1954 г.
gat
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


gat
 
gat  29 января 2013

Арефино, церковь во имя Входа Господня в Иерусалим

Название сел и деревень, как правило, давали сами люди, исходя из названий каких либо географических объектов; фамилий, часто встречающимся в этом поселении; возможно по каким - то историческим событиям, а возможно от названия прихода или фамилии священника той или иной церкви и т.д. Можно предположить, что название села Арефино происходит от латинского слова area – площадь, территория; а вторая часть слова - jinn – от финно-угорского населения, проживающего на  этой территории. Об этом свидетельствует и мордовское название речки Идомка, которая протекает в Арефине. А возможно, что в далеком прошлом в этом поселении проживал какой-то знатный и уважаемый человек по имени Арефий, поэтому и селение жители назвали Арефино.

В начале XVII столетия село Арефино и селения, составлявшие его приход, принадлежали боярину Ивану Никитовичу Романову. В последней же четверти этого столетия Арефино (и селения при нем) было дворцовым пашенным селом Федора Алексеевича Романова. В 1689 году поместье было пожаловано братьям Нарышкиным, а в 1698 году было утверждено за одним Львом Кирилловичем Нарышкиным, а в 1816 году оно было продано графу Литта.

История девичьего монастыря и храма во имя Входа Господня в Иерусалим

В писцовых книгах 1629-30г.г. об Арефине сообщается следующее: «за боярином Иваном Никитовичем Романовым село Арефино, в нем девичий монастырь, в монастыре церковь Входа Господня в Иерусалим, да в приделе св. страстотерпцев Бориса и Глеба, да другой придел преп. Никиты, игумена Мидийского». Церковь была деревянная и сооружена на средства мирских людей и вотчинников. При храме имелся двор попа Иоанна, а на дворе келья отца его черного попа (священник-инок, иеромонах) – старца Филарета. В монастыре 13 келий, в них 16 стариц, которые  получают ругу от боярина Ивана Никитовича Романова, да еще 3 старицы. На церковной земле двор пономаря и 5 дворов бобыльских. Церкви была дана пустошь Арбузцево, в которой числилось два двора крестьянских. В самом Арефине имелся двор приказчиков и двадцать один дворов крестьянских, кабак, а тамга (клеймо) у боярина Ивана Никитовича.

Когда основан Входоиерусалимский монастырь, сведений о том не сохранилось, но можно думать, что основание его принадлежит дому бояр Романовых. Писцовая книга 1676 года даёт подробное описание монастыря и Входоиерусалимской церкви. В виду того, что эта церковь должна была находиться под особым покровительством царствующего дома, то можно привести здесь её описание.  «В Муромском уезде Великого государя царя и Великого князя Фёдора Алексеевича дворцовое пашенное село Арефино, а в нем девичий монастырь, а при монастыре деревянная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим с трапезою. Храм был богато украшен дорогими иконами в позолоте и серебре. Церковь – строение и всякая церковная утварь принадлежали боярину Ивану Никитовичу Романову и приходским людям. Монастырь огорожен забором с дубовыми столбами, а в заборе ворота створчатые. Имелись и малые ворота. Монастырю, кроме того, принадлежали рыбные озера по обе стороны реки Оки: озеро Долгое, озеро Нутряное да завод с подворьем, озеро Стеньково и др. По грамоте Великого Государя велено также монастырю и сено косить, как им дано и при боярах. Да в том же монастыре имелась богадельная изба, а в ней жили нищие. На церковной земле дворы попов Михаила и Василия Гавриловых, двор, где жил черный поп, двор дьячков, место дворовое пономарское. Имелся двор для приезда всяких людей, где были обустроены  хором, две горницы, сени, баня, новая конюшня, погреб, имелась изба горница с комнатою. Там также была обустроена тюрьма. Был и кружечный двор. Полученную питейную прибыль и таможенную пошлину собирали в казну верные головы и целовальники.
На речке Идомке - винокурня, два амбара, солодовня. В селе имелось 34 двора крестьянских, где проживало 108 человек мужского пола.  За речкой Идомкой находилась бобыльская слободка, а в ней 34 двора, в коих проживало  95 человек мужского пола.

В 1764 году вышеописанный монастырь был упразднен, и церковь его была обращена в приходскую церковь. Надо отметить, что приход при ней существовал и раньше, до закрытия монастыря, как это видно из окладных книг Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам значится следующее: «У входа - Иерусалимской церкви дворы попа Василия, двор пономарский и просвирни, в приходе: двор приказчиков, на церковной земле 2 двора бобыльских и 26 крестьянских, слобода Заидомская, где было 11 дворов бобыльских, деревня Максакова, в ней 8 дворов крестьянских (на 1896 год - 32 двора). Деревня Оксентьва, в ней 15 дворов крестьянских (на 1896 год - 20 дворов). Деревня Выборкова, в ней 26 дворов крестьянских и 2 бобыльских (на 1896 год - 42 двора). Деревня Горбанова в ней 10 дворов крестьянских. Сельцо Верхополье, в нем 14 дворов крестьянских и 2 - бобыльских. Турбенево – 6 дворов крестьянских (на 1896 год - 25 дворов). Деревня Медоварцево – 1 двор крестьянский (на 1896 год - 3 двора). Деревня Сенюкова – два двора крестьянских (на 1896 год -  24 двора). Деревня Еремеево – три двора крестьянских (на 1896 год - 23 двора). Деревня Шерстино – 5 дворов крестьянских (на 1896 год - 16 дворов). Деревня Шамшилово - 5 дворов крестьянских (на 1896 год - 20 дворов). Деревня Вечкино – 2 двора крестьянских (на 1896 год - 11 дворов)  Деревня Вакулово – 5 дворов крестьянских (на 1896 год - 7 дворов). Деревня Чирятево – 1 двор крестьянский(на 1896 год - 13 дворов). Деревня Янино – 1 двор крестьянский (на 1896 год - 3 двора) и д. Чирьево – 3 двора крестьянских (на 1896 год - 11 дворов). Да по сказке попа Михайла церковной земли Государева жалованья – 1 десятина в поле, да в пустоши Арбузцево - 35 четвертей в поле, сенных покосов на 150 копен». (Большая часть этих деревень существовали в начале XVII столетия и показаны в писцовых книгах 1629-30 годов в числе вотчинных деревень Ивана Никитовича Романова). При сличении показаний писцовых книг 1629-30 гг. с окладными книгами 1676 года нужно иметь в виду, что в окладных книгах показано не все население деревень, так как те же деревни были приписаны и к Зяблицкому приходу.

В последней четверти 17 столетия село Арефино с деревнями стало дворцовым пашенным селом царя  Фёдора Алексеевича Романова, который вступил на престол 30 января 1676г., короновался 18 июня 1676г., а умер он в 1682 году. Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1676 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами в честь святых мучеников Бориса и Глеба и преподобного Никиты Исповедника. Деревянная церковь существовала до 1770 года. В этом же году за ветхостью деревянной церкви стали строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника. Пределы предполагались освятить Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. После завершения постройки храма престолы были освящены в 1775 и 1776 годах. Деревянная церковь была разобрана, но в каком году неизвестно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 году она упала во время утрени, пробила свод храма, причем была убита одна женщина, во время богослужением. Вскоре была построена новая  колокольня. С 1789 года по 1806 год на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие».

В 1785 году по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы, но это желание прихожан почему-то не осуществилось. Каменный храм, построенный в 1775 году, совершенно изменил свой внешний вид. В 1846-51 годах перестроена была вновь его трапеза, а в 1868 -72 годах перестроен и главный храм. Не однажды изменялись и внутренние убранства храма. Престолов в храме было пять: в холодном храме - в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверного князя Александра Невского, в трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Из прежней бывшей деревянной церкви сохранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменного храма в 1868 году под верхнею престольною доскою. Оба антиминса освящены в 1680 году  митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, и выданы в село Арефино в придельные церкви св. мучеников Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника в 1686 году. Из святых икон от времени боярина Ивана Никитовича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями - Владимирская икона Божией Матери.

Хранились драгоценные святыни: 1. Небольшой серебряный крест, а в него вложены небольшие частицы от ризы Господней и от ризы Богоматери; 2. Панагия кипарисная, маленькая, резная, на ней распятие Господне; обложена серебром приложенная по преданию патриархом Филаретом Никитовичем.   Из напрестольных Евангелий обращают на себя внимание два: первое издано в 1627 году при патриархе Филарете, второе печатанное в 1748 году. В нем под каждым Евангелистом напечатаны силлабические стихи. Вообще Арефинская церковь была украшена весьма благолепно: утварью и ризницей довольно богато. Воздухи были из малинового бархата, шитые золотом и жемчугом и стоили эти воздухи более 1000 рублей.

В церковной библиотеке имелись следующие старинные книги: Ефрема Сирина печатаные в 1768 году в городе Вильни; Ирмологий нотного пения письменный 18 века и Синодик с лицевыми изображениями неизвестного времени и др.

Причт при Арефинской церкви состоял из двух священников, штатного дьякона и двух псаломщиков. На содержание их получалось всего до 1725 рублей в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной - 1 десятина 1306 сажен, огородной - 3 десятин 538 сажен и полевой - 1 десятина 765 сажен. Кроме того церкви принадлежала пустошь Арбузово, в которой имелось 61 десятина пахотной земли, 3 десятины сенокосной, кустарника годного на дрова - 5 десятин и неудобной - 42 десятины. План и выписка из межевых книг на всю эту землю были. Сверх этой земли церкви принадлежал участок в 1000 кв. сажен, именуемый «Иерусалимка». В писцовых книгах 1629-30гг. Иерусалимка - это название деревни, в которой тогда было 13 дворов крестьянских и 3 - бобыльских.

Когда церковь запустела, остается не известным. 

Приход состоял из села Арефина и деревень: Чирятева (2 версты от церкви), Янина (1 верста), Озябликово (1 верста), Шамшелова (3 версты), Турбенева (3 версты), Сенюкова (5 верст), Вакулова (3 версты), Оксентьва (2 версты), Еремеева (4 версты), Медоварцева (5 верст), Шерстина  (2 версты), Выборкова  (3 версты), Шишкина  (4 версты), Еловки (4 версты), Евсевьева  (4 версты), Чирьева  (4 версты), Вечкина  (4 версты), Максакова (1 верста). В коих по клировым ведомостям числилось 1792 души мужского пола и 1982 - женского пола из них раскольников  - 24 души обоего пола.

В селе Арефине в 1885 году устроен памятник в Бозе почивающему императору Александру II. В селе имелись церковно-приходская школа и земская - для девочек; учащихся в 1896 году в первой школе было 76, а во второй – 47. 

В разное время в Арефинской церкви служили священники: настоятель храма Семён Иванович Фигуровский, Петр Адлеров, дьяконы: Александр Лавров, псаломщики: Стефан Херсонский, Ксенофонт Владимирский, Капацинский; пономарь – Ефим Радиков и др.

В годы Советской власти данный храм был полностью разрушен (примерно в конце 50-х годов 20 столетия).



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.