ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новинки (Лявля). Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы.


Новинки (Лявля). Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Архангельская обл., Приморский район, муниципальное образование Боброво-Лявленское, д.Новинки

Координаты: 64.386107, 41.021941





Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы, , Новинки (Лявля), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
10 сентября 2022
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы, Слева - деревянная Никольская церковь 1584 г.<br>, Новинки (Лявля), Приморский район, Архангельская область
Слева - деревянная Никольская церковь 1584 г.
Владимир_А
18 июня 2005
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Нива"<br>, Новинки (Лявля), Приморский район, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1885



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  23 июля 2020

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. В нескольких минутах езды к югу от музея «Малые Корелы» взору открывается высокий Лявленский холм, увенчанный монументальной башней церкви Николая Чудотворца. Её величественный шатровый силуэт над простором реки, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

В далёкие времена освоения северных территорий храмы-башни по берегам рек обозначали христианские поселения. Сложившийся в древности тип шатрового храма, рубленного «кругло», восьмериком от основания, был широко распространен на всём Русском Севере вплоть до конца XVIII века. На сегодняшний день осталось только три храма этого типа. Самый ранний из них — Лявленская Никольская церковь, возведённая в 1581–1584 годах. Не вызывает сомнения, что первые храмы Архангельска, основанного в эти же годы, были именно такими.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре на месте своей предшественницы и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объём церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных брёвен толщиной до полуметра. Высота храма, поставленного на подклет, превышала сорок метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу памятника. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами. Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвящённую Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня, завершавшаяся, как и оба храма, шатром.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века предки крестьян Княжестровской волости на речке Лявле «всем миром». Об этом свидетельствуют древние грамоты. Здесь, в устье Северной Двины, пересекались владельческие интересы Новгорода Великого, московских и ростовских великих князей. Княжестровцы веками опекали свой монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, платили тягло и различные сборы государству. О богатстве и влиятельности небольшой двинской обители говорят не только описи церковного имущества, изобилующие перечислением драгоценных окладов, риз, книг, служебной посуды и убранства.

В 1339–1340 годах по заказу великого князя московского Ивана Калиты было написано и выслано «на Двину к святей Богородици» лицевое пергаменное Евангелие, украшенное заставками и миниатюрами. Исследователи доказали, что книга предназначалась Лявленскому монастырю. Эта ценнейшая московская рукописная книга сейчас хранится в Библиотеке Академии наук России.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев Богородицкая обитель была приписана к крупному Антониево-Сийскому монастырю и потеряла самостоятельность. В 1764 году Лявленская пустынь была упразднена, а её храмы получили статус приходских.

В сороковых годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А. И. де Траверсе, древнюю Успенскую церковь пришлось опустить на несколько сгнивших венцов и разобрать ветхую круговую паперть с крыльцами. Наружные стены храма обшили тёсом и покрасили. После ремонта, обновлённую Успенскую церковь переименовали и посвятили Николаю Чудотворцу, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на средства архангельского купца Андрея Харитонова и его матери.

Современный облик Никольской церкви далёк от первоначального. Монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца шестидесятых годов ХХ столетия тесовая обшивка стен была удалена и воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. К сожалению, время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

https://www.korely.ru/heritage/lyavlya/


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 июля 2020

Время возникновения лявлинского Успенского монастыря мы не знаем, но предполагаем, что он был основан выходцами из Владимиро-Суздальской земли, ушедшими на Северную Двину, спасаясь от татаро-монгольского нашествия. Возможно, первое упоминание о нём обнаружил Г.К.Бугославский в «Похвальном слове Ивану Калите» в так называемом Сийском Евангелие. Он был убеждён, что оно написано для лявлина Успенского монастыря. «На Двину, ко Святей Богородици» - такой был наш адрес в первой половине XIV века. Такого же мнения придерживается и известный знаток древней книжности Л.В.Столярова. Она утверждает, что Сийское Евангелие «многогрешные писцы Мелентий и Прокоша» начали писать по заданию Великого князя Московского Иоанна Даниловича в 1329, а закончили в 1339 году. В.Г.Брюсова утверждает, что художник Иоанн, который оформил Евангелие, был отцом Андрея Рублёва. Значит и две миниатюры из «Сийского Евангелия» на предыдущей странице («Поклонение волхвов» и «Отослание на проповедь») тоже выполнены им.

Лявленская Никольская церковь первый раз была освящена в 1584-ом году как Успенская – главная церковь древнего лявлина мужского Успенского монастыря, упразднённого по Указу Екатерины II. Началу её строительства предшествовало Чудо Господне – явление «напенной» иконы Успения Пресвятой Богородицы и обретение древнего святого Успенского колодца. Деревянные церкви обычно стоят 150-200 лет. В начале девятнадцатого века церковь «пришла в ветхое состояние», и её решено было разобрать на дрова. Но церковь спасло другое Чудо – исцеление сына военного губернатора г. Архангельска маркиза де-Траверсе. Отец, Александр Иванович, восстановил храм, и он стоит уже 427 лет, а брёвнам, из которых собрана паперть, более пятисот лет. Они взяты от другой монастырской церкви, построенной в 1481-ом году «по повелению посадницы Анастасии над могилой её брата Стефана», о чём свидетельствует древняя резьба на притолоке входа. По распоряжению маркиза кровля церкви была покрыта железом, сруб обнесён тёсом и выкрашен в белый цвет. Можно упрекать его, что он «изменил облик памятника» - убрал крытую галерею и выбросил несколько сгнивших венцов снизу. Но зато он подвёл каменный фундамент и на два века продлил жизнь церкви.

С 1929-го года, после ареста лявленского священника протоиерея Селиверстра Титова, церковь использовалась 9-й базой УСЕВЛОНа как пункт передержки этапов заключённых, направляемых на лесоповал: сначала в Нижне-двинское лесопромышленное предприятие, потом в Облзаглес, наконец – в Кулойлаг. В 1943-ем году обе лявленские церкви занимает воинская часть – связь Северного Флота, а после того, как военные построили себе новую казарму и базу связи, Никольская церковь было передана на баланс Государственного музея-заповедника «Малые Корелы».

Первые годы музей-заповедник активно занимался Никольской церковью: был разработан проект её полной реставрации и проведён её первый этап. (Снимок слева) Но по мере того, как для самого музея настали трудные времена, внимание к памятнику уменьшилось до нуля. Сейчас очевидно, что решение снять тёсовую обшивку было ошибочным – сруб церкви гниёт с ужасающей скоростью, особенно с северо-восточной стороны. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать через сколько лет мы просто потеряем лявленскую Никольскую церковь. А она - не достояние Лявли, и даже не достояние Архангельской области. Она – достояние России. Поскольку второй такой просто нет.

http://www.arh-eparhia.ru/monasteries_and_parishes/temples/14260/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.