ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Холмогоры. Храмовый комплекс Архиерейского двора.


Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Между 1680 и 1865.
Адрес:
Архангельская обл., Холмогоры

Координаты:64.218704, 41.660301




Добавить фотографию
Храмовый комплекс Архиерейского двора - Холмогоры - Холмогорский район - Архангельская область
Слева на переднем плане - церковь Двенадцати апостолов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008
Храмовый комплекс Архиерейского двора - Холмогоры - Холмогорский район - Архангельская область
Архиерейский дом (1680-е)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  8 мая 2014

Каменному Спасо-Преображенскому собору в г. Холмогоры предшествовали несколько деревянных. О "Спасском соборе на Холмогорах" упоминалось в летописях в 1540 г. В этом году "начальствовали на Двине сотские Васюк Бачурин с товарищи и жалованныя грамоты и всякие указы и судебники с Москвы присланы на их имя, и положены на городище, в казне, в Спасском большом соборе". Письменные памятники свидетельствовали, что церковь Преображения Господня на Холмогорах горела два раза - в 1588 и 1645 годах. Построенный вместо сгоревшего в 1645 г. Преображенский собор был последним деревянным собором.

Кроме храма Преображения Господня, на "городище" существовали еще две церкви - Воздвиженская и Св. апостола Иакова, брата Господня. При последней проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь сгорела одновременно с Преображенской и более не восстанавливалась. Церковь во имя св. апостола Иакова существовала до времени назначения Преосвященного Афанасия, первого архиепископа Холмогорского (конец XVII в.), когда была перенесена в архиерейский дом на сени и называлась "сенной" или Крестовой.

Каменный собор строился благодаря попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на холмогорскую кафедру, Преосвященный на следующий год предпринял построение каменной колокольни для будущего кафедрального собора, оконченное в 1685 г. В том же году было положено основание собору следующим порядком: "Мая 11-го, в понедельник, по литургии, пришед архиерей из церкве, размерял место, где бысть соборной каменной церкви, и, по размерении, пел молебен Преображению, на каноне кадил, где основанию быти, и святою водою кропил. По молебне первее начал заступом копати, где стене быть, начен от востока, изимая земли по трижды, так и от прочих стран, по сих благословил прочих рвы копати. В тоже лето, Августа 27 числа Преосвященный Афанасий сотвори по чину требника Петра Могилы основание соборныя церкви Преображения Господня каменное" (Летопись Двинская. Цит. по: Краткое…, с. 233).

Средства для строительства складывались из пожертвований из государевой казны, доходов от домовых архиерейских имений и пожертвований благотворителей. Всего на строительство собора, каменной колокольни и архиерейского дома было потрачено 6504 руб. 16 алт. 1 д. Из них выдано из казны материалами (железом, кирпичом, известью) на 1496 руб. 20 алт. 4 д. и деньгами в разное время - 1425 руб.

В 1691 г. строительство собора было закончено. Поскольку средств на новый иконостас не хватало, Преосвященный Афанасий решил временно воспользовался иконостасом старого деревянного собора, разобранного в 1686 году и 14 марта 1691 г. указал поновлять старые образа из прежней церкви, а также писать новые. По окончании этих работ, произведенных иконописцами протопопом Феодором, диаконом Феодором и другими, архиепископ Афанасий освятил соборный храм 28 июля 1691 года.

28 июля 1693 года в Холмогоры прибыл царь Петр I, посетил новый собор и тогда же указал выдать Просвященному из двинского таможенного сбора 300 руб. на устройство нового иконостаса, так как прежний не соответствовал размерам храма. Получив пожертвование, Преосвященный Афанасий призвал того же протопопа Феодора и других ионописцев и сообщил им о своем намерении "первую свою соборную каменную церковь Боголепнаго Преображения Господня, новопостроенную украсить вновь святыми иконами, якоже церковь восточная во вселенней украшается, а знаменить и писать таким переводом, якоже старо-греческия письма. А писать в доме его архиерейском, на что уготованы на то покои и светлицы особливые… а за труд онаго письма оному протопопу на всех обещал отдать сто рублев" (Летопись двинская. Цит. по: Краткое…, с. 234-235). Сам иконостас изготавливался "домовыми стяры , резчики и позолотчики", кроме царских врат, которые были сделаны московскими резчиками.

В 1695 году новый иконостас, украшенный новыми иконами, был установлен на свое место. Вообще при жизни Преосвященного Афанасия Преображенский собор стал самым благоукрашенным храмом на Двине. О его внешнем виде и внутреннем устройстве говорилось в хранившейся в библиотеке собора описной книге, составленной по указу Просвященного Афанасия в 1701 г. "Соборная великая церковь боголепнаго Преображения каменная всеусерднаго строения и тщания Преосвященнаго Афанасия стоит в предвории его Архиерейскаго дому, с восточную страну на горе, место же то древле именовашеся городок: та церковь о пяти главах великих, те главы обиты чешуею, на тех главах поставлены кресты четвероконечные железные, прорезные, по преданию св. Апостолов и богоносных отец по древнему обычаю, подобием таковы, каков крест златый на Москве, на соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, на большой главе, иже у великаго Государя на сенях, поставлен в давних летах Благоверными Великими Князи. А на большой главе, у средняго креста, круги и луна медные злачены. А под теми главами со внешнюю страну тоя соборныя церкви, оклошеи поясы и окна и около окон валы, и у церкви все закамарины, и верхние окна и средний пояс и нижние окна и лопатки и пояс и с вонную страну у алтаря окна же и пояс, все росписано разными красками из масла… А покрыта та соборная церковь закамарины все чушуею, а средина тесом на четыре стороны, а меж закамаринами и по углам учинены прорезные виски, и те все виски выкрашены красками из масла. С приходу у тоя соборныя церкви, с западную страну, учинен притвор каменный со своды. С лица от крестовой учинен шпрянгиль с выше до низу росписан узорочо из масла различными красками. В той притвор трои врата створные, столярнаго художества; западные врата с верху до половины слюдные, устроены изрядным художеством, кругами со кресты. На северных вратех, со внешнюю сторону на затворах писаны дела сотворения первых четырех дней, на западных сотворение первозданных праотец и преступление их и от рая изгнание; на южных евангельския притчи: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о десяти девах и о жене, ятой в любодеянии. С южной и северной стороны, вместо крылец, построены притворы каменные, со своды каменными же. Из притворов в храм врата церковныя с ростесками изрядными, разными образцы учинены, выписаны краски из масла узорочно. В тех вратах двойные затворы: столярнаго художества, сверху до половины слюдныя в кругах с крестами и каймы золочеными и железные с веригами и замками, изряднаго дела, выписаны краски узорочно, многовидными вертоградными травы различно" (Краткое…, с. 235-236).

Иконостас "сницорскаго и флямованнаго столярнаго добраго самаго художества был вызолочен красным золотом весьма узорочно" (Краткое…, с. 236). Все образа в иконостасе, кроме двух местных: храмового Преображения Господня и Воскресения Христова, были написаны вновь на прозелени, одежды на многих ликах писаны творенным золотом. Четыре колонны у местных икон резные, самого доброго, изрядного художества, по подобию царских врат, остальные девяносто два столба обложены дорожниками флямовыми. Выше иконостаса, над царскими вратами, был "крест четвероконечный, около его прорезные травы сницорскаго изряднаго художества, той крест и травы позолочены красным золотом , и утвержден той крест с травами от железных связей на особом крашенном древке" (в описании прихода также сказано: "Неизвестно, с какого времени креста этого на иконостасе не существует. На отсутствие его обратил внимание Преосвященный Никанор в августе 1893 года. По распоряжению его ныне заказан новый крест, во всем подобный прежнему.". См. Краткое…, с. 237).

Престол и жертвенник были каменные, обитые лиственничными досками, верхняя доска престола - кипарисная. С восточной стороны престола, в особом ковчежце, были вложены частицы мощей Василия Анкирского, вмч. Никиты, мч. Христофора и часть камня от Гроба Господня. Над престолом была устроена сень и над ней подвешен серебряный под золотом голубь, служивший кивотом для запасных даров.

Богатство церковной утвари соответствовало великолепию храма. Примечательны были: два больших напрестольных Евангелия с сребропозлащенными досками, одно из которых было украшено яхонтами, изумрудами и алмазами; четыре средних Евангелия с такими же украшениями; два серебряных под золотом креста, один из которых весил 1 ф. 67 зол.; два прибора служебных сосудов, весом 6 ф. 24 зол. и 4 ф. 32 зол.; два серебряных под золотом кадила и множество других серебряных вещей - блюдец, венчиков к иконам и пр. - в разное время было передано в собор из келейной казны Преосвященного Афанасия и жертвователями.

С уменьшением населения в Холмогорах средства на содержание собора заметно оскудели. В конце XIX в. благолепие собора поддерживалось только благодаря пожертвованиям о. Иоанн Кронштадтского. В 1891-1894 г.г. им было выслано до 2000 руб.

При соборе находилась отдельно стоящая каменная колокольня, построенная в 1685 г. На ней было 14 колоколов, из них самый большой (весом 178 пудов) был вылит в Кегострове в царствование Екатерины II, полиелейный (110 пудов) - в Амстердаме в 1672 году и два колокола были вылиты заграницей в 1603 и 1618 г.г. к церкви трех святителей на Холмогорах.

Прихожан при соборе к 1894 году числилось: 115 мужского пола и 165 - женского.

Церковь во имя Двенадцати апостолов (теплая)

Церковь располагалась на северо-восток от Преображенского храма, в 5 саженях от него. Она была построена при Преосвященном Варсонофии "сборами и пособиями церквей, сотоящих в вотчинах архиерейскаго дома" (Краткое…, с. 238). На некоторых иконах в иконостасе стояла подпись иконописца Кирилла Ивановского, ставшего впоследствии священником в Преображенском соборе.

Введенская церковь (приписная)

Деревянная церковь на Курцевском посаде была построена в 1686-1687 г.г. для жителей посада, которые были прихожанами Преображенского собора до того, как собор был взят в ведение архиепископа и сделан кафедральным. В 1764 году посадский человек Иван Павлов Харитонов, с разрешения Преосвященного Иоасафа, устроил в этой церкви с южной стороны придел во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Число жителей Курцевского посада с начала XVIII в. начало сильно уменьшаться в связи с переселением жителей в ту часть Холмогор, где жили стрельцы, в 1701 году переехавшие в Архангельск. Переселенцы тем самым спасались от ежегодных весенних разливов. После перемещения архиерейской кафедры в Архангельск они стали прихожанами Холмогорского собора.

По причине малочисленности и бедности прихожан Введенская церковь начала приходить в совершенный упадок, не было средств к содержанию священника. Такое положение заставило оставшихся жителей Курцева, продолжавших числиться прихожанами Введенской церкви, в августе 1811 г. обратиться в Духовное правление с просьбой о причислении их к Холмогорскому собору. Указом Духовной консистории №1774 от 26 октября 1811 г. их просьба была уважена и было предписано перенести из Введенской церкви в Спасо-Преображенский собор все церковное имущество, кроме иконостаса.

В 1858-1861 годах церковь перестраивалась, была поставлена на каменный фундамент, а с северной стороны был устроен придел во имя всех святых усердием чиновника Зиновия Ильина.

Богослужение совершалось в храмовые праздники, а также летом по заказу для поминовения погребенных при церкви.

В 1885 г. приход был включен в состав Холмогорско-Курейского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). В 1888 г. архиепископское благословение получила холмогорская мещанка Анисья Панфиловна Третьякова за ее усердный труды по сбору пожертвований для строительства причтового дома при соборе.

Спасо-Преображенский собор служил усыпальницей епархиальных архиереев, и в нем были погребены тела 4-х Холмогорских и Важеских архиепископов: Афанасия 12.11.1702, Рафаила в ноябре 1711 г., Варнавы 28.11.1730 и Германа в 1735 г., а также 6-ти Архангелогородских или Архангельских и Холмогорских архиереев: Аарона 1-го в 1738 г., Варсонофия в 1759 г., Иоасафа в 1769 г., Аполлоса в 1801 г., Парфения 2-го в 1819 г. и Неофита в 1825 г.

Протоиереи: Петр Афанасьев в 1679 г.; Василий Карнисиев с 1683 до начала 1700-х; Иов Иванов, из ключарей, был в 1726 г.; Алексий Либеровский из учившихся в академии, умер в 1778 г.; Феодор Шешенин (упом. в 1786 и 1799 г.г. ); Андрей Романов 1811-1813 г.г.; Иоанн Петров Невдачин, кандидат богословия, умер в 1835 г.; Петр Алексеев Павловский с 1839 г.

Священники: Алексий Венедиктович Золотарев, был ключарем в 1686 г.; Андрей; Стефан; Афанасий; Прокопий Иванов; Феодор Стафуров; Иаков Иванов; Симон Васильев; Иоанн Логинов; Кирилл Ивановский; Иоаким Замошкин, в 1782 г. переведен в Богоявленский Ухтостровский приход; Гавриил Шешенин; Андрей Тырыданов, в 1807 г. перешел в Емецкий приход; Иоанн Козмин 1810-1829 г.г.; Кирилл Титов 1829-1834 г.г.; Василий Назарьин 1829-1842 г.г.; Александр Николаевич Титов 1839-1843 г.г.; Козма Семенович Морщихин с 1842 г.; Михаил Никифорович Смирнов 1849-1851 г.г.; Иаков Федорович Гурьев 1851-1852 г.г.; Афиноген Николаевич Титов с 1851 г.; Александр Аникитич Колчин 1855-1861 г.г.; Василий Кремлев 1859-1860 г.г.; Екзакустодиан Титов 1861-1865 г.г.; Александр Васильевич Новиков с 1861 г. (в 1865 г. поступил в СПб ДА и был впоследствии архимандритом посольской миссии в Афинах и Риме); Николай Александрович Истомин 1865-1868 г.г.; Иоанн Прокопьевич Иванов 1865-1871 г.г.; Василий Александрович Ивановский в 1872 г.; Козма Семенович Морщихин (вторично) 1872-1879 г.г., после чего вакансия была закрыта.

Церковный староста: мещанин Федор Третьяков в 1881-1890 г.г.

Библиография: АЕИ. 1885. №4. С. 11. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1895. С. 232-244.

Источник: Православные приходы и монастыри Севера

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.