ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Матигоры. Церковь Воскресения Христова.


Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:Между 1686 и 1694. Этапы: 1686-94, 1708, 1765.
Архитектор:Федор Спиридонов Стафуров
Адрес:
164567, Архангельская обл., Холмогорский р-н, п/о Данилово, дер. Надручей

Координаты:64.197763, 41.630641


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2011
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2008
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Воскресенская церковь с южной стороны. Фото Витольда Муратова.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 июля 1986
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Воскресенская церковь с южной стороны.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
3 июля 1914
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1906
Церковь Воскресения Христова - Матигоры - Холмогорский район - Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1906




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  15 февраля 2015

Верхнематигорский приход, находящийся в 4 верстах от г. Архангельска и в 4 верстах от г. Холмогор, первоначально вместе с Нижнематигорским приходом, отстоящим от него на одну версту ниже по течению р. Матигорки, составлял один приход Матигорский или Матигоры. С построением в обоих Матигорских селениях отдельных церквей нынешние Верхние Матигоры стали называться Никольскими, а Нижние - Борисоглебскими. С 1873 по 1878 гг. оба прихода опять были соединены в один, причем, Нижнематигорский считался приписным к Верхнематигорскому, но в 1879 г. тот и другой были сделаны самостоятельными.

В состав прихода входят 14 деревень, из коих три находятся близ приходской церкви, а остальные отстоят от нее от 1 до 5 верст. О начале прихода достоверно неизвестно, известно только из одного письма (памятная книга л. 3-й), что около 1597 г. в Верхних Матигорах были устроены две деревянные церкви: Никольская и Параскевьевская с Ипатиевским приделом, по грамоте митрополита Макария, сгоревшей в 1635 г. у церковного «прикащика»Кирилла Мокеева и замененной новою, выданной митрополитом Аффонием 29 июня 1636 г. на имя церковного «прикащика» Дружины Иванова. Эти две церкви, по грамоте новгородского митр. Никона, данной Спасского собора протопопу Ивану Иванову от 18 февраля 1652 г., были разобраны и вместо них устроены были новые, кои в 1685 г. были истреблены пожаром.

Вместо сгоревших, по грамоте преосв. Афанасия на имя Николаевского священника Матигорской волости Ивана Назарова и «прикащиков» Сеньки Петрова да Ивашки Калинина от 24 апр. 1686 г. в том же году начата постройкою нынешняя каменная трехпрестольная церковь, освященная преосв. Афанасием 10 июля 1694 г. Церковь эта одноэтажная, столпообразная, имеющая 20 сажень в длину. Над кровлей главной холодной церкви возвышается пять глав, крытых чешуею и завершающихся пятью железными крестами; над двумя приделами устроено также по одной главе с такими же крестами; крыша железная.

В одной связи с церковным зданием над папертью высится трехъярусная колокольня с чешуйчатым куполом и шестисаженным шпицом, завершающимся железном крестом. На ней десять колоколов, из коих больший весом 105 пудов, лит в 1517 г. Здания храма и колокольни обнесены каменною оградою, устроенною в 1865 – 66 гг. В церкви три храма: главный в холодном отделении освящен 10 июля 1694 г. во имя Воскресения Христова. В нем старинный иконостас в пять ярусов, имеющий 4,5 саж. в вышину и 5 саж. ширины и поновленный позолотою в 1891 г.

Из двух придельных храмов в теплой трапезе: один в честь св. вмц. Параскевы, освященный 5 июня 1708 г. преосв. Варнавою, а другой - в честь св. и чудотв. Николая, время освящения которого неизвестно. Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь достаточна. Главным источником ее содержания служат 15 десятин 1844 кв. саж. пахотной и 40 десятин 2183 кв. саж. сенокосной земли, с коей ежегодно по последнему контракту выручается 879 руб. 75 коп. арендной платы. Жалования священнику 111 руб. 72 коп. и пособия от церкви 26 руб. и псаломщику 34 руб. 30 коп. и пособия 6 руб. в год. Причт помещается в двух общественных одноэтажных домах, из коих священнический выстроен в 1862 г. и ремонтирован в 1893 г. и псаломщический в 1892 г.

В Кушевском селении прихода, отстоящего от приходской церкви в 4 верстах, имеется деревянная часовня, устроенная в 1874 г. местными крестьянами вместо прежней, построенной в 1730 г. и сгоревшей 5 июля 1872 г. В дер. Зареченской в конце 1890 г. открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в наемной на церковные средства квартире. В ней к 1 янв. 1894 г. состояло 17 мальчиков и 13 девочек. Учительницей школы состоит девица Агния Григорьевна Овчинникова, получающая 120 руб. в год и законоучителем – местный священник безвозмездно. Прихожан к 1 янв. 1894 г. состояло 659 муж. пола и 805 жен.

«Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» Выпуск I. Уезды Архангельский и Холмогорский. г. Архангельск. Типо-литография. Наследн. Д. Горяйнова. 1894 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  1 февраля 2018

В Верхних Матигорах некогда существовали две традиционные для Севера деревянные церкви. Пожар, уничтоживший их, а также непреклонная воля первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия позволила на месте деревянных церквей вырасти каменному храму.

В "Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии" возникновение Матигорского прихода относится к концу ХVI века. Отмечается, что к 1597 году в Верхних Матигорах существовали две деревянные церкви: Никольская и Параскевская с Ипатьевским приделом. В 1635 году сгорает в огне пожара деревянная Параскевская церковь; прихожане сразу же строят на этом месте новую. А в 1652-м и старая Никольская, и относительно недавно поставленная Параскевская церкви были разобраны и заменены на новые, однако обе сгорели от пожара в 1685 году. По грамоте архиепископа Афанасия от 24 апреля 1686 года, данной священнику Ивану Назарову и приказчикам Сеньке Петрову и Ивашке Калинину, в том же году было начато строительство каменной трёхпрестольной церкви. Тщательно следил Афанасий за тем, чтобы зодчие полностью отказались от шатровых покрытий, запрещённых ещё в середине ХVII века, но всё ещё строившихся на Севере. Разрешения на новые храмы он сопровождал постоянными указаниями, где ставить печь, где помещать храмовую икону, какой формы должен быть алтарь или крест, а иногда выдавал даже чертёж, "каков учинен под грамотой". Главной же заботой стала замена традиционных на Севере деревянных храмов каменными. Таким образом, можно утверждать, что строительство каменного храма в Верхних Матигорах было неизбежно: это отвечало как интересам прихожан, утратившим свои приходские деревянные храмы, так и интересам архиепископа.

Строителем храма считается Фёдор Спиридонов Стафуров, имевший опыт строительства храмов в Москве, строивший Спасо-Преображенский собор в Холмогорах, а также Архирейские палаты там же. 10 июля 1694 года архиепископ Афанасий освятил новый одноэтажный, столпообразный храм двадцати саженей в длину, имевший над кровлей главной холодной церкви пять глав, крытых чешуёй и завершавшихся пятью железными крестами. Над папертью была возведена трёхъярусная колокольня с шестисаженным "шпицем", завершавшимся железным крестом. В 1708 году к храму был пристроен и освящён тёплый придел Святой Великомученицы Параскевы. Из "Описания приходов" следует, что время постройки и освящения второго тёплого придела во имя святителя Николая Чудотворца неизвестно, но, по сведениям архангельских историков В. Булкина и О. Овсянникова, он был освящён в 1765 году. Таким образом, именно к этому времени композиция Воскресенского храма, была завершена и сохранилась без переделок до наших дней.

В советское время Верхнематигорский храм не закрывал двери перед прихожанами, за исключением короткого времени. Протоирей Аполлинарий Шайтанов много раз обращался к властям с просьбой не закрывать храм, за что ими дважды арестовывался. Только ограду вокруг храма он не уберёг, её разобрали на кирпичи и вывезли. Во время войны он не стал возражать, когда с колокольни сняли колокола для переплавки на снаряды. Здание храма находилось на учёте областного отдела архитектуры как памятник старины. Из акта обследования от 25 декабря 1947 г. известно, что оно было в ведении Верхнематигорского сельсовета, находилось в эксплуатации колхоза им. Калинина на основании договора и занято под склад зерна. Иконостас к тому времени во всех трёх приделах сохранился частично, разбитый и разрозненный, он продолжал разрушаться из-за сырости и отсутствия стёкол. Прихожане принимали на свой счёт восстановление и ремонт храма. Инициативной группой верующих было составлено заявление от 3 сентября 1947 года, в котором они выразили своё желание передать храм общине. Заявление прихожан было приложено к письму епископа Архангельского и Холмогорского Леонтия уполномоченному по делам русской Православной Церкви по Архангельской области В.А. Панину. Его подписали 25 человек. Ходатайство об открытии храма было одобрено решением Совета Министров СССР от 14 апреля 1948 года.

Церковь была вновь открыта 23 мая 1948 года. Храму требовался серьёзный ремонт, на который должно было пойти порядка 100 тысяч рублей. В акте передачи говорилось: "Церковь одноэтажная, каменная, с каменною колокольнею, зданием прочная в приделах церкви, престол и жертвенники уничтожены. Стёкла в рамах во всех окнах выбиты. В иконостасе Воскресенской церкви царские врата разломаны, в нижнем ярусе нет двух икон. Полотно выходных дверей с южной стороны - средние стекляннные и наружные деревянные - уничтожены. В Параскевском приделе нет царских врат и двух икон в нижнем ярусе, в двух окнах нет подоконников, а в паперти нет пола, крыльца, и откосы разбиты. Церковная ограда уничтожена". В течение 28 лет, с 1987 по 2016 год, приход храма Воскресения Христова в селе Верхние Матигоры возглавлял протоирей Александр Ковалёв. Благодаря трудам о. Александра и пожертвованиям прихожан, в храме были восстановлены два иконостаса, заменена кровля, залатаны купола, укреплены кресты, установлены новые колокола, отремонтирован пол в храме. Также был отремонтирован приходской дом в котором прихожане могли остановиться на ночь. Сменившему его о. Виталию Привалову предстоит продолжить дело восстановления храма. Изысканная красота Воскресенского храма в Матигорах раскрывается по мере приближения к нему. Идеальные пропорции его составных частей, удачное цветовое соотношение стен и элементов декора дают возможность назвать его самым красивым и запоминающимся в окрестностях Холмогор.

Наиболее полное описание Воскресенского храма дали в своей статье "На Холмогорах и окрестностях" В. Булкин и О. Овсянников: "Это симметричная по расположению основных компонентов кирпичная постройка на белокаменном цоколе. Два боковых придела были пристроены несколько позже у западных углов храма (Пятницкий придел освящён в 1708 г., Никольский - в 1765 г.). Это довольно необычное расположение приделов находит ближайшую аналогию в Каргополе в церкви Рождества Богородицы (1678-1689). Главная часть - церковь с тремя слабо выраженными снаружи апсидами и единым внутренним пространством перекрыта сомкнутым сводом. Из пяти глав, поставленных на свод, лишь центральная утверждена на световом барабане, остальные - глухие и являются декоративными. Приделы также перекрыты сомкнутыми сводами и завершаются декоративными главками, внутреннее пространство их соединяется с трапезным залом широкими арочными проёмами. Обширная трапезная, массивные своды которой покоятся на двух широко расставленных массивных столбах, использовалась для богослужебных целей и как зал для сходок прихожан. Небольшая шатровая колокольня, поставленная строго по центральной оси церкви и трапезной, завершает с запада этот на редкость слаженный архитектурный ансамбль". Стоит отметить, что для покрытия большого и малого четвериков, а также приделов была применена скатная железная крыша, более рациональная в условиях снежных северных зим. В настоящее время купола храма и приделов покрыты кровельным железом, а первоначально были покрыты традиционным лемехом "чешуйками". В "Описи приходов" конца ХIХ века мы можем узнать, что на колокольне было 10 колоколов, самый большой из которых, отлитый ещё в 1517 году, весил 105 пудов, а каменная ограда, которой был обнесён храм, устроена в 1865-1866 годах.

И снова обратимся к статье вышеупомянутых авторов: "Матигорский Воскресенский храм - типичная постройка конца ХVII в., что проявляется в чёткости планировочной структуры ансамбля (строгая симметрия), и в конструкции сомкнутых сводов и пятиглавий, и в декоративном решении оформления фасадов. Венчающие части здания, окна, порталы имеют изысканное кирпичное обрамление. Особенно эффектно решены перспективные порталы - "бусины" с поясками, перехватами, тягами, выемками. Своеобразна и вертикальная композиция постройки, завершение её фасадов: стены четверика венчаются декоративным фризом из пяти полукруглых профилированных дуг, опирающихся на кронштейны. Зодчий воспроизвёл древний приём позакомарного завершения, но никакой связи с конструкцией здания эти полукружия не имеют и носят чисто декоративный характер. На основном четверике здания стоит четверик меньших размеров, на нём помещены барабаны глав. Боковые грани меньшего четверика также обработаны полуциркульными кокошниками. Наконец, основание каждого из барабанов обрамлено небольшими кокошниками. В несколько ярусов расположенные кокошники создают впечатление "лёгкой", устремлённой вверх постройки". Колокольня имеет отдельный вход, по каменным ступеням можно подняться на ярус звона, с которого открывается головокружительный вид на окрестности: здесь и ближайшая к храму деревня Хетка, и река Матигорка, засеянные, убранные или заснеженные (в зависимости от сезона) поля, и находящийся в семи километрах Спасо-Преображенский собор в Холмогорах. Трапезная, в которую можно попасть, войдя в храм через паперть, представляет собой большое помещение с низким массивным потолком, освещаемое небольшими окнами, прорезанными в толстых стенах. Низкий потолок при относительно большой площади помещения - это традиционный приём, применяемый при строительстве храмов на Севере, позволяющий обогреть и сохранить тепло в помещении. Слева от входа располагается большая каменная печь, которая, видимо, и служила для целей обогрева. В настоящее время необходимости в её использовании нет, так как современный приход храма невелик, и массовых сходов прихожан в трапезной для решения вопросов прихода и общины не случается. Из двух приделов действует только Никольский придел. Он представляет собой небольшое отапливаемое помещение, используемое для богослужений в холодное время года. Придел хорошо освещён большими, глубокими окнами, свет из которых падает на довольно редко встречающийся в настоящее время тябловый трёхрядный иконостас.

Основной объём Воскресенского храма представляет собой большое, квадратное в плане помещение с высоким потолком, залитое светом из больших окон и единственного светового барабана. Пятиярусный, массивный, каркасный иконостас, занимающий всю восточную стену храма, а также боковые стены до оконных проёмов, возвышается под самый свод. В левом нижнем углу местного ряда бережно сохраняется небольшой элемент первоначального, также пятиярусного иконостаса, имевший высоту 4,5 саженей, а ширину 5 саженей. В отличие от утраченного, позолоченного иконостаса, новый окрашен в нежно-голубой цвет. Многие иконы со временем были утрачены, некоторые восстановлены и хранятся в музеях, но кроме них есть в храме предмет, появившийся во времена М.В. Ломоносова - медная Крещенская купель, которой уже более трёхсот лет, существующая, по преданию, чуть ли не с освящения храма. Практически точно такая же купель представлена в экспозиции музея М.В. Ломоносова в селе Ломоносово, родине Михаила Васильевича. В музейной купели, поступившей из Димитровского храма Ломоносова, по существующему преданию, мог быть крещён и маленький Миша Ломоносов. Однако он мог быть крещён и в купели Воскресенского храма в Матигорах, если учитывать тот факт, что мать Михаила, Елена Ивановна Сивкова, была дочерью, по разным сведениям, дьякона, псаломщика Воскресенской церкви в Верхних Матигорах. Установить достоверность той или иной версии сегодня не представляется возможным.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №277, 2018 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.