Первоначально две церкви, Никольская (1909-1914) и Дмитриевская (1615-1620), стояли в Емецком остроге. Когда эти церкви были построены, об этом неизвестно, но в 1613-14 г.г. они были окончательно ограблены и сожжены поляками и литовцами. В 1686 г. крестьяне Никольского прихода обратились к архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию в Емецкий стан, Зачачьевской волости, Заболотской полусотни с челобитной о перенесении приходских церквей из острога в Зачачьевскую волость. В январе 1686 г. церкви были перевезены в Зачачье.
18 июля 1747 г. Никольская церковь загорелась от молнии. Церковный приказчик Семен Чечерин в донесении архиепископу сообщил, что церковь Николая Чудотворца загорелась изнутри, дыму было немного, крестьянам удалось вынести образа, святые книги и всякие церковные принадлежности из церкви, из алтаря, с престола и жертвенника в другую церковь. Пострадали царские врата. После пожара церковь восстановили. Вероятно, именно в это время первоначальное шатровое завершение заменили на кубоватое. Просуществовав двести с лишним лет, в 1890-е г.г. церковь пришла в ветхость, верхняя часть дала значительный уклон к северу. Это очень тревожило прихожан и попечителей храма. Однако ремонт задерживался в связи со сложностью, а главное, из-за отсутствия денежных средств. Работы должны были производиться за счёт прихожан и на пожертвования частных лиц.
В 1909 г., наконец, скопилась достаточная сумма, и в том же году было возбуждено ходатайство перед епархиальным начальством о перестройке (точнее сказать, о полном воссоздании, начиная с самого фундамента) храма. Дело немного затормозилось из-за необходимости установления контактов с Императорской Археологической комиссией. В 1909 г. реставрация церкви была разрешена с соблюдением следующих условий: 1. До разбора её снять подробные чертежи с разнумированием каждого бревна и венца; 2. Снять точнейшие лекала со стропил купола и крыши; 3. Сделать детальные фотографии для более точного воспроизведения внутреннего и внешнего облика храма, особенно иконостаса.
В том же, 1909 г., были начаты строительные работы, а 27 июня следующего года совершен чин закладки храма. Работы проводились под наблюдением археологической комиссии и губернского архитектора А. А. Каретникова. Главным мастером, участвующим в восстановлении, был местный житель, крестьянин Петр Николаевич Космынин. Благодаря его искусству и вниманию к техническим особенностям постройки, всего за 4 года удалось закончить все работы и восстановить храм во всем его величии. В работах принимали посильное участие все жители прихода. Восстановление храма обошлось в 14616 руб. 69 коп. В эту сумму не вошла стоимость леса, отпущенного беспошлинно и бесплатно вывезенного прихожанами. 30 июня 1914 г. Никольская церковь была торжественно освящена.
Одноглавая Никольская церковь - холодная, рублена из брёвен "в обло"; по типу "восьмерик от пошвы" с двумя клетскими прирубами, так называемая "круглая о 14 стенах"; восьмерик и прирубы рублены с повалом; первоначально имела шатровое завершение, позже покрыта восьмигранным кубом-луковицей, прирубы крыты бочками с полицами, большая паперть покрыта на 2 ската, на входе распашное крыльцо; 8-гранный куб, барабан, главка и бочки покрыты городковым лемехом, паперть и крыльцо – тёсом.
Церковь Димитрия Солунского - кирпичный одноглавый храм центрического, ярусного типа с "лепестковым" планом, объединенный с трапезной и колокольней. В основе "лепесткового” плана лежит квадрат, усложненный четырьмя полуциркульными апсидальными выступами, перекрытыми полусферическими сводами. Подпружные арки несут массивный восьмерик, завершающийся низким шатром с одно и главой. К четверику примыкает равная ему по высоте трапезная, конек двухскатной крыши которой поднимается до основания восьмерика. Колокольня имела два симметричных прямоугольных выступа с севера и юга, конусообразные покрытия которых поднимались до уровня карниза, венчающего четверик. Стены трапезной и нижнего яруса церкви имеют идентичную обработку: под окнами - прямоугольные ниши, выше подоконного карниза стены разделены на 10 горизонтальных поясов шириной в четыре кирпича. Фриз венчающего карниз гладкий, под ним многообломный профиль с "бегунком" в середине.
Помещение церкви имеет овальную норму, вытянутую с севера на юг. Углы четверика отделены перегородками, образуя служебные помещения. Подпружные арки опираются на пилоны, украшенные по граням 3/4-выми круглыми колонками. Переход от четверика к восьмерику через треугольные тромпы. Световой восьмерик перекрыт купольным сводом, замыкающимся круглой розеткой с изображением голубя, держащего паникадило. Над окнами изображения ангелов, над арками - библейские сюжеты, в треугольниках тимпанов - Лука, Иоанн Богослов, Марк и Матвей. В четверике живопись не сохранилась. Трапезная составляет с церковью единое пространство. Перекрыта цилиндрическим сводом. Над западным входом хоры, поддерживаемые двумя чугунными столбами с кронштейнами. Перила лестницы и хоров на точеных балясинах, штукатурка сохранилась лишь в верхнем ярусе, где под побелкой видны два сюжета: "Снятие со креста", "Проповедь в церкви", живопись одновременная строительству храма.
Димитровская церковь - характерный для Двинско-Онежского бассейна образец культовой каменной архитектуры центрического ярусного типа конца XIX века новорусского стиля.
«Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» Выпуск I. Уезды Архангельский и Холмогорский. г. Архангельск; По материалам архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры»