ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ромашево (Ромашевский погост). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская Ромашевская церковь


Ромашево (Ромашевский погост). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Макария Желтоводского
Архитектурный стиль:Ярусные храмы
Год постройки:1767.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Вологодская область, Тарногский район, с. Ромашево

Координаты: 60.498366, 43.345895



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
12 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
12 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
12 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
12 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
12 июня 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Ромашево. 1928 г<br>, Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Ромашево. 1928 г
Дмитрий Волохов
1 июня 1928
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото Д. В. Милеева. ИИМК РАН<br>, Ромашево (Ромашевский погост), Тарногский район, Вологодская область
Фото Д. В. Милеева. ИИМК РАН
Дмитрий Волохов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 декабря 2018

Возобновлённый Введенский храм освящён 20 ноября 1868 г.

Клировая ведомость Ромашевской Введенской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда IV Благочинного округа за 1917 год. Ведомость о церкви.

1) Церковь построена в 1767 году, церковь теплая тщанием и усердием прихожан; другая же церковь холодная, построена в 1812 году тщанием тоже прихожан.

2) Зданием теплая церковь деревянная, двухэтажная на каменном фундаменте; холодная же каменная с таковою же теплою и в одной связи колокольнею. Обе церкви прочны, крепки и крыты железом.

3) Престолов в обеих церквях пять: Во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы; 2. Макария Желтоводскаго; 3. Св. Первоверховных Ап. Петра и Павла; 4. Казанской Иконы Божией Матери; 5. Св. Архистратига Михаила и прочих Божиих Сил.

4) Утварью достаточна.

5) По штату при ней положены: два священника, диакон и два псаломщика.

6) Жалования положено: священникам по 294 рубля, диакону 147 рублей и псаломщикам по 98 руб. от казны.

7) Кружечных доходов за: 1917 год получено 380 рублей.

8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: кроме жалования и кружечных доходов на причт получается по вечным вкладам: % 10 руб. 60 коп. и добровольного сбора зерновым хлебом и за славы по домам прихожан печеного хлеба на 190 рублей.

9) Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десятины, пахотной 9 десятин, сенокосной 8 десятин. Эта земля находится вблизи церкви; 11 десятин неудобной земли, которая причтом не обрабатывается не сдается в аренду, находится в расстоянии 2-х верст от церкви, всего 30 десятин; кроме сей земли есть еще неудобной и под дорогами 3 десятин, а всего земли 33 десятины.

10) Качество церковной земли: средняя.

11) Средний доход ею приносимый: обрабатывается своими руками и частью наймом и после всех расходов употребляемых на обработку оной, дохода на весь причт получается 250 рублей.

12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: три деревянные, построены на собственные средства духовенства и составляют собственность двух священников и псаломщика; другие здания, принадлежащие церкви: три деревянные дома: помещение для церковно-приходской школы, квартиры для диакона и просфорни и 41 деревянных лавок.

13) Состояние домов: все дома прочны.

14) Расстоянием сия церковь от консистории в 300 верстах, от местного благочиннаго в селе Спасском в 23 вер., от уездного города Тотьмы в 87 вер., от Заборскаго волостного Правления в 7 вер.; почтовый адрес: г. Тотьма, Вологодская губерния, Заборское почтовое отделение.

15) Ближайщие к сей церкви: Лохотская Происхожденская и Заборская Царе-Константиновская, обе в 6 верстах.

16) Приписанных к сей церкви церквей нет; часовень 11, именно: в деревнях: Петряевской, Регишевской, Самойловской, Тимонинской, Погорелой, Климовской, Подгорной, Веригинской, Горяевской, Пигасовской и Теперевской; первыя семь из них указныя, а остальные нет. Когда сии построены и по какому случаю и с чего разрешения – неизвестно.

17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет.

18) Опись церковного имущества заведена с 1908 года, и хранится в целости, проверена в 1911 году.

19) Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию: Духовной Консистории даны 30 июля 1915 года, ведутся исправно и хранятся в целости.

20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1810 года.

21) В обыскной книге, выданной в 1910 году декабря 13 дня, за шнуром и печатию 107 писанных листов, 93 листа не писанных.

22) Исповедные росписи находятся в целости с 1845 года.

23) Книги, до церковного круга подлежащие есть все. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 111 томов.

24) Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатию церковною. Неподвижные суммы состоят в кредитных учреждениях 830 руб., а билеты находятся в целости на имя церкви и причта.

25) Имеющиеся в приходе школы: церковно-приходская школа и два земских начальных училища: Регишевское и Першинское. Церковно-приходская школа основана в 1887 году. Регишевское Земское училище – с осени 1909 года, а Першинское с осени 1910 года. С начала 1917/18 года вошла в ведение Министерства народного просвещения, а собственное церковное здание сдано приходским собранием для пользования до 1-го июля 1918 года.

26) При церкви состоит старостой церковным: Павел Григорьев Максимовский, который должность свою проходит с 1903 года.

27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1898 году.

http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=131


Марина Зуйкова  29 декабря 2018

Введенский Ромашевский храм, 1767 год, пожалуй, самый интересный в архитектурном отношении из трех дошедших до наших дней деревянных храмов Тарноги. Храм – собор. Центр округи. Не было тогда еще поселения при Тарногском Городке, и все, что служило символом власти, располагалось именно здесь – на Ромашевском погосте. Сначала возник вблизи реки Уфтюги и озера Максимовского укрепленный городок (валы которого прослеживаются до настоящего времени), а затем - и храмы. По ветхости одного из них в 1767 году решено было возвести собор. Двухэтажный вместительный объем венчал шатер. С запада пристроена обширная трапезная. Он, как и многие из деревянных храмов, не избежал «поновления» в конце XIX столетия, с заменой конструкций кровли и обшивкой сруба тесом. Шатер его разобрали в 1930-ых годах, храм перекрыли на четыре ската и приспособили под склад.

В настоящий момент храм гибнет: кровля над четвериком и междуэтажные перекрытия рухнули, страшно подниматься на второй этаж по ветхой лестнице, немым укором высится декоративная бочка над алтарной апсидой, неподвластная времени – мы видим ее и на фото первой паспортизации 1947 года. Объект уникален. Подобных двухэтажных деревянных храмов существовали единицы, а до наших дней дошло еще меньше. Можно ли восстановить Введенский Ромашевский храм? Технически ДА. Основной объем, включая массивный двухэтажный четверик, двухэтажную же алтарную апсиду и трапезную сохранился в удовлетворительном состоянии. Утрачены шатер и восьмерик, следы от которого прослеживаются в верхней части четверика. Требуют дальнейших исследований обнаруженные в западной части четверика врубки первоначальной кровли трапезной. Их расположение и анализ региональных аналогов легли в основу гипотезы реконструкции храма, предполагающей наличие первоначального входа во второй этаж через палатку по подобию Шебенгской Успенской церкви.Фото погоста начала ХХ века обнаружить пока не удалось. Именно пока. Автор этих строк не обладал и десятой долей иллюстраций при составлении в 1999 году экспозиции выставки «Утраченные храмы Вологодской области», прошедшей под руководством Главного управления архитектуры и градостроительства Вологодской области в январе 2000 года. Приведенная иллюстрация – гипотеза реконструкции Введенского храма, выполненная на основе подробных обмерных чертежей, изучения архивно-библиографического материала и аналогов в дипломном проекте Ю.В. Мартемьяновой в 2010 году.

На погосте существовал еще каменный Петро-Павловский, 1820 года постройки, храм, ныне утраченный. Местоположение его также следует уточнить. Нужен ли Введенский Ромашевский храм именно в этом месте? ДА. Ромашевский погост - жилой населенный пункт, и расположен он в очень интересном, исторически значимом месте. В непосредственной близости от Ромашевского погоста лежит озеро Максимовское, в котором, по преданию, «утонула чудь белоглазая». Место это и до сих пор пользуется особой популярностью у тарножан. Именно здесь проходят народные гуляния, включая зимние праздники.

Восстановление храма необходимо и для возвращения былого силуэта: храм, видимый из большинства окрестных деревень, играл роль доминанты. НО: Храм не является объектом культурного наследия. Не числится в списках выявленных памятников. Реставрация его со стороны государства в условиях действующего законодательства практически невозможна. На Тарногской земле не нашелся еще человек, который сможет вернуть былую красоту храму. Местная администрация в условиях оптимизации также не может помочь уникальному объекту.

Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2019

Главный храм древней Кокшеньги

В начале ХХ века на территории нынешнего Тарногского района Вологодской области существовало 22 деревянных храма, до настоящего времени в разной степени сохранности дошли лишь три из них. По мнению историков и архитекторов, самым интересным в архитектурном отношении из этих трех деревянных храмов является Введенский Ромашевский храм, построенный в 1767 году.

Храм расположен на высоком берегу реки в старинном селе Ромашевский Погост Тарногского района. В XVIII веке Введенский храм в Ромашевском Погосте считался собором, местный священник был главным над всеми остальными священнослужителями Кокшеньги, народ стекался в храм со всей округи. На погосте существовал еще каменный Петро-Павловский, 1820 года постройки, храм, ныне утраченный. На его месте жители села установили поклонный крест и памятный камень.

За два с половиной века облик Введенской церкви несколько раз менялся – здание перестраивалось и подновлялось. В советское время храм избежал полного разрушения, но в 1930-е годы были снесены шатер и главы, а здание приспособлено под общественные нужды: в довоенные и послевоенные годы оно служило клубом, во время войны было отдано под зернохранилище. Конечно, такое использование храма не пошло ему на пользу: собор утратил прежнее величие и потерял облик культового здания. Большинство местных жителей даже не могли вспомнить, что когда-то в их селе находился храм.

До наших дней в удовлетворительном состоянии сохранился основной объем, включая массивный двухэтажный четверик, двухэтажную алтарную апсиду и трапезную. Утрачены шатер и восьмерик, обвалилась крыша и перекрытия, утрачены окна.

Новая часовня или старый храм?

Можно сказать, что процесс восстановления Ромашевского храма начался в 2009 году. Тогда студентка ВоГТУ Юлия Мартемьянова под руководством архитектора-реставратора профессора И. К. Белоярской и главного архитектора Бюро проектов г. Вологды Н. С. Пьянковой написала дипломную работу по Ромашевскому Введенскому храму. Юлия Мартемьянова и Ирина Белоярская приезжали в Ромашево, исследовали здание храма, поговорили с местными жителями. На основе подробных обмерных чертежей, изучения архивно-библиографического материала и аналогов Юлия предложила гипотезу реконструкции архитектурного облика храма, благодаря которой мы можем предполагать, каким он был. Ведь на сегодняшний день не найдено ни одной фотографии Введенского храма в его первоначальном виде. Сохранились лишь снимки 1947 года, когда в Ромашеве побывали сотрудники Московского Архитектурного института. На этих фотографиях видно еще существовавшее на тот момент большое крыльцо с резными перилами.

Инициативную группу по восстановлению храма в Ромашеве возглавляет директор Ромашевской начальной школы – детского сада Александра Пешкова. С 2009 года она организует туристический маршрут «На поиски заброшенного храма». Побывавшие в Ромашеве на турмаршруте не раз задавали Александре Николаевне вопрос: «Возможно ли возрождение храма?» В какой-то момент об этом задумались и местные жители. На общем собрании ромашевцы решили, что восстановление храма – дело многотрудное и проще будет построить новую часовню. Был заказан проект часовни, выбрано место, отведена земля под застройку и собрана часть средств. Но в епархиальной комиссии при Спасо-Прилуцком монастыре в Вологде, куда привезли проект часовни на утверждение, инициативной группе опять задали вопрос: «Новая часовня или старый храм?» Решили провести еще один опрос среди ромашевцев, и на этот раз большинство поставили свои подписи за церковь. Осенью 2011 года храм посетил священник и реставратор из Кириллова протоиерей Алексий Фомичёв, который после внимательного осмотра вынес заключение, что восстановление возможно.

http://cultinfo.ru/infoproject/recovery/index.php?id=74


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  20 февраля 2021

Памятники русского зодчества – ценнейший код нравственности и духовности, оставленный нам веками и поколениями. Из века в век на Руси строили каменные златоглавые соборы, окруженные крепкими стенами монастыри. Однако «пальма первенства», бесспорно, принадлежит стройным деревянным храмам.

Первые церкви на Руси были выстроены уже в конце IX века. Они возвышались на холмах Среднерусской равнины, спускались по обрывистым берегам великой Волги. Но совершенно иными, самобытными они были на севере, в краю озер, дождей и бескрайнего серого неба. Как в зеркале в них отразилось мироощущение мастеров, восприятие неповторимости окружающего мира.

Вологодская область относится к числу регионов с наиболее высоким потенциалом культурного наследия различных эпох. Так на конец XVIII века только в Кокшеньгской чети насчитывалось: 1 собор, 23 церковных прихода и около сотни часовен. Конечно, большинство из них сейчас находятся в руинированном состоянии или утрачены. Поэтому правительство области и департамент культуры рассматривают вопрос о сохранении оставшегося наследия как одного из стратегических направлений своей политики.

В 300-х км от Вологды располагается шатровая деревянная церковь Введения во храм Ромашевского погоста середины XVIII века. Ранее в Ромашевском погосте было две церкви: каменная церковь во имя Апостолов Петра и Павла и деревянная церковь Введения, однако в советское время каменную церковь просто «сравняли с землей». А деревянную использовали в разные времена и как клуб, и в качестве зернохранилища.

Деревянная церковь Введения была построена в 1767 году, а через год она была освящена и объявлена собором, таким образом, эта церковь стала главным храмом Кокшеньги. В этом статусе она просуществовала до 1807 года. Церковь Введения является двухэтажной, стоит на высоком подклете. На первом этаже располагался теплый храм, а на верху – холодный. Изначально храм был шатровым, но в 1935-36 гг. шатер был заменен на скатную кровлю. Так как не сохранилось никаких обмерных чертежей и фотографий этой церкви с шатром, то судить о характере завершения над четвериком можно лишь по аналогам, устным и письменным повествованиям. С востока к четверику примыкает пятигранный алтарь с завершением «бочкой».

На 1929 год к этой церкви числится 11 приписных часовен, что еще раз подтверждает то, что приход был богатым. В этой местности, богатой холмами, храмы строились на возвышенностях, что обеспечивало их прямую видимость. Церкви и часовни служили доминантами в кусте деревень, к которому относится Ромашевский погост. Поэтому церковь Введения интересна не только как памятник архитектуры, благодаря своим уникальным конструкциям, но и как одна из доминант этого куста деревень. Однако в советское время этот храм не относился к памятникам архитектуры, охраняемым государством, да и сейчас этот памятник остается до сих пор не выявленным.

Во время летней преддипломной практики были проведены натурные обследования памятника, выполнены обмеры и фотофиксации. На основе проведенной работы можно заключить, что Введенская Ромашевская церковь с течением времени претерпела определенные изменения, она, как и большинство церквей в советское время, использовалась не по назначению и была заброшена. Последствия этого проявляются сейчас в нынешнем виде памятника.

У церкви отсутствуют некоторые архитектурные объемы: разобрано крыльцо и отсутствует шатер. Над четвериком отсутствует кровля. Из-за постоянного намокания, рухнули конструкции перекрытий. Обломки этих конструкций покрыты мхом и зеленью. Кровля над трапезной сгнила и протекает, а в некоторых местах отсутствует вовсе. Перекрытие пола первого этажа, в тех местах, где раньше стояли печи, почти полностью отсутствует.

По всему периметру церкви на расстоянии 1,5-2 м от земли отсутствует обшивка. В некоторых оконных проемах отсутствуют оконные переплеты, а остекление отсутствует вообще. На обшивке в некоторых местах сохранились следы краски. Декор сохранился почти весь, за исключением нижних частей пилястр. Интерьеров и росписи не сохранилось. В трапезной части на стенах остались следы покраски.

Эскизный проект реставрации будет разрабатываться на основании обмеров, натурных исследований, библиографических и архивных графических материалов и фотодокументов. Проектом реставрации предусматривается реставрация всего объёма церкви на начальный период ее строительства.

Проектом реставрации предусматривается:

I. Выполнение противоаварийных работ.

II. Проведение натурных исследований.

III. Выполнение проекта реставрации.

В проекте приспособления определяется первоначальная функция.

Источник: Мартемьянова Ю. В. К вопросу о реставрации памятника истории и культуры церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Ромашевского Погоста Тарногского района / Ю. В. Мартемьянова, И. К. Белоярская // Молодые исследователи – регионам : материалы всерос. науч. конф. – Вологда, 2010. – Т. 1. – С. 330-333.



Комментарии и обсуждение


Официальный сайт:  http://romashevo.prihod.ru/
18 августа 2012, Виталий Грахов.

Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги. Ромашевский погост. Введенский Ромашевский храм.

Православные приходы и монастыри Севера

30 октября 2013, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Елена Швецова.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.