Деревянная церковь на подклете, построенная в 1769 г. В 1-й половине XIX в. перестроена в формах классицизма, обшита тесом. Двусветный четверик, перекрытый купольной кровлей, на которой стояла декоративная главка, с пятигранным алтарем, трапезной и притвором. В 2000-х г.г. возвращена верующим, ремонтируется. Современное местоположение: д. Пономаревская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния.
Спасо-Преображенская церковь в с. Тавреньга, 1762 (1769?) г. деревянная, однопрестольная. Вторая церковь - Ильинская, 1817 года. Каменная, трехпрестольная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, вмч. Георгия Победоносца. Приписная церковь в с. Зеленовское (сейчас д. Зеленая) - Богородице-Рождественская, 1765 года. Деревянная, однопрестольная. Часовни в деревнях Великопольская, Боровская, Заручевская, Заболотная, Кузнецовская, Лычинская, Першинская, Пуминовская, Слободчикова.
Спасо-Преображенская церковь восстанавливается трудами Валентина Вострокнутова, на средства односельчан.
ИИАК. - Петроград, 1915. - Выпуск 59. Сведения Л.Б. Мухиной; http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=908
Спасо-Преображенская церковь является самым древним, хорошо сохранившимся памятником деревянного зодчества в Коношском районе. Храм возвышается на самом высоком месте в небольшой деревеньке Пономаревская. Культовое сооружение, представляющее собой характерную постройку для коношских мест XVIII в., поражает выразительным четким объемным строем и массивными основными формами. На сегодняшний день Спасо-Преображенская церковь реконструирована и охраняется Российским государством. 1762 г. стал для России годом потрясений и больших изменений. Многочисленные потрясения на Руси в это столетие ознаменованы смутой, восстаниями и вторжениями иноземцев, но в то же время серебряный век прославлен безупречной стойкостью и уникальной способностью простого русского народа к быстрому возрождению. На продолжении длительного периода времени в строении Российских церквей происходила эволюция перехода от асимметрических и довольно сложных композиций к четким и уравновешенным. Дробный декор, живописный силуэт и сложность объема старинных церквей, возведенных в это столетие, больше всего смахивает на многосрубные роскошные хоромы и отражает проникновение в старинное церковное зодчество светских истоков, но при этом утрачивает монументальную ясность и четкость композиции. Декоративность оформления церквей в этот период обнаруживается во всем. Это оформление массивных храмов, своеобразие стенных росписей, планировка монастырских ансамблей, которое поражает богатством художественной выдумки, а также оригинальной изощренностью орнамента и изысканностью украшений.
Городской портал Вельск.РФ, http://xn--80aa2azak.xn--b1agpd4a6d.xn--p1ai/maps/monastyri-i-cerkvi/cerkvi/spaso-preobrazhenskaja-cerkov.html
Исторический факт: У стен соседствующих церквей Спаса Преображения и Пророка Илии 14 марта 1921 г. собралась тысячная толпа селян и началось Вельское восстание за отмену продразверстки, подавленное через неделю.
http://regnum.ru/pictures/2525260/1.html