ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сумки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Сумки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:не ранее 1824.
Адрес:
Россия, республика Марий Эл, Горномарийский район, село Сумки

Координаты: 56.250587, 46.26852



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
2 мая 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Костя Лукьянов
3 января 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид на церковь с подъездной дороги<br>, Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Вид на церковь с подъездной дороги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
6 октября 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
С.В. Евграфов
14 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Колокольня<br>, Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Колокольня
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Церковная ограда<br>, Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Церковная ограда
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Постройки<br>, Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Постройки
А.Токарев
12 сентября 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид из-за Волги<br>, Сумки, Горномарийский район, Республика Марий Эл
Вид из-за Волги
Михаил Владимиров
10 октября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 марта 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Сумки) На правом берегу Волги, напротив пос. Юрино, в селе Сумки стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь была построена в 1824 году. По своим архитектурным формам этот храм относится к памятникам архитектуры XVIII века. Традиционный тип «восьмерик на четверике», одноглавый, лишенный сколько-нибудь значительного декора, храм, тем не менее, как бы сочетает в себе два стиля — уходящее барокко и новые классические черты. Барочные формы чувствуются в больших окнах и рисунке наличников основного куба храма, алтарной апсиды, завершении колокольни, формах барабанов основной главы и колокольни. Симметричность, строгость, декоративная сдержанность — это от классицизма.
В прошлом приход храма был большим. Служили три штатных священника, два дьякона. В 1938-1939 годах храм был закрыт.
Некоторое время он использовался под школу. В 1944 году приход вновь открыли, в храме начались богослужения. Казалось, церкви уже ничто не угрожает. Но настоящая беда для храма пришла в 80-90-е годы XX века. В связи с разливом Чебоксарского водохранилища вода подступила к стенам. Храм оказался в зоне затопления. Сейчас он расположен как бы на полуострове: с трех сторон берега омываются и разрушаются водами Волги. Необходимы срочные меры для спасения этого великолепного сооружения.

с сайта http://www.mari-eparhia.ru/churches/village/gm/rogdestvosumki/

Село в устье р. Сумка, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга, на расстоянии 6 км от с. Емешево. Название села связано с названием реки Сумка. Другое название "село Рождественское" произошло от названия престола Сумской церкви во имя Рождества Богородицы. Это старинное русское селение было основано архиерейскими крестьянами, частично переселившимися сюда из с. Покровское и д. Копани в конце XVII в. По данным 1717 г. в Козьм. уезде в "с. Рождественском, Сумки тож" числилось 33 двора (172 муж. и 234 жен.), в 1795 г. - 95 дворов (292 муж. и 307 жен.), в 1859 г. - 132 двора (401 муж. и 529 жен.), 1897 г. проживало 1259 чел. (575 муж. и 684 жен.), в 1924 г. - 1262 чел., а в 1933 г. - 1631 чел. В административно-территориальном отношении село до 1779 г. находилось в составе Козьм. уезда. Казанской губернии. По губернской реформе передано в Емангашскую волость Васильского уезда Нижегородской губернии, где находилось до 1918 г. В 1924-1931 гг. числилось в Юринском кантоне, позднее в Юринском и Горномар. районах. С 1918 г. являлось центром одноименного с/с, с 1928 г. - в составе Емангашского с/с, а позднее - Емешевского с/с.
По социальной принадлежности жители этого села, как и крестьяне с. Покровского и д. Копани, являлись крепостными Нижегородского архиерейского дома. В конце XVII-XVIII в. они обязаны были пахать барщинную десятинную пашню, платить оброк, ловить рыбу, поставлять дрова и выполнять многочисленные повинности в пользу архиерейских властей. В ходе секуляризации 1764 г. сумские крестьяне были переданы в управление экономического казначея и стали казенными. Их положение несколько улучшилось, так как им дали вотчинную архиерейскую запашку, выгоны, пастбища, леса. Сами они стали лично свободными, что позволяло более самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность.
Жители с. Сумки исстари занимались хлебопашеством, животноводством, и в особенности, лесоразработками и другими промыслами. В конце XVII-XVIII вв. их трудом большой массив Сумского леса был превращен в поля и сенокосы. По описанию приходского священника с. Сумки Емангашской волости М. А. Крассова 1848 г., все крестьяне этого села "занимаются хлебопашеством, а именно: сеют рожь, пшеницу, ячмень и овес, лен, коноплю и огородные культуры". Общая площадь земли, находившейся в общинном владении сумских крестьян, в 1916 г. составила 1194, 9 дес. (удобной - 1055, 9 дес, неудобной - 139 дес). Близость к Волге и ее притокам, а также к обширным заволжским лесным массивам во многом предопределяла тягу сумских крестьян к лесным промыслам, речному судостроению, бурлачеству и отходничеству. Особенно это стало заметным в конце XIX - начале XX вв. В это время основным занятием местных жителей стало речное судостроение, работа на пристанях и судах, сплав леса. Плотогонщики из с. Сумки сопровождали плоты по р. Ветлуга и р. Волга до Самары, Царицына, Астрахани и других городов. Состоятельные крестьяне становились баржевладельцами, записывались в купеческое и мещанское сословие. Из числа местных судовладельцев выделялись А. Г. Солодилов, П. Г. Скочихин, М. Г. Попов, И. И. Филаткин и др. В начале XX в. сумские судовладельцы имели 15 волжских барж, а И. Ф. Саров - буксирный пароходик. Местный житель И. Ф. Мурунов содержал волжский перевоз с. Сумки - с. Юрино, Карамышево - Юрино (до 1927 г.).
Для стоянки баржевладельцы имели 2 пристани. Одна размещалась в Тулеево (напротив д. Малиновка), зимняя стоянка была в Парнях (недалеко от с. Емангаши).

По описанию 1848 г., в с. Сумки имелась православная церковь (деревянная была построена в 1713 г. ; вместо ветхого здания в 1824 г. воздвигнут каменный храм). Здесь располагалось сельское училище (в 1824-1828 гг. обучением крестьянских детей у себя дома занимался священник М. А. Крассов; 10 июня 1843 г. открылась церковноприходская школа (училище); с 1883 г. - земское начальное училище. По наблюдениям М. А. Крассова, "что касается до образования и нравственных способностей жителей, то в некоторых замечается, как например, понятливость и сметливость в ремесле, рассудительность, набожность, гостеприимство, благотворение к бедным. Мужчины и женщины многие умеют грамоте, а особенно дети их обучаются в училище в большом количестве и занимаются с должным прилежанием". Выгодное географическое расположение с. Сумки на старинном сухопутном Московско-Казанском (Сибирском) тракте до конца XVIII в. и вблизи волжского пути сыграло важную роль в том, что здесь исстари проводились базарные дни и ярмарки. Ежегодно осенью, на Покрова, сюда приезжали купцы, крестьяне-торговцы, коробейники, бакалейщики, лотошники из соседних уездов и губерний. На базарной площади шумел балаган, играла гармонь; народ катался на каруселях и самокатах.
Примечательными фактами стали открытия в 1897 г. в селе фельдшерского пункта, в 1905 г. - почтово-телеграфного отделения (начальник почты - А. С. Евстифеев, телеграфист - М. М. Волков, почтальон - В. А. Барсуков), а в 1915 г. - ветеринарного пункта (ветврач - А. В. Ямбиков). Памятным в дореволюционной истории села стал и 1884 г., когда летом из-за большого пожара сгорело 110 дворов и погорельцам вновь приходилось застраиваться. В 1921 г. в с. Сумки числилось 267 крестьянских хозяйств, из них красноармейских - 56, безлошадных - 205. Они имели 40 сох, 52 бороны, 150 кос, 200 серпов, 3 веялки. В 1920 г. в доме М. В. Хорошавиной был открыт прием больных.
В 1921 г. в селе действовали клуб, изба-читальня, где работали А. В. Кисунин и П. В. Рогова; библиотека, заведующей которой была Екатерина Сергеевна Брусенина. В 1920-1930-е гг. действовала промартель "Судостроитель", где занимались постройкой речных судов и деревообработкой.
В 1924 г. в с. Сумки решено было открыть базар, а торговым днем сделать субботу. В 1925 г. Сумская школа стала двухкомплектной. В ней работали учителя А. П. Рогова, О. В. Симулина, В. А. Каменев. С 1938 г. школа стала семилетней, директором школы был А. П. Медницкий, в 1941-1945 гг. - М. А. Медницкая, в 1945-1950 гг. - П. Н. Никитин, в 1950-1956 гг. - С. И. Сусоколов, в 1956-1959 гг. - В. М. Капустин, в 1959-1960 гг. - Н. П. Березин, в 1960-1961 гг. - Т. И. Плахина. С 1962 г. школа стала восьмилетней. Долгое время в этой школе проработали учителями А. М. Чикова, Н. Я. Глушкова, Н. М. Кузнецова, В. А. Казакова, В. Я. Чеботаева, Н. А. Гаврилова, В. М. Голякова, А. А. Кисунина, А. Н. Казакова, В. А. Швецова, З. И. Казакова (заслуженный учитель школы Чувашской АССР), С. И. Сусоколов, Н. А. Чикова и др.
В годы коллективизации в 1929 г. жители с. Сумки организовали колхоз "Красный май". Организатором и председателем был В. А. Казаков, впоследствии ставший делегатом I съезда колхозников-ударников в г. Нижний Новгород. В том же году на р. Волга было сильное половодье, из-за чего несколько сельских домов и кузницу снесло водой, в результате в селе унесло водой несколько домов и кузницу. Летом 1930 г. на поле недалеко от с. Сумки посадила свой самолет француженка, которая совершала длительный полет. Почувствовав себя плохо, она совершила вынужденную посадку. Ее повезли в Юринскую больницу. В 1932 г. в селе открыли дом для инвалидов и престарелых, где вначале жили 30-40 чел. Под дом инвалидов в 1934 г. был передан бывший дом Красина. В 1939 г.
Сумская церковь была закрыта. Здание превратили в зерносклад. В декабре 1945 г. по просьбе 168 верующих прихожан села Богородице-Рождественская церковь вновь была открыта.
Из числа ушедших на фронт сельчан домой вернулись 28 чел. Среди них ст. лейтенант Борис Викторович Лузин, ст. матрос Алексей Васильевич Голяков, гв. сержант Михаил Пегрович Великанов и др.
В 1959 г. колхоз "Красный май" был объединен с колхозом "Юпитер, в дальнейшем вошел в колхоз "Правда", позднее - колхоз "60 лет МАССР". В с. Сумки родилось немало замечательных людей. Среди них - ученый-историк А. П. Кознов, проживающий в г. Москва; полковник, юрист, начальник закрытого г. Красноярск-26 И. В. Галянов; полковник вооруженных сил Н. Ф. Похвалов; летчик И. Ф. Похвалов; заместитель министра сельского хозяйства В. С. Сусоколов; капитан дальнего плавания, начальник Калиниградской флотилии Ю. С. Сусоколов; горные инженеры Михаил Александрович и Владимир Александрович Крысины. Уроженцем села является Григорий Федорович Похвалов, заочно окончивший в 1936 г. Казанский юридический институт, работавший в органах юстиции с июня 1929 г. В предвоенные годы являлся заместителем наркома юстиции МАССР, заместителем прокурора Латвийской СССР (январь 1941 г.), в годы войны за боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями.
С середины 1960-х гг., в связи с готовящимся запуском Чебоксарского водохранилища, число жителей и дворов с. Сумки стало резко уменьшаться, а с конца 1970-х гг. село практически перестало существовать. В настоящее время здесь сохранилась и действует лишь церковь.
В селе были распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Андреяхин, Березин, Вашурин, Великанов, Володин, Гаврилов, Ганичев, Голяков, Давыдов, Денисов, Доронин, Казаков, Каманин, Кисунин, Костерин, Крысин, Лузин, Похвалов, Сарамбаев, Симаков, Скочихин, Федотов, Чернышев и др.

с сайта http://svyato.info/2009/03/25/selo-sumki-sumka.html


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.