ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лапыгино. Церковь Сретения Господня.


Лапыгино. Церковь Сретения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Сретения Господня
Год постройки:Между 2006 и 2011.
Адрес:
Белгородская обл., Старооскольский район, село Лапыгино, ул. Центральная, 101а

Координаты: 51.364516, 37.973241






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илга Гондарева
 
Илга Гондарева  2 декабря 2011

Каменный храм в Лапыгино построен  в 2011 году. Храм построен на средства Белгородской таможни и строился 4 года. На открытии храма архиепископ Белгородский и Старооскольский  Иоанн отметил: «Сретение - это встреча. И первыми, кто встречает людей, приезжающих или возвращающихся в Россию из-за границы, это таможенники и пограничники».


Юлия Василевская
 
Юлия Василевская  30 августа 2018

Лапыгино, церковь Сретения Господня

Спустя 68 лет, 27 декабря 2008 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоаннам (Поповым) в сослужении благочинного II Старооскольского округа протоиерея Алексия Бабанина и духовенства Старого Оскола и района был освящен закладной камень в селе Лапыгино на месте строительства церкви в честь Сретения Господня. При возведении храма в первоначальный проект были внесены коррективы, и здание получилось двухэтажным. Верхний храм, по праву инициаторов строительства – Белгородской таможенной службы, был освящен в честь Сретения Господня, а нижний по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, в память утерянной святыни – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во время строительства Сретенского храма, когда в верхней части велись отделочные работы, в нижнем храме уже проходили богослужения.

30 марта 2010 года строящийся Сретенский храм увенчан куполом и крестом. С этого времени оригинальное архитектурное строение в центре села получило четкое обозначение – это православный храм. Вместе со священниками благочиния отец Алексей освятил купол и крест, которые были вскоре установлены на храме.

Освящение нового храма состоялось 13 февраля 2011 года. Инициатива строительства принадлежала Белгородской таможенной службе, в частности, начальнику таможенного управления Анатолию Васильевичу Ушакову, уроженцу села Лапыгино. Владыка Иоанн в сослужении духовенства – благочинных I и II Старооскольских округов протоиерея Алексия Зорина и Алексия Бабанина, священнослужителей – протоиерея Сергия Шумских, протоиерея Николая Герасимчука, иерея Михаила Япринцева – совершил чин освящения престола Сретенского храма и отслужил праздничную Божественную литургию.

О существовавших ранее храмах села Лапыгино

В начале XVII века на пустующих землях у лога Ржавец поселились два брата – Степан Иевлевич и Аксей Иевлевич Лапыгины, о чем встречаются записи в исторических документах как «поместье Лапыгина». Данное название стало топонимом, дошедшим до наших дней. Постепенно поселение разрасталось: из деревни в три двора детей боярских превратилось к середине XVII века в сельцо (23 двора).

История храма во имя Василия Кесарийского

Благодаря трудам исследователя и краеведа А.П. Никулова известно, что церковь во имя Василия Кесарийского была построена в 1628 году. Такдочь пошла на разведку в %же упоминание о храме встречается и в Писцовой книге за 1643 год: «В сельце церковь Василия Кесарийского древяна… А та церковь, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и деревяное строение приходских людей. На церковной же земле двор попа Фомы Иванова, двор просфирницы Матреницы».

Следующее упоминание обнаружено в архивных источниках конца XVIII века, где повествуется о том, что в 1796 году в сельце на ровном месте служилыми людьми была заново отстроена церковь во имя Василия Кесарийского. Предположительно, новое деревянное здание церкви было возведено вместо старого ветхого. Сохранилось и описание храма. Длина храма 18 м, ширина – 7,5 м, высота – 18 метров. На храме было три главы с железными четырехконечными позолоченными крестами. Иконостас деревянный с позолоченной резьбой. В 1872 году здание поправлено и поставлено на каменный фундамент. Четырехугольная колокольня была поправлена и поставлена на кирпичный фундамент в 1867 году, колоколов – 4, из которых «Благовест» в 65 пудов приобретен прихожанами в 1888 году, остальные перенесены со старой деревянной церкви. В этом же 1888 году был сделан новый иконостас. Стены храма были расписаны ликами святых, а икона с образом Пресвятой Богородицы «Тихвинской» особо почиталась среди прихожан. Вероятно, это связано с сохранившемся в селе преданием, о том, что ранее здесь находилась церковь в честь особо чтимой иконы Пресвятой Богородицы, так как до сих пор жители села считают празднование «Тихвинской» своим вторым престольным праздником.

В 1889 году настоятелем храма во имя Василия Кесарийского был назначен священник Василий Михайлович Иванов. Отец Василий, помимо богослужебной практики, занимался педагогической деятельностью – вел уроки Закона Божия в школах трех сел: Курское, Бочаровка и Лапыгино. В последней школе он по совместительству преподавал еще и пение.

История храма во имя Иоанна Богослова

В конце XIX века на приходском сходе было принято решение построить новую церковь взамен ветхой на том же месте. Сказано - сделано, в 1900 году прихожане отстроили церковь во имя Иоанна Богослова, строительство которой курировал отец Василий Иванов. В сохранившейся Клировой ведомости за 1922 год приводится некоторое описание церкви: «Здание сей церкви деревянное при ней же колокольня тоже деревянная на каменном фундаменте, вокруг церкви железная ограда на кирпичном фундаменте с кирпичными столбами… Престолов при сей церкви один – во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». Из старого храма в новый перенесли иконостас и церковную утварь. Новый храм стал вдвое вместительней – 32,5 на 22,5 метра.

Возможно, успешное завершение строительства явилось причиной перевода активного священника в клир Покровской церкви г. Старый Оскол 5 февраля 1901 года. В связи с этим обстоятельством на место настоятеля был назначен священник Иоанн Васильевич Альбинский (+ 1921). В 1907 году на диаконское место был назначен Феодор Николаевич Петров, а псаломщиком — Алексей Давидович Глазнев. Второй раз отца Василия Иванова жители села позвали в настоятели в 1921 году. 24 августа 1921 года отец Василий обратился к архиепископу Курскому и Обоянскому Назарию (Кириллову) с покорнейшим прошением переместить его из Старого Оскола в Лапыгино, и владыка его просьбу удовлетворил. К тому времени в стране произошли кардинальные революционные перемены. Отец Василий успел вкусить большевистской справедливости: полгода он провел в Андреевском монастыре, превращенном новыми властями в концлагерь.

Отец Василий прослужил при храме села Лапыгино еще 10 лет (с 1921 по 1931 гг). С каждым годом борьба с религией в стране усиливалась. Коммунисты приравняли верующих к контрреволюционерам и предателям. Батюшку еще дважды арестовывали, но быстро выпускали. В начале тридцатых годов ХХ века давление усилилось, и священника изгнали под предлогом закрытия храма. Престарелую чету, отца Василия с его матушкой, приютила у себя в доме на улице Пролетарской Александра Никитична Давыдова. Та самая, у которой в начале тридцатых годов ХХ века квартировал владыка Онуфрий (Гагалюк), будущий священномученик, в бытность свою епископом Старооскольским. Покинул домик на Пролетарской отец Василий 20 декабря 1937 году, в день своего ареста. Умер он в Валуйской тюрьме до вынесения приговора. 21 марта 2000 года протоиерей Василий Иванов был реабилитирован Белгородской областной прокуратурой.

Церковь, по воспоминаниям старейшей жительницы села Веры Васильевны Хаустовой, не была сразу опечатана. Службу в ней продолжали вести священник Феодор Петров и диакон Александр, его сын. Александр был женат на ее старшей сестре Екатерине, и Вера Васильевна запомнила некоторые подробности тех лет. Примерно в 1930 году ее приняли в пионеры. На улице стояла весна, была Светлая Пасхальная седмица. Прямо в пионерских галстуках ребятня побежала на колокольню звонить в колокола. Ох, и влетело им тогда за такую несознательность… Через год-другой колокола были сброшены с колокольни и отправлены на переплавку. Полученный металл пошел на изготовление тракторов.

Запрестольный крест

Активисты-богоборцы наседали. Однажды, ворвавшись в храм, хотели вынести запрестольный крест, с которым жители села хоронили усопших. Им воспрепятствовал молодой диакон Александр, выхватив крест у поругателей. Неравной потасовки не избежать, если бы в это время не вошел отец Феодор. Активисты ретировались, а крест батюшка поручил сыну спрятать у себя дома. Вскоре обоих священнослужителей арестовали, отобрав все нехитрое имущество под предлогом раскулачивания. Жена диакона Александра Екатерина жила впроголодь, но крест, по слову мужа, берегла. Прятала и под листвой, и в погребе, и в земле. И вот удивительно – ни мышь его не тронула, ни гниль. Теперь, благодаря Вере Васильевне Хаустовой, он вновь возвращен в храм.

В 1940 году началась ликвидация храма под предлогом неиспользования его религиозной общиной с 1937 года. Действительно, в храме давно уже прекратились службы. Отца Федора и отца Александра, Петровых из тюрьмы выпустили, но никто из них к церковной службе не вернулся. Отец Федор уехал в село Болото и в 1938 году умер. Отец Александр остался в Лапыгино, но на работу его не принимали. Стеречь церковное имущество было некому, окна выбили, храм расхищали и разрушали. Местные власти его использовали под зернохранилище, а потом приняли решение разобрать.

Храм Иоанна Богослова бездействующим простоял недолго – 16 августа 1940 года закрыли, а 22 октября того же года Старооскольская мебельная фабрика просила Курский Облсполком дать соответствующие распоряжения Старооскольскому РайФО о продаже означенной выше фабрике здание деревянной церкви в селе Лапыгино. Это должно было полностью обеспечить материалами окончание нового строительства и реконструкцию имеющихся зданий для организации школы ФЗО при городской мебельной фабрике. По словам жительницы села В.И. Ансимовой, во время Великой Отечественной войны храм еще стоял, в нем хранили зерно. Но после освобождения от немецкой оккупации и возвращения советской власти жители разобрали его по бревнышку. Уж больно было тяжело жить: ни тебе леса для восстановления домов, ни дров для топки. От храма остались запрестольный крест и иконы, которые сохранили жители села, и небольшая табличка, на которой указано наименование храма - она находится в школьном музее.

Источник: http://stal-nevsky.ru/?page_id=14021



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.