ТЮГАЕВО, ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 19 в.
Расположена посреди села у дороги, на вершине пологого холма, круто обрывающегося к р. Лахость. Построена вместо деревянной церкви 18 в. в 1797-98 гг. из кирпича и побелена; в 1848 г. расширена двумя приделами, а в кон. 19 в. пристроены ризница и кладовая по сторонам колокольни. В 1877 г. прихожанами церкви было выстроено каменное здание земской народной школы (не сохр.). Своеобразный местный сельский храм, сочетающий в своей архитектуре традиционные формы в духе 17 в. и барочный декор.
В объемной композиции первоначально пятиглавого храма с шатровой колокольней выделяется двусветный четверик, слегка вытянутый по оси север—юг. Над его четырехскатной кровлей от пятиглавия ныне остался лишь восьмигранный световой барабан. Пониженный трехапсидный алтарь имеет чуть более выдвинутое к востоку полукружие средней апсиды. Короткая трапезная с приделами по сторонам, полукруглые апсиды которых частично охватывают четверик, усиливает поперечную ориентацию здания. Доминирует в композиции высокая изящная колокольня: небольшой четверик и стройный восьмигранный столп с широкими арками звона завершены шатром с тремя рядами слухов.
Основу барочного убранства церкви образуют пилястры и антаблементы, членящие боковые фасады на два трехчастных яруса. В ячейках этой структуры равномерно расставлены проемы с лучковыми перемычками. Однако лишь у апсид наличники имеют уши, замковые камни, лучковые сандрики и фартуки, тогда как у четверика они оригинально сочетают формы 17 в. (полуколонки с перехватами, килевидные фронтоны) с барочными (надоконные доски). Особенно интересны порталы типа перспективных: над ними помещены киоты и устроено сложное барочное завершение. Более привычен декор колокольни с лопатками на углах столпа, архивольтами удлиненных арок звона и различными по формам слухами; нижний четверик, как и трапезная, имеет парные пилястры на флангах и антаблемент.
Центральное помещение перекрыто сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, апсида и трапезная - лотковыми сводами с распалубками, приделы - лотковыми.
Сохранились небольшие фрагменты клеевой живописи, выполненной в 1-й трети 19 в. и характерной для барокко. Можно различить, что на западной стене роспись располагалась в два яруса: верхний занимает большая композиция прямоугольной формы, внизу, по сторонам проема, находились две меньшие. На боковых стенах структура росписей трехъярусная. В верхнем ярусе живопись утрачена, под окнами второго света — одна евангельская сцена, вытянутая по горизонтали, а между нижними окнами — две сцены. Все композиции обрамляет пышный гризайльный орнамент, исполненный в легкой манере пастозными мазками. Особенно выразительны крупные волютообразные завитки, изогнутые стебли и раковины.
Сохранилась архитектурная основа верхних четырех ярусов иконостаса (в верхнем ярусе помещались иконы двух чинов), выполненного во 2-й пол. 19 в. в духе эклектики.
Березин, Добронравов, 1896, с. 292-293. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 558-560