ФИЛИППКОВО. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, нач. 19 в.
Расположена в центре села, у дороги. Построена в 1808 г. из кирпича и побелена по кладке; во 2-й пол. 19 в. к трапезной с юга пристроен придел. Редкий для области купольный храм усадебного типа, выполненный в стиле зрелого классицизма. В объемной композиции выделяется невысокий основной четверик, несущий массивную ротонду с куполом и луковичной чешуйчатой главой на четырехгранном глухом барабанчике со срезанными углами. Четверику равновысоки прямоугольные и чуть суженные алтарь и трапезная, оба со скругленными углами (алтарь — восточными, трапезная -западными). Такое уравновешенное симметричное построение было нарушено пристройкой большого южного придела с апсидой, закрывшего весь южный фасад трапезной и колокольни. Последняя, поставленная на главной продольной оси, состоит из трех невысоких четвериков и увенчана стройным восьмигранным шатром с узкими диагональными гранями и миниатюрной главкой.
В убранстве фасадов главную роль играют фронтонные портики из четырех трехчетвертных колонн тосканского ордера на боковых сторонах четверика. Им соответствуют двухколонные портики на восточной стене алтаря (без фронтона и с арочным окном) и на нижнем ярусе колокольни. Скругленные углы алтаря и пилястры по краям верхних ярусов колокольни украшены дощатым рустом. Над рамочными наличниками прямоугольных окон размещены круглые ниши, а на четверике - сандрики со своеобразными кронштейнами. Восточное окно алтаря имеет арочную форму. Плоские лопатки разделяют проемы ротонды, помещенные в ниши-филенки; между окнами придела поставлены полуколонки и пилястры.
Внутри храм перекрыт высоким сферическим куполом с двухступенчатыми тромпами при переходе от четверика к ротонде. У алтаря свод полулотковый, у трапезной - коробовый, у нижнего яруса колокольни - крестовый. Лестница в северо-восточном пилоне колокольни ведет на чердак трапезной и к звону. Пол храма выложен чугунными плитами. На стенах сохранились лепные карнизы с узором из листьев и сухариками. Необычны шестигранные "продухи" под всеми окнами. В приделе находится кафельная печь из белых изразцов с синими цветами.
Клеевая живопись характерна для сер. 19 в.: в росписи свода ощутимы реминисценции барокко, композиции на стенах тяготеют к академической манере. В куполе написаны ангелы в свободных позах: коленопреклоненные перед "Распятием" иконостаса (на сохр.) и стоящие рядом с Архангелом Михаилом (в западной части свода). Их расположение придает неторопливый мерный ритм всей композиции. В простенках барабана помещены парные изображения святых, на тромпах - евангелисты, а в восточной части, по обе стороны от завершения иконостаса, — сюжетные сцены. На боковых стенах евангельские композиции написаны в три яруса, на западной стене — по одной композиции по сторонам проема в трапезную. В рисунке орнамента воспроизводятся формы барокко, но трактовка их довольно схематична.
Беляев. 1896, с. 186, ИАК, 1909, с. 240. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 560-561