Бывший Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 км северо-западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в с. Троицк (Троицкое). Монастырь основан по указу от 1681 г. царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: "где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...". Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 г. Здесь и решили строить монастырь.
На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 г. началось возведение сооружений монастыря. Деревья для строительства рубили прямо на месте. Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 г. был освящен 31 января 1684 г. В мае 1685 г. закончили вторую церковь во имя Николы Чудотворца. Строительство монастыря осуществлялось под руководством игумена Феодосия и сменившего его в 1694 г. игумена Мисаила, фактически исполнявшего эти обязанности задолго до своего официального назначения. К 1690 г. устройство монастыря по первоначальному плану было завершено.Монастырь стал самым крупным оборонительным пунктом русских в Забайкалье, имел защитные стены, башни, пушки, самопалы, гарнизон казаков.
Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в XVIII в. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 г. начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой - проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому "Московскому" тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.
Особой заботой монастыря в конце XVII - начале XVIII в.в. была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 м. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в XVII в. не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами для "боя".
Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. В те годы «конные табуны и рогатый скот сильно отнимали и отгоняли», горели монастырские мельницы. И в самом монастыре пожары бывали неоднократно. Ими уничтожались постройки, имущество и документы. Крестьяне, селившиеся на монастырских землях с обязательством отбывания ряда повинностей, не были надежны. Дело крещения бурят вовсе продвигалось туго. Видимо, «святые отцы» не чувствовали себя в достаточной безопасности. Даже по описи 1732 г. монастырь ещё имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы. И это несмотря на то, что военной угрозы для Забайкалья, казалось бы, уже не существовало.
Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. В конце XVII в. в монастыре квартировал полк Ф.И. Скрипицына, который совместно с бурятскими вооруженными формированиями отстаивал Забайкалье от посягательств маньчжурско-монгольских феодалов. В XVIII в. монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы.
К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, монументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.
В XVIII в. монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 г. Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли - отведенных первоначально, с 1704 г. по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы новые привилегии. Его землю обрабатывали монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы, соляные варницы и кожевенные заводы. Он был богатейшим монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 г. в связи с монастырской реформой («учреждением штатов») Троицкий монастырь был «оставлен за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 дес. удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 дес. неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мельница. Кроме того, выдавалось денежное жалование. С 1830-х г.г. Троицкий монастырь стал монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек.
В конце XIX в. в монастыре проживало до 25 человек, но штат монахов не был комплектным: «по неохоте сибиряков принимать монашество».
Первый, построенный в 1683 г., деревянный Троицкий собор просуществовал до 1890-х г.г.в без перестройки. Согласно описи 1690 г., церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские двери серебром оправлены...», К концу XIX в. в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII в., с иконами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 г. была закончена реставрация церкви: подведен каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба сооружения неизвестна. В 1920-х г.г. оно уже не существовало.
Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою». Любопытно, что в описи 1690 г. говорится: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в стан с кампасом указательным». Дальнейшая судьба Никольской церкви и колокольни - неизвестна. Боевые часы впоследствии были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь.
Третья церковь - во имя Всех святых - над главными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 г., а в 1719 г. освящена. Над низким рубленым корпусом с воротами в средней части возвышалась церковь в виде квадратного в плане сруба, выше переходившего в восмерик. Последний имел шлемовидную крышу, завершенную небольшим фонариком с луковицей и крестом.
С восточной стороны к срубу примыкал пятиугольный пристрой абсиды. Позже с северной и западной сторон церкви была пристроена крытая галерея - паперть на каменных столбах. После сооружения в 1830-х г.г. новой каменной ограды и каменного здания «святых» ворот с надвратной церковью старое деревянное здание ворот с надвратной церковью оказалось на территории монастыря. В нем на месте ворот устроили помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1870 г. церковь покрыли кровельным железом. Еще до этого рубленые стены были обшиты тесом, что значительно снизило архитектурную выразительность сооружения.
В XIX в. еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII в. в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей». У настоятелей второй половины XVIII в. такой титул появляется, по-видимому, в связи со строительством нового каменного храма монастыря.
Сооружение взамен деревянного собора каменной церкви датируется 1785 г. Она была построена «усердием майора Карпова», в качестве трехпрестольного храма, в котором главный престол во имя Живоначальной Троицы был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. Николая Мирликийского Чудотворца занимал одноэтажную более широкую часть здания. Видимо, именно строительство каменной церкви послужило основанием повышения статуса монастыря в 1830-х г.г. Капитальным предприятием явилась и замена обветшалой деревянной ограды монастыря на каменную с угловыми башнями. Ограда начата постройкой в 1831 г. и окончена в 1876 г. При этом прежнее здание главных ворот с надвратной церковью оказалось внутри новой ограды на территории монастыря в ее северо-западном углу. Из этого мы можем заключить, что первоначально главные ворота монастыря располагались в северной стене и территория монастыря расширена в северном, западном и, очевидно, южном направлении, где стену расположили вдоль тракта, а главные ворота устроили по ее центру. Монументальное здание главных «святых» ворот с надвратной церковью во имя «Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» возведено в 1835 г. В 1841 г. вместо сгоревшего деревянного западнее церквей было построено каменное одноэтажное с деревянным мезонином здание настоятельских келий.
К концу XIX в., кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фундаменте флигель на два жилья, построенный в 1883 г.; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построенный в 1880-х г.г., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погребледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.
Помимо, этого за оградой располагались монастырские постройки: 1) Против главных ворот через улицу - построенное в 1888 г. деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы с квартирой для учителя и хозяйственным двором; 2) против ворот за огородами - гумно монастырское; 3) в двух верстах от монастыря, на р. Пьяной мукомольная мельница о двух поставах.
К самому монастырю с юга подходил большой «заморский» тракт, утративший во в горой половине XIX в. свое прежнее значение. Вдоль тракта в свое время разрослось селение, образовавшееся из людей, поселенных здесь же в первые годы существования монастыря. К концу XIX в. в нем было 70 дворов. С тракта от Байкала монастырь был виден за несколько верст, выделяясь белизной каменных храмов и монументальной кирпичной ограды. Монастырь хорошо виден и с Транссибирской железной: дороги, проведенной в этих местах в самом конце XIX в. на расстоянии нескольких километров от монастыря.
По-видимому, именно прокладка Транссибирской железной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х г.г. При настоятеле Иринархе в 1902-1903 г.г. была возведена ещё одна Никольская церковь, а также два каменных дома.
Троицкая церковь
Построенная в 1785 г. «Усердием майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Её главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богоро¬дицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания.
Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы деревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 г. церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зеленый цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х г.г. клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на горном месте - Воскресение Христово. Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 г. свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.
В теплом храме во время ремонта 1891 г. перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты масляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, расположенными в нишах внутренней стены, по обе стороны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (абсида). Входной портик превращен в крытый тамбур. Оконные проемы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления.
Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность как памятник архитектуры XVIII в.
Никольская церковь
Второй деревянной церковью, возведенной в первые же годы существования Троицкого монастыря (в 1685 г.), была церковь Николая Чудотворца. О её дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII в. По-видимому, она не существовала уже в 1785 г., ко времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был сделан трехпрестольным, а один из приделов посвящен именно Св. Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Новое, каменное, существующее в настоящее время, здание Никольской церкви было построено в 1902-1903 г.г. при настоятеле Иринархе вновь, после некоторого перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность.
Никольская церковь размещается севернее Троицкой и примерно равна ей по площади застройки и объему, Но они совершенно различны по своей объемно-пространственной композиции. Никольская церковь не имела колокольни. Ее объемно-пространственная композиция строится на постепенном нарастании в ширину и по высоте трех объемов: паперти, трапезной и собственно храма. Последний в данном случае, в отличие от более ранних типов композиции, является наиболее крупным объемом здания не только из-за двухсветной высоты, но и по размерам в плане (12х12). В этом отношении он значительно больше, чем двухсветный придел Троицкой церкви. С востока к нему примыкает одноэтажный объем алтарной части. Общая длина здания составляла 33 м. Архитектурный облик Никольской церкви представляет своеобразное сочетание элементов древних и новых.
По общей архитектурно-пространственной композиции он во многом повторял образцы древних кубовидных храмов. Обработка поверхности стен всех объемов очень скромна. Главный объем расчленен пилястрами в углах и простенках, как в соседней Троицкой церкви. Правда, здесь пилястры более геометричны. Такой же характер имеет высокий антаблемент с четкими горизонталями и большим криволинейным карнизом из дерева.
Таким образом, в архитектуре стены отчетливо выражен тектонический элемент. Единственным живописным, богатым светотенью пятном на южном фасаде является монументально оформленный дверной проем. Простое обрамление окон и полоса прямоугольных углублений на антаблементе - вот и все архитектурно-декоративные средства, помимо пилястрлопаток и антаблемента. Криволинейный большого выноса карниз заимствован из архитектуры деревянного городского жилого дома, где он в годы строительства церкви являлся излюбленной деталью. Над карнизом возвышался пирамидальный шатер с пятью луковичными главками: большой в центре и меньшими по граням крыши.
В настоящее время все надстройки выше главного карниза сняты и здание имеет обычную крышу; четырехскатную над двухэтажной и двухскатные над одноэтажными частями. Здание используется как столовая, красный уголок и под больничные палаты. Несмотря на утраты и перестройки, здание сохраняет определенный исторический и архитектурный интерес.
Надвратная церковь св. Михаила
Здание главных «святых» ворот с надвратной церковью «во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» занимает центр южной стороны капитальной ограды монастыря. Оно было возведено в 1835 г. и представляет собой прямоугольный в плане корпус, разрезанный в своей нижней, двухэтажной части по центральной оси проездом ворот. В боковых частях кроме лестниц, ведущих наверх, устроено четыре жилых помещения. Храм занимал среднюю часть третьего этажа. Архитектурно-пространственная композиция всего сооружения представляет собой образец решения подобной задачи по канонам русского классицизма. Двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, приставленным к стене, трактуется как основание для храма. Последний скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над прямоугольной частью храма возвышался массивный цилиндрический барабан второго яруса церкви, накрытый сферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром и крестом, Структура стены барабана организована чередующимся рядом из четырех арочных проемов и четырех таких же декоративных ниш.
Композиция фасадов здания выполнена в строгом соответствии с требованиями русского классицизма начала XIX в. На южном, обращенном на улицу, фасаде главным элементом является массивный с фронтоном портик из трехчетвертных колонн тосканского ордера. В среднем более широком интерколумнии его устроен арочный проезд ворот, а в боковых - двери с крыльцами для входа в храм и часовню. Последняя «со святыми иконами и кружкой» размещалась в первом этаже с правой стороны. По центру третьего этажа между фронтонами рустованная арка окружила полуциркульное окно. Такие же полуциркульные проемы имелись во втором этаже боковых частей здания, перекликаясь с арочной структурой ограды. Со двора композиция фасада построена аналогично. Отличие заключается в замене трехчетвертных тосканских колонн портика на плоские пилястры того же ордера.
Вся тщательно продуманная композиция здания, уравновешенность пропорций, размещение и характер проемов и деталей свидетельствуют, что проект здания надвратной церкви, да и всей ограды с угловыми башнями выполнен мастером архитектуры классицизма. В то же время неряшливость исполнения деталей, неточности и наивности в их прорисовке, несомненно, говорят о том, что сам автор не принимал непосредственного участия в строительстве.
Здание возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Стены оштукатурены с обеих сторон известково-песчаным раствором и побелены известью. Железные крыши были покрашены медянкою на масле. После ремонта 1891 г. внутри храма иконостас столярной работы с иконами старого письма был «разделан масляными красками, а стены клеевыми - благолепно». Большие ворота также были «разделаны масляными красками, а над ними написан во всю арку образ Св. Троицы».
В настоящее время цилиндрический барабан церкви уничтожен; вместо железных крыш - асбошиферные; изменено заполнение проемов. В остальном здание в удовлетворительном состоянии. Несмотря на указанные утраты, здание сохраняет значение памятника архитектуры первой половины XIX в.
Жилой дом настоятеля
Настоятельские кельи располагаются западнее здания Троицкой церкви. Здание было построено взамен сгоревшего деревянного в 1841 г. Оно представляет одноэтажный прямоугольный корпус, размером 18,3х14,0 м. Главным был симметричный относительно центральной оси восточный фасад, но парадный вход расположен с северного фасада. В 1890 г. к дому пристроили крытую галерею и каменную кладовую. Фасады дома скромны и выдержаны в традициях архитектуры городского жилого дома первой половины XIX в. Для них определяющим элементом является спокойный шаг одинаковых проемов. На восточном главном фасаде простые обрамления с сандриком выделяют средние три окна, над которыми деревянный оштукатуренный мезонин с балконом закреплял симметрию композиции. Скромный главный карниз с деревянной верхней частью, несколько горизонтальных членений упрощенной рустовки ниже окон и овальные ниши над окнами - вот и все остальные архитектурные средства, создающие в своей совокупности с белой стеной уютный и сдержанно-достойный образ. Хотя архитектурная композиция дома говорит о мастерстве автора, грубоватая наивность деталей убеждает, что строительство, видимо, осуществлялось без соответствующего надзора.
Во внутренней планировке главным помещением, очевидно, являлась парадная гостиная, занимавшая центральную часть дома. В настоящее время здание приспособлено под палаты. Кирпичные оштукатуренные с обеих сторон стены в хорошем состоянии. Крыша дома, первоначально деревянная, в 1885 г. была покрыта железом на новом основании.
По анализу современного состояния дома можно утверждать, что в предреволюционные годы крышу вновь меняли, при этом не были сохранены мезонин и балкон. Была переделана и верхняя деревянная часть карниза: она получила характерную для деревянной жилой архитектуры 1900-х г.г. форму большой выкружки. Не существует сейчас и галерея, пристроенная в 1890 г. к южному фасаду.
Ограда с угловыми башнями
Капитальная каменная ограда охватывает по всему периметру - 699 м (330 саженей) территорию Троицкого монастыря, имеющего форму слегка неправильного четырехугольника. Она заменила прежнюю деревянную стену с надвратной церковью и деревянными угловыми башнями, пришедшую в ветхость. Строительство каменной ограды было предпринято в 1831 г., начиная с южной стены. В 1835 г, закончили здание «святых» ворот с надвратной церковью. Строительство велось на «скромные средства обители при помощи благотворителей». Завершено сооружение в 1876 г. при настоятеле Сергии «стараниями казначея, иеромонаха Владимира, которым окончена каменная ограда - проведена вся северо-восточная стена». По углам ограды были возведены четыре башни. В 1885 г. их покрыли железом. В двух башнях были устроены помещения для жилья, в одной - склад извести и одна занята но хозяйству на конном дворе.
Ограда представляет собой ритмический ряд из повторяющихся элементов: столбов и рустованной стены между ними, прорезанной арками. По южному фасаду с каждой стороны ворот располагается по 14 арочных секций. Убегающий ряд арок зажат горизонталями цоколя и нависающей массивной плиты карниза. Замковые камни и русты, рельефно чередующиеся в двух плоскостях, по контрасту с заключенными между ними гладкими поверхностями покружий арок и вертикальных полос столбов создают разнообразную и красивую игру светотени. Динамический бег аркатуры останавливается угловыми башнями и зданием ворот. Но при этом в архитектуре последних предусмотрены аналогичные криволинейные элементы, которые как бы переносят несколько задержанное движение на новый участок стены. Две угловые башни по южной стене представляют собой сооружения центрической композиции, по массе и пропорциям частей соответствующие их роли в ансамбле. Над нижним кубическим объемом на ступенчатом основании с фигурными столбиками по углам возвышается восьмиугольный барабан, накрытый куполом с маленькой главкой и крестом. Массивность нижней части смягчена высокими арочными нишами. Наличие этих кривых создает взаимосвязь с аркатурой стены. Но в отличие от последних кривые ниш имеют более статический характер. Это впечатление усилено трехчастным делением поверхности ниши пилястрами. Поверхность барабана также декорирована аркатурой с чередованием проемов и ниш. Архитектура башен делает их самостоятельной, но неразрывной, частью стены.
Башни по северной стене, построенные в более позднее время, хотя и повторяют в целом композицию южных, значительно уступают им по пропорциям и архитектуре. Они были сооружены менее капитально и в настоящее время уже не существуют. Северная стена, также построенная в последнюю очередь, имеет вид простых участков каменной ограды между столбами.
Ограда сложена из кирпича на бутовом фундаменте при высоте 4 м имеет ширину 1 м. Башни также выстроены на бутовом фундаменте при толщине стен 1 м. Высота кирпичной кладки башен (до купола) - 8,5 м. Кирпичные поверхности оштукатурены известковым раствором, Купола башен - деревянные конструкции с железной кровлей, покрашенной в зеленый цвет медянкой. Общая высота башен до верхушки креста была 12 м.
В настоящее время две южные башни сохранились сравнительно хорошо. Сняты только кресты. Стена тоже в относительно хорошем состоянии. В 1880-х г.г. в западную сторону был встроен большой корпус хозяйственного и "жилого назначения, а в 1902-1903 г.г., два жилых здания келий встроили в северную сторону. Восточный участок южной стены из-за неравномерной усадки дал крен и был укреплен контрторсами. В северо-восточном углу стена дала просадку. В целом ограда с башнями является наиболее сохранившим первоначальный облик сооружением монастырского ансамбля и ценным памятником архитектуры первой половины XIX в.
Внутреннее убранство монастыря отличалось большим вкусом. Сплошной иконостас, орнаментированный искусной резьбой, был "вызолочен золотом". В одном из приделов внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде художник изобразил светлое небо с плывущими облаками. Окна, карнизы и панели разделены были бордюрами. Среди картин, особо выделяемых своей "благолепостью", была икона "Всех скорбящих радости". В холодной части Троицкой церкви находился резной пятиярусный иконостас. И здесь свод был отделан особо: над входящим расстилалось голубое небо, "посыпанное звездами". Многокрасочная гамма икон с золотыми окладами, богатство церковных атрибутов, впечатление глубины "небесных сводов" придавали внутреннему убранству церкви спокойный и торжественный вид. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн - пилястрами. Каждое окно было украшено картушем. "Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на "холстах живописью", в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы 17-18 в.в.
Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, "мастерская изба". В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай", каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. Воду поднимали с помощью специального колеса. Такой же колодец находился в юго-восточном углу монастыря. В северо-восточной башне находилась кузница. Другие башни тоже использовались под хозяйственные нужды: в северо-западной башне был склад для извести, а южные - приспособлены для жилья. В XVIII в. здесь, как и в других русских монастырях, имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие.
Троицко-Селенгинский монастырь возник на перекрестке дорог, ведущих из Москвы в Селенгинскую Даурию, Монголию и Китай, а также на север - в итанцинские и баргузинские пределы. Его посещали многие известные люди того времени.
Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, - посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720-1721 г.г.; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725-1728 г.г.; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.
Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А.С. Пушкина. После смерти Петра I он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России - Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.
В конце июня 1891 г. монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю "сребропозлащенный" эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.
Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.
Монастырь был ликвидирован в 1921 г. Сохранившиеся до наших дней постройки: Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, трапезная, угловые башни, амбар, ограда, келейный, настоятельский корпусы и корпус для послушников являются частью архитектурного ансамбля с унаследованным от древнерусского зодчества богатством силуэта, живописностью и органическим сочетанием с окружающим природным ландшафтом. После закрытия монастыря его здания использовались детским домом, затем психоневрологической лечебницей. Почти все постройки нуждаются в реставрации и ремонте. Государственный орган охраны памятников считает необходимым с целью сохранения и дальнейшего использования комплекса построек монастыря, являющегося памятником архитектуры федерального значения, передачу его в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви.
В настоящее время часть помещений монастыря используется под психиатрическую больницу. В 2000 г. возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы. Затем эта работа была прервана.
Православное Прибайкалье, http://az-kozin.narod.ru/monastyri.html
Комментарии и обсуждение