ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пудем. Церковь Сретения Господня.


Пудем. Церковь Сретения Господня
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Сретения Господня
Год постройки:1864.
Адрес:
Удмуртия, Ярский район, п. Пудем

Координаты: 58.303556, 52.171485



Церковь Сретения Господня, , Пудем, Ярский район, Республика Удмуртия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 февраля 2020
Церковь Сретения Господня, , Пудем, Ярский район, Республика Удмуртия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 февраля 2020
Церковь Сретения Господня, Вид с юго-запада<br>, Пудем, Ярский район, Республика Удмуртия
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
29 июля 2016
Церковь Сретения Господня, Вид с северо-востока на деревянную часть здания без кирпичного пристроя<br>, Пудем, Ярский район, Республика Удмуртия
Вид с северо-востока на деревянную часть здания без кирпичного пристроя
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
29 июля 2016
Церковь Сретения Господня, Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_pravoclavnoe_proshloe<br>, Пудем, Ярский район, Республика Удмуртия
Фото с сайта: http://vk.com/vyatka_pravoclavnoe_proshloe
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  14 января 2013

Приход в Пудемском заводе открыт по указу Св. Синода от 20 сентября 1861 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Елово: Пудемский завод, поч. Казаковский, поч. Орловский, поч. Аверинский, д. Верх-Пудемская, д. Малая Верх-Пудемская, д. Коровайская, д. Лековайская, д. Пудемская, д. Тумская, д. Баяранская, д. Чабыровская, д. Озерская.

В 1860 г. богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан. В 1864 г. на средства прихожан построена деревянная церковь с одним престолом в честь Сретения Господня. При церкви 27 ноября 1877г. открыто церковно-приходское попечительство, 21 ноября 1894 года - церковно-приходская школа.

Сретенская церковь закрыта на основании постановления Президиума ЦИК УАССР от 29 мая 1938 г. Здание передано под клуб. В настоящее время здание бывшего храма отдано под жилой дом. Богослужения проводятся в молитвенном доме переоборудованном из здания бывшей библиотеки.

Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии  


Марина Зуйкова  4 августа 2020

Приход на Пудемском заводе Глазовского уезда открыт по указу Св. Синода от 20 сентября 1861 года. В его состав вошли селения. раннее входившие в приход с. Елово: починки: Казаковский, Орловский, Аверинский, деревни: Верх-Пудемская, Коровайская, Лековайская, Тумская, Баяранская, Чабыровская, Озерская. «В 1860 – 1864 г.г. богослужение совершалось в молитвенном доме, построенном на средства прихожан. В 1864 г. на средства прихожан построена деревянная церковь на каменном фундаменте с одним престолом в честь Сретения Господня. Она была построена на красивом месте, на горе, огорожена ажурной металлической изгородью.

В церкви был богатый иконостас, красивая люстра. Здесь служили два священника Василий и Михаил, один дьякон, один пономарь и два причетника. Так как рабочее население делилось на местных и заводских, то и церковь поддерживала такое деление, держала отдельных священников. У местных, был отец Николай, у заводских 1895 года священником был отец Алексий (Кошурников)…

… В 1894 г. рядом со старой церковью начали строить каменную, большую. Когда здание было уже поставлено, началась революция 1917 года. Работы остановились и больше не возобновлялись. В конце 20-х годов ХХ века каменную церковь разобрали, а кирпичи развезли по деревням. Сретенская церковь закрыта в 1938 году. Здание было передано под клуб. Из воспоминаний Р. Томиловой: «После Петрова дня пудемцы ходили на святой ключ за «божьей помощью», излечиться от хвори, попить святой воды. Как появился Святой ключ? Старожилы рассказывали: «На починке у жителя Токарева заболели глаза. Он стал ходить на ключик, умываться утром и вечером, и глаза перестали болеть. И на самом деле, вода, вытекающая из глубины земли, особенная: чистая, прозрачная, вкусная, летом холодная, зимой казалась теплой. У Абрамова В. С. (плотинного) тоже заболели глаза. По совету Токарева он тоже стал умываться ключевой водой, чтобы глаза тоже перестали болеть». Этого было достаточно, чтобы распространилась молва о лечебной силе ключика. И приписали ему святость. А ключ назвали Святым. Началось паломничество не только с глазными, но и другими болезнями. Сначала ходили только пудемцы, но вскоре молва перекинулась и в дальние селения. Люди повалили за «божьей помощью». Токарев с Абрамовым по поручению верующих стали ходатайствовать перед церковью о благоустройстве Святого ключика. Церковь не поскупилась отпустила средства, и строительство началось. В короткий срок построили часовню, домик для сторожа, территорию со всех сторон обнесли изгородью. Сделали удобную лестницу, со стороны лугов посадили тополя, под ними поставили скамейки для отдыха. Получился прекрасный уютный уголок.

Внутри часовни тоже все было благоустроено: стены увешаны иконами, сильное впечатление оказывал распятый Христос чуть не в рост человека. На месте истока ключа был поставлен металлический чан, сверху закрытый металлической крышкой со щелью. Туда богомольцы опускали металлические деньги. По мере накопления денег в чане приходили представители церкви и черпаками доставали деньги. Чан был обнесен с трех сторон узорчатым барьерчиком. Непрерывное журчание ключа в чане получало какой-то резонанс и походило на музыку. Тишина, музыкальное журчание ключа, распятый Христос вызывали невольный трепет у верующих.

Святой ключик все больше и больше привлекал людей из дальних волостей, и все больше слухов распространялось о чудесах исцеления. Для жителей Пудема Святой ключик стал местом паломничества и отдыха. Каждое воскресенье старушки шли к нему с бутылками, графинами за святой водой. Этот райский уголок привлекал и молодежь, там фотографировались целыми компаниями. Церковь установила праздник на ключе – первое воскресенье, после Петрова дня. Собиралось огромное количество народа, не умещавшегося на территории ключика. Приезжало много торговцев из ближних и дальних сел. их ларьки занимали все обочины дороги: от Починка чуть не до орловского поля. В часовне беспрерывно проводили молебны. Деньги текли рекой. Бытует и другая легенда: «… шел крестным ходом по этим землям Святой Трифон, и у него заболели глаза. Он умылся водой из ключа, и глаз перестали болеть. Он освятил его и назвали «Трифонов ключ». Но в Пудеме его чаще называют «Святой ключик».

http://sp-18.ru/xramy-yarskogo-rajona/19/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.