В конце XVII ст. центром Чернигова оставался бывший детинец – территория так называемого внутреннего замка. Тогда здесь было построено два сооружения, ставших наиболее интересными образцами украинской архитектуры: церковной – храм Святой Екатерины – и общественно-жилой – полковая канцелярия. Оба эти достопримечательности архитектуры связаны с именем черниговского полковника Якова Лизогуба (об усыпальнице которого в Елецком монастыре рассказывалось).
Лизогубы происходили из Черкасской области. Старший в семье – Иван Кондратьевич Лизогуб – был уманским и каневским полковником, умер в 1662 г.; его младший брат Яков Кондратьевич Лизогуб также сначала был полковником канивским, а с 1687 г. по 1697 г. – одиннадцатым черниговским полковником. Казаки черниговского полка под его руководством участвовали в войне, которую император Петр I вел в Приазовье. Особенно казаки отличились во время штурма турецкой крепости Азов в 1696 г., за что были российским правительством награждены серебряным крестом, хранящимся в историческом музее. Вскоре после возвращения с войны Яков Лизогуб умер, и с 1697 г. черниговским полковником был его сын Ефим Яковлевич Лизогуб, построивший усыпальницу в Елецком монастыре. Представитель следующего поколения семьи Яков Ефимович (1675-1749 г.г.) – генеральный бунчужный, а затем генеральный обозный казацкого войска. В память Якова Кондратьевича и Ефима Яковлевича Лизогубов и казаков черниговского полка он построил церковь, освящённую в 1715 г. в честь Святой Екатерины.
Эта церковь построена на склоне горы между древним детинцом и Третьяком у спуска на Подол, на открытом свободном участке и рассчитана на восприятие со всех сторон, как мемориальная достопримечательность-скульптура. Екатерининская церковь является одним из лучших образцов пятикамерных крестовых в плане каменных церквей, во второй половине XVII в. строились по всему Приднепровью. В качестве образца при строительстве таких храмов принимались пятисрубные центрические деревянные церкви, в которых восьмисторонние срубы, поставленные в плане в виде креста, образовывали очень живописную и в то же время компактную бесстолбную пространственную структуру. Для того чтобы увеличить полезную площадь здания и повысить его жесткость, между ветвями планировочного креста устраивались дополнительные небольшие объемы, таким образом образовывалась девятидельная объемная структура. Здесь уместно вспомнить об украинских деревянных церквях, что, возможно, является наивысшим достижением нашего народа в области архитектуры. В Левобережной Украине центрические пятидельные или девятидельные деревянные храмы были главным типом в церковном строительстве. Известный исследователь украинской архитектуры С.А. Таранушенко приводит многочисленные примеры таких церквей на Черниговщине и примыкающей части Слобожанщины (Таранушенко С.А. Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины. – М.: Строитель, 1976). Он описал Троицкую церковь в селе Пакуль – старейшую из деревянных пятизрубных церквей, построенную на средства Печерского монастыря в 1716 г. Подобная церковь исследована С.А. Таранушенко и в городе Коропе. Она имеет между ответвлениями креста построенные одновременно с основным объемом низенькие срубы, граненые с восточной стороны и квадратные с западной. По словам С. А. Таранушенко, церковь была "именно того типа, который был произведен и распространен в XVII в. на Украине в городах и значительных монастырях и послуживший прототипом многочисленных каменных соборов…". О таких церквях исследователь украинской архитектуры профессор Киевского университета Г.Г. Павлуцкий писал:
"К украинским деревянным церквям невозможно приложить ни одну из известных европейских художественно-исторических схем. Нельзя их отнести ни к готике, ни к ренессансу, ни к барокко. Они сами составляют стиль. Этот стиль естественно следует из строительного материала. Стиль этот на протяжении веков сохранился без изменений. Исторические стили влияли на наши церкви, но не изменили национальный стиль и его местный характер. Украинское деревянное церковное строительство есть искусство национальное потому, что переделало и переплавило все чужие элементы, как византийские, так и западные" (Павлуцкий Г. Древности Украины. – М.: 1905 г., c. 8).
Современные искусствоведы определяют такие каменные храмы как построенные в стиле украинского барокко.
Одним из лучших образцов украинского барокко есть черниговская Екатерининская церковь. Она в плане представляет собой крест с пятигранными концами-ветвями, между которыми встроены четыре маленькие квадратные камеры; граненые стены этой церкви в камне повторяют очертания и даже размеры деревянных срубов. Каждый из пяти основных объемов церкви завершается куполом на восьмиугольном подбаннике, причем центральный объем – высоким куполом с двумя заломами, четыре ветви планировочного креста имеют чуть ниже верха с одним заломом, а высота межветвных объемов составляет только 2/3 высоты стен средней части. Это создает образ центрического, почти симметричного со всех сторон башнеобразного сооружения. Впечатление усиливается отсутствием на поверхностях стен горизонтальных элементов и тем, что ребра объемов башен усилены пилястрами, а окна имеют удлиненную форму. Во внешнем виде храма большую роль играют изысканные барочные порталы входов, которым всегда уделялось большое внимание украинской архитектуре. Оконные проемы оформлены красивыми наличниками, особенно эффектно окно в виде креста над главным входом.
Удивительно интересное решение внутреннего пространства церкви: снаружи кажущиеся отдельными объемами в интерьере сливаются в единое пространственное целое – ячейки плана соединены большими арками. Этот художественный прием был произведен украинскими народными мастерами при построении сотен, а может и тысяч деревянных срубных церквей. Своды и верхи с заломами создают традиционный украинский праздничный внутренний облик церкви. Эта праздничность интерьера достигнута раскрытием внутреннего пространства вверх, отсутствием хоров и других горизонтальных структур. Связанное между собой большими арками пространство свободно перетекает из одной части церкви в другую и завершается окнами подбанников, через которые в храм льется свет, соединяя пространство храма с небом. В этой церкви, как и во всех украинских церквях, достигается органическое соединение монументального внешнего образа с живописным, свободным, открытым вверх внутренним пространством. Интерьер черниговской Екатерининской церкви символизирует праздник подъема духа.
Ценой Лизогубов для Екатерининской церкви был сделан большой трехъярусный иконостас, на тумбах которого размещались резные гербы семьи. В 1874 г. он имел уже довольно плохое состояние, и в конце XIX ст. его совсем разобрали и заменили одноярусным, эклектичным с большими прямоугольными иконами и накладным орнаментом между ними. Он производил довольно хорошее впечатление, но совсем не подходил к большому раскрытому вверх внутреннему пространству храма. В. Л. Модзалевский, видевший в храме оба иконостасы, в 1913 г. писал:
"... интерьер Екатерининской церкви поражает пустынной торжественностью... Как всегда на Украине, церковь залита светом, но – как жаль! – в нем уже нет старого пышного иконостаса с гербами Лизогубов" (Модзалевский В.Л., Савицкий П.Н. Очерки истории старой Украины. Черниговская старина. – Чернигов: 1992 г.).
От себя воскликнем ещё раз: "Как жаль!", ведь и того эклектического, но довольно красивого, иконостаса сейчас уже не существует.
При замене старого иконостаса на новые царские врата сохранили – они были использованы в иконостасе теплого Покровского алтаря Екатерининской церкви. Фотография этих ворот опубликована в 1911 г. (Бережков М. Н. К истории Черниговского Спасского собора. Труды 14 Археологического съезда в Чернигове. – М.: Тип. Т. Лиснер и Д. Собко, 1911 г.).
Этот уникальный образец древней украинской пластики, шедевр барочного искусства выглядит кружевом акантового плетения, на которое навешаны драгоценные украшения – барельефные полуфигуры евангелистов и праотцев Христа. Общая композиция художественного произведения схожа с серебряными царскими вратами Борисоглебского собора, о которых уже шла речь. Эти деревянные золоченые врата Екатерининской церкви были сделаны лет на десять позже, но нельзя говорить, что они подражают вратам Борисоглебского собора – слишком велика между ними разница в размещении фигур. Были более ранние подобные композиции, послужившие образцом при создании как серебряных чеканных ворот Борисоглебского собора, так и деревянных резных Екатерининской церкви. Подобные композиции известны в гравюрах – оформлении книг. Здесь, у ворот Екатерининской церкви, внизу были полулежащие фигуры царя Давида – в короне и с лютней – и Пророка Иессея. Выше размещались, чередуясь, полуфигуры евагнелистов и праотцев Христа, а также изображения Благовещения. Лица евангелистов и праотцев были исполнены в реалистической манере с индивидуальными, явно еврейскими чертами, но одежда и атрибуты, конечно, не древней Палестины и не современные автору произведения – барочные, а средневековые европейские – польские или немецкие. А благородное и очень привередливое плетение виноградной лозы с дубовыми листьями и желудями напоминало растительные венки, которыми украинцы так любят украшать дома, иконы, кресты и т.д. К сожалению, во время второй мировой войны эти царские врата погибли.
За 300 лет своего существования Екатерининская церковь изменилась мало. В XIX веке с западной стороны был пристроен дополнительный алтарь, а в 1908 г. построена колокольня. Эти элементы искажали законченный вид церкви, и поэтому во время реставрации были разобраны. Во вторую мировую войну церковь полностью сгорела. В 1947-1955 г.г. велись работы по консервации конструкций и восстановлению внешнего вида, а в 1975-1980 г.г. проведена реставрация с выполнением внутренней отделки и золочением бань по проекту И. Шмульсона. С 1979 г. в Екатерининской церкви размещена экспозиция Музея народно-декоративных искусств Черниговщины, где представлены традиционные для Северного Левобережья виды искусств: резьба по дереву, гончарство, ткачество, вышивание и т.д.
Восстановленная с вызолоченными куполами церковь Святой Екатерины сейчас очень красиво смотрится на вершине одного из придеснянских холмов, который она завершает как изысканная корона.
Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». – М.: «Техника», 1998 г., перевод с украинского.