Церковь святителя Николая Чудотворца в Малошуйском приходе
Церковь святителя Николая Чудотворца находится на территории Малошуйского погоста , некогда расположенного неподалеку от устья реки Малошуйка, впадающей в Белое море. Время появления этого прихода точно пока не установлено, но, предположительно, он существует с конца XVI – начала XVII века. Такое заключение позволяет сделать текст грамоты от митрополита Новгородского и Великолуцкого Аффония к игумену Кожеозерского монастыря Ионе (28 февраля 1638 года). В ней игумену предписывается «строить новый деревянный храм в честь святителя Николая, на месте сгоревшего храма в честь такого же святого, в волости Шуйке, принадлежащей монастырю» [1]. Таким образом, уже ранее этого времени на месте сохранившегося храма существовала какая-то деревянная церковь. К сожалению, пока не удалось найти сведений о времени ее возведения и облике.
В наши дни Малошуйский погост представляет собой один из немногих уцелевших «тройных» ансамблей Русского Севера (всего их насчитывается не более десятка). Он поднят на высокий мыс гряды и виден из всех окрестных деревень. Кроме холодного (летнего) Никольского храма (1638 год), в него входят: теплая (зимняя) пятиглавая Сретенская церковь (1870-1873 год) и колокольня (1807 год). До 1853 года колокольня тоже была шатровой и вторила своим силуэтом старинной церкви, но затем ее шатер заменили куполом, который существует и поныне [1,2]. В конце XIX – начале ХХ века приход включал поморские деревни Вачевская и Абрамовская (Малошуйка) Онежского уезда Архангельской епархии [1].
Небольшой храм во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца из-за частых ремонтов и переделок до некоторой степени утратил свой первоначальный облик. Изначально он представлял собой небольшой (5х5 м) четверик, на котором возвышался восьмигранный ярус с повалом довольно резких очертаний и установленным на нем огромным шатром с довольно большой главой на мощной шее [3]. Единственным украшением рубленого храма была его первозданная красота. Главку и шею покрывал лемех, а шатер – уложенные в три ряда тесины. Под главкой и у основания барабан обрамляли два резных «воротничка» - епанчи.
Очень близким аналогом для Никольского храма является еще более ранняя Никольская церковь (1618 год), чудом сохранившаяся в селе Пурнема на западном побережье Онежского полуострова. Оба храма имеют почти одинаковые пропорции, за исключением несколько более массивного четверика церкви в Пурнеме [7]. В обоих случаях алтарь представляет собой прируб почти квадратной формы, перекрытый «двускатной кровлей с отливами» [4]. Небольшое отличие заключается в том, что алтарь храма в Малошуйке имеет больший скос на северную сторону. Наконец, пурнемская церковь украшена скромным резным декором: небольшие бочки-кокошники по четырем граням восьмерика, ажурные подзоры на кровле алтаря и гребнях бочек, фигурные полицы по верхнему краю четверика и восьмерика. Можно предположить, что упомянутые храмы относятся к одной строительной традиции.
Известный исследователь В.В. Суслов считал (без указания источника), что первоначально церковь представляла собой небольшую часовню, но со времени ее возведения в 1638 году, уцелел только нижний сруб-четверик. Восьмерик и шатер он датировал 1700 годом [4]. Документальных свидетельств этой теории пока не обнаружено. Если следовать ей, то к началу XVIII века относится трапезная, примыкающая к четверику с запада и юга, восьмерик и шатер. Интересно, что Никольская церковь в селе Пурнема, о которой шла речь выше, тоже имеет несколько «тяжеловесную» трапезную (или галерею), прирубленную с севера и запада. Возможно, она тоже является поздней пристройкой. В XIX столетии храм в Малошуйке вновь претерпел существенное изменение своего облика. В 1825 году между алтарем и трапезной с северной стороны пристроили помещение для ризницы и пономарни, расширили окна и обшили всю церковь тесом.
Интересной особенностью Никольской церкви до недавнего времени было нарядное крыльцо с южной стороны. Оно существовало еще в 1942 году, но позже его по непонятным причинам разобрали. Верхнюю площадку крыльца украшала большая бочка, не имеющая стены на переднем торце. Ближайшие аналоги для этого элемента декора находятся и в деревянном, и в каменном зодчестве третьей четверти XVII века. Подобная бочка украшала (или украшает) крыльца дворца государя Алексея Михайловича в селе Коломенское (1668-1681 годы) и Благовещенской церкви в Тайнинском селе (1675 – 1677 годы) [3,5]. Открытую бочку и кровли над двумя входами лестницы поддерживали резные столбики-балясины, а конек бочки венчал резной гребень с крестом на миниатюрной маковке. По всей вероятности, крыльцо было более поздним сооружением, чем сама церковь, и не раз перестраивалось, что косвенно подтверждает предположение В.В. Суслова о переделках, произведенных около 1700 года. Думается, все же, что они коснулись только крыльца и трапезной, а не самого храма.
Нарядное крыльцо не сохранилось до нашего времени. В остальном же церковь святителя Николая в селе Малошуйка находится в неплохом состоянии. В 1986-1988 годы ее (также как и Сретенский храм, и колокольню) любовно отреставрировали ленинградские мастера, а в 1989 году она уцелела во время страшного лесного пожара. Хочется надеяться, что местные жители будут ее оберегать и в дальнейшем.
Библиография:
[1] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С.: 16-19
[2] Приход Малошуйский. Никольская деревянная церковь. 1638 год // Известия императорской археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 41. С.: 102
[3] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 110
[4] Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России. Спб., 1888. С.: 43, рис. V.
[5] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 473, 478
[6] Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества. Спб., 1895. Вып.6. С.:14
[7] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 122
[8] Киберев В. Деревянное зодчество // Памятники архангельского Севера. Архангельск, 1983