Главная Поиск Оглавление Карта  Участники Розыск Ссылки Форум О проекте

Ижма. Церковь Спаса Преображения, , Важина Мария
Важина Мария
Снято: 17 ноября 2009
Добавлено: 26 января 2010


Ижма. Церковь Спаса Преображения, , Важина Мария
Важина Мария
Снято: 17 ноября 2009
Добавлено: 26 января 2010


Ижма. Церковь Спаса Преображения, , Важина Мария
Важина Мария
Снято: 17 ноября 2009
Добавлено: 26 января 2010


Ижма. Церковь Спаса Преображения, , Важина Мария
Важина Мария
Снято: 17 ноября 2009
Добавлено: 26 января 2010



    Ижма. Церковь Спаса Преображения

    Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь

Показать ближайшие объекты
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга. 18 декабря 2011

Храм Спаса Преображения в селе Ижма

Деревянный храм во имя Спаса Преображения первоначально относился к Ижемскому приходу Архангельской губернии. Приход, в который входили село Ижма и деревня Ижмозерская, находился к северо-востоку от Архангельска и располагался на берегу реки Ижмы. Первые упоминания о нем относятся примерно к середине XV столетия. Затем он отмечен в Писцовой книге Мирона Вельяминова (1622-1624 годы), где указано, что уже в 1619-1620 годы здесь существовала деревянная церковь, но никаких иных достоверных сведений о ней найти пока не удалось.

Существующая сейчас холодная церковь Преображения Господня некогда имела два придела: южный – преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и северный – преподобного Антония Сийского. Из надписи на иконостасе следует, что главный престол освятили 6 июня 1679 года: «Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 июня 6 числа» [1]. В 1681 году был достроен северный придел, а еще через несколько лет – южный [2]. Наиболее древние антиминсы приделов датировались 1763 и 1772 годами [1].

В конце XVII века на самом берегу Ижмы поставили вторую церковь Ижемского прихода – теплую. В XVIII-XIX веках она меняла свое местоположение и не раз горела. Сейчас летний храм освящен во имя Воскресения Христова и относится к 1887 году. Между двумя храмами некогда существовала колокольня с небольшим подбором.

Преображенская церковь имеет не совсем обычный для своей местности скромный облик: рубленая клеть, перекрытая на четыре ската и увенчанная пятью главами на высоких барабанах, как бы "врезанных" в грани кровли. Традиционно считается, что пятиглавие на деревянных храмах является следствием распоряжения патриарха Никона ставить деревянные церкви строго по канонам церковного зодчества. Подобное завершение обычно называли «верх на каменное дело». Некоторые исследователи даже называли этот внешний вид «убогим» и считали, что он «является вынужденной уступкой известному направлению» [4]. Такой отзыв представляется не совсем справедливым. Все же, столь лаконичное решение зодчих имело определенную прелесть и напоминало древнюю архитектуру дозорных башен. Однако, в данном случае, изначально храм имел совсем иной (и более живописный) облик: все три объема-четверика венчали высокие шатры (предположительно –четырехгранные) [2]. К большому сожалению, в 1717 году, по благословению архиепископа Варнавы, церковь «поправили» - разобрали шатры, сделали сохранившееся до наших дней перекрытие и пять главок [1].

Представление об утраченном облике Преображенской церкви могут дать Успенский собор в Кеми 1714 года (сохранившийся) и, до некоторой степени, Воскресенский храм 1673 года в селе Селецкое (Селец) на реке Емце (не сохранился) [5]. В обоих случаях шатры возвышаются над восьмериками (в случае с Воскресенским храмом восьмерики срублены прямо от земли, а у собора в Кеми они поставлены на четвериках). Такая композиция, очевидно, была заимствована из архитектуры многошатровых каменных храмов первой половины XVII века. Наиболее ярким примером этому является Троицкая церковь в Троице-Голенищеве (Москва, 1644-1646 годы). По замыслу зодчего Антипы Константинова – каждый из трех объемов храма перекрыт шатром. Все объемы имеют в основании высокий четверик, но переход к шатру выполнен все же в виде восьмерика. Таким образом, первоначальное решение храма Спаса Преображения в селе Ижма (три четверика под шатрами) было уникальным для своего времени и искажение его можно назвать тяжелой потерей для истории северного деревянного зодчества.

В завершение следует несколько слов сказать о колокольне Спасо-Преображенского храма (сейчас она не существует). В описи церковного имущества 1829 года о ней написано: «между церквами имеется колокольня рубленная, на четырех амбарах, трехэтажная» [6]. Вероятно, нижний, обшитый тесом ярус был разделен на четыре помещения, использовавшихся для хозяйственных нужд. Третий «этаж» обычно представлял собой непосредственно ярус звона. Колокола «зеленой меди» имели не очень большой вес: 50 пудов, 30 пудов, 12 пудов, (?), 5 пудов, 3 пуда, 3 пуда и 1 пуд. По всей вероятности, колокола отливали в разное время. Наиболее поздние из них имели интересную особенность заводской обработки – подточенный край для создания определенного тона звучания: «1-ый, 2-ой и 3-ий колокола “точеные”; 4-ый, 6-ой и 7-ой “старинные неточеные”; 5-ый и 8-ой “старинные точеные”» [6].

В подборах Русского Севера часто встречались колокола голландского литья. Это было связано с активной торговлей западноевропейских «гостей» в северных землях в XVI-XVIII веках. Вопреки распространенному мнению об активном использовании голландских колоколов только в царствование Петра I, покупать их у голландских протестантов начали еще при государе Иоанне IV Грозном. Вплоть до второй половины XVII века их охотно использовали на колокольнях как северных, так и среднерусских земель (например, в Ярославле). Основной «канал сбыта» голландских колоколов проходил через территорию Беломорья. Возможно, термин «старинный точеный», применительно к колоколам, указывает именно на колокола западноевропейского происхождения.

Библиография:

[1] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. I. С.: 163-166
[2] Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 39. С.: 115

[3] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 177-180

[4] Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1916. С.: 264? 265

[5] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942

[6] Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века) // Массовые источники Отечественной истории. Архангельск, 1999. С.: 71, 78, 84

А.Токарев. 24 января 2014

Приход, состоявший из двух селений - с. Ижмы и д. Ижмозерской (8 верст от приходских церквей), располагался в 20 верстах к северо-востоку от Архангельска, на берегу р. Ижмы. В приходе было 2 церкви: теплая - во имя Воскресения Христова и холодная - Преображенская. Первая церковь во имя Преображения Господня была построена, вероятно, через несколько лет после нападения мурманов и норвежцев на двинские селения, совершенного в 1419 г. Затем до XVII в. нет сведений. В середине XVII в. Церковь крестьяне Ижемской волости направили прошение митрополиту Никону, в котором они писали, что их "отцы и деды и иных волостей люди, по обещанию своему, воздвигли церковь Преображения Господня, а как семь годов сряду хлеб не дошел и озяб от морозов, то нам сиротам с церковной земли и также с купленной дани платить к той церкви нечим … и той церкви строить нечим и попу с причетники жить неучего и ружить их нам сиротам нечим и твоей Государь Святительской дани с той церкви платить нечимже..." (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 164). Упоминаемая в прошении церковь была достроена и освящена 6 июня 1679 г., о чем была сделана надпись в иконостасе: "Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 Июня 6 числа…" (там же, с. 164). В церкви было два придела: южный - во имя препп. Зосимы и Савватия Соловецких и северный - во имя преп. Антония Сийского. Антиминсы были: в одном из них от 1772 г. (без подписи архиерея) и в другом - от 1763 г. Первая теплая церковь была построена постриженником Архангельского монастыря монахом Александром Боровиковым, освящена в честь Преображения Господня. По распоряжению Преосвященного Афанасия в 1699 г. церковь была отдана ижемским крестьянам. Однако, крестьяне не ремонтировали церковь и она обветшала, на что монах Александр жаловался Преосвященному Афанасию. В 1711 г. эта церковь, стоявшая на самом берегу р. Ижмы, по благословению Преосвященного Рафаила, была перенесена на другое, более безопасное место, и освящена в 1712 г. Сгорела в 1842 г. Вместо сгоревшей церкви в 1848 г. была построена новая и освящена в честь Воскресения Христова. Эта церковь была заменена другой, тоже Воскресенской, в 1887 г. В 1885 г. епископом Архангельским и Холмогорским Серапионом преподано архипастырское благословение: крестьянину с. Ижмы Григорию Григорьеву Рочеву за пожертвование им в приходскую церковь нового парчового стихаря стоимостью в 375 руб.; купеческому сыну г. Лальска Вологодской губернии Степану Никифорову за пожертвование в Ижемскую церковь новой плащаницы и двух местных лампад стоимостью в 160 р. Количество прихожан к 1 января 1893 г. - 584 человека. Священники: Наум до 1713 г.; Петр до 1723 г.; Дмитрий Малахиев до 1735 г.; Петр Матфиев Демидов до 1746 г.; Иоанн Авдиев до 1750 г.; Гаврило Григорьев до 1762 г.; Михаил Телов до 1768 г.; Василий Телов до 1802 г.; Иоанн Шабунин до 1815 г.; Георгий Шабунин до 1816 г.; Варсонофий Гагарин до 1817 г.; Александр Варфоломеев до 1842 г.; Петр Маккавеев до 1846 г.; Иоанн Терентьев до 1849 г.; Иаков Сампсонов до 1857 г.; Василий Иванов Полотебнов до 1872 г.; Иоанн Прокопьев Иванов до 1875 г. Староста: Григорий Коптяков с 1887 г. Библиография АЕИ. - 1885. - №5. - С. 5. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 163-166.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=352

             Добавить:  Добавить информацию
статью/комментарий
  Добавить фотографию
фотографию
           
Каталог Православное Христианство.Ру
Рейтинг@Mail.ru
Быстрый переход
ВОЙТИ | СТАТЬ СОАВТОРОМ | ГЛАВНАЯ | ПОИСК | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | ЕПАРХИИ | ХРАМЫ МОСКВЫ | УЧАСТНИКИ | РОЗЫСК | СЛОВАРЬ | ФОРУМ | О ПРОЕКТЕ | ССЫЛКИ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ПОСВЯЩЕНИЯ | ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ | СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ | ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО СТИЛЯ