Местечко Хмарин Городок находится в Минском уезде, от города Минска отстоит в 12 верстах. Настоящее прибавочное название Городка – Хмарин от фамилии местных вотчинников Хмаров вошло в употребление не более как лет 80 тому назад, а до того времени он назывался Соломорецким Городком, от живших здесь когда-то удельных князей Соломорецких.
В самом местечке, при реке Вяче, по настоящее время сохраняется насыпь, где, как гласит предание, находился замок Соломорецких князей; насыпь эта, как заметно по вырытому вокруг рву, в свое время обведена была водою из реки Вячи.
В конце XVIII ст. на месте разрушившейся бывшей приходской униатской церкви помещиком Хмарой построен был римско-католический костел, который продолжал свое существование до 1852 г., а потому в период сего времени здесь не было ни униатской, ни православной церкви.
Когда же около 1842 г. было обращено внимание на существование в районе Городокского католического прихода значительного количества православных жителей, не успевших еще обратиться в католичество, то на местного владельца Хмару возложена была правительством забота о построении православной церкви, под опасением обращения в оную католического костела. Такое обязательство владельцем Хмарою хотя и исполнено было и им построена была около 1852 г. хорошая каменная церковь, но только не в самом местечке, а в значительном отдалении от оного, в открытом поле.
В 1866 г. Хмарино-Городецкий костел упразднен и тогда же обращен был в приходскую православную церковь, а потому построенная в 1852 г. церковь осталась приписною.
Церковь, устроенная из упраздненного костела, с престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы расположена в самом местечке. Зданием каменная, устроена в готическом стиле, продолговатым прямоугольником, с одним рядом окон, высотою каждое в 12 аршин, тремя входными дверьми и «шпиалтровою крышею». Куполов на ней нет, только фронтонная стена устроена возвышеннее других и на щитообразной вершине утвержден крест. В здании церковь была бы совершенно исправна, если бы «шпиалтровая крыша» заменена была железною, а без сего значительно дает себя чувствовать постоянная течь в крыше.
Внутреннее пространство церкви заключает около 35 кв. саж. Потолок подшит досками, пол деревянный, столбов нет, к отоплению не приспособлена.
Иконостас, поставленный на солее, возвышенной на пол-аршина, состоит из 8 икон, расположенных в два яруса; карнизы и рамы на нем позолочены, a прочие места покрашены в светло-голубой цвет. Помещение для ризницы и пономарни устроено в особой пристройке к алтарю. Все необходимые утварные вещи исключительно из аплике имеются в достаточном количестве, но к ценным относится один прибор литургийных сосудов нового чекана, пожертвованный в церковь московскими гражданами.
Облачений имеется десять; из них 5 из мишурной парчи, 4 из шелковой материи и 1 плисовое траурное, потому в этом отношении ризницу можно признать достаточною, хотя половина из облачений истерта и не вполне благовидна. Евангелие богослужебное, в листе, обложено малиновым бархатом и по оному бронзовыми, золоченными украшениями.
Архив в порядке, в нем хранятся приходские документы только с 1852 г., впрочем, в рухляди бывшего костела, сваленной под лестницею, найдена старая метрическая книга, принадлежащая упраздненной в прошедшем XVIII ст. церкви. Книга эта писана на польском языке.
Колокольня устроена отдельно от церкви, над воротами церковной ограды; в ней помещаются три колокола: в 5, 1 ½ и 1 пудов. Погост церковный обнесен деревянною бревенчатою оградою. Кладбищ в приходе четыре и на одном из них находится каменная приписная церковь, бывшая прежде приходскою, о которой сказано уже в начале.
В состав прихода входят 13 селений, самое отдаленное находится в 9 верстах. Прихожан числится муж. пола 920 душ, а жен. пола 935 душ; все они крестьянского сословия, кроме хлебопашества, промышляют изготовлением и доставкою в Минск для продажи на торгах дров, сена, теса, мха и брусьев.
Религиозности у прихожан очень мало; этому чрезвычайно благоприятствует близость к Минску, где в воскресные дни на базарах каждый раз бывает от мала до велика. Существует обычай, по которому брачная дружина, по совершении брака в церкви, заезжает в ближайший кабак, где шинкарь в дверях встречает новобрачных с водкою и поздравлением, затем на шинкарском столе постилается дружиною кусок нового холста и происходит угощение привезенными же яствами; холст по окончании закуски остается шинкарю, а дружина продолжает путь к местожительству жениха. При совершениях погребений принято бросать мелкие деньги в могилу.
Причт при сей церкви состоит из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Иоанн Пашкевич, из окончивших курс семинарского воспитания, священствует с 1868 г., при сей церкви состоит с 1872 г. И. д. псаломщика Константин Костюкевич, в должности с 1860 г. Церковного дохода в течение года бывает до 65 руб.
Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается 49 десятин, в том числе: 20 десятин пахотной, 5 десятин сенокосной, а остальная – под зарослями. Вся земля расположена в одном обрубе и не в далеком расстоянии от усадьбы. План на землю имеется и владеет оною причт беспрепятственно.
Жилые дома для причта, амбары, хлебные и скотские сараи, варивня и баня имеются и находятся в хорошем состоянии. Осмотр сих построек учрежденною комиссиею произведен, и передача оных в духовное ведомство состоялась.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Богадельни в приходе нет.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.