Злынковская Покровская церковь
Истоки злынковской церкви Покрова Пресвятой Богородицы восходят к 1758-1759 годам, когда из Литвы в Злынку прибыла большая группа староверов – беспоповцев-федосеевцев. Федосеевцами они назывались по имени своего духовного отца Феодосия Васильева, а беспоповцами – потому что были убеждены, что после реформ патриарха Никона в 1654-1656 годах на земле не стало истинной церкви, нет и не может быть священников, а потому для общения с Богом достаточно молитвы и религиозных обрядов без попа, а так как нет попов, то и некому освящать брак между мужчиной и женщиной, следовательно, им нужно жить безбрачной жизнью.
В первые месяцы после прибытия в Злынку федосеевцы построили в ней несколько внушительных размеров молитвенных домов. Один из них на улице Голосеева (Пролетарская), поблизости от федосеевского кладбища, назвали именем Покрова Пресвятой Богородицы.
Во главе молитвенного дома, или молельни стояли попечитель, который отвечал за внутреннее и внешнее «благолепие» здания, и уставщик (наставник) – самый авторитетный из прихожан, лучше всех разбиравшийся в Священном писании и в религиозных обрядах.
В самом начале 1850-х годов по приказу царских властей все беспоповские молельни в Злынке были закрыты. Тогда же к моленной на улице Голосеевка пристроили алтарь, колокольню и возвели купола. Получилась церковь, которую освятили тем же именем, что и былую молельню – Покрова, при этом к ее названию добавили слово «единоверческая», что означало: служба там велась по старообрядческим иконам и книгам, но попом-нестаровером из государственной церкви.
Единоверие в Злынке не прижилось. Из года в год сокращалось число прихожан единоверческой Покровской церкви, пока к 1886 году их осталось менее десяти, да и те вместе со священником вскорости покинули храм. Богослужение в нем прекратилось, а иконы и церковную утварь растащили по домам.
В 1886 году в Злынку назначили нового станового пристава (в наши дни это участковый инспектор милиции) В.А. Буряка. Сильно удивился он отсутствию в Злынке храма для православных людей-нестарообрядцев. Полицейский чиновник оказался на редкость энергичным, напористым, настойчивым. Он немедленно обратился к архиепископу Черниговскому и Нежинскому Вениамину с прошением о передаче Покровской церкви нестарообрядческому населению Злынки. Архиепископ поддержал станового пристава и написал представление в Святейший Синод.
Синод принял решение: «Покровскую в посаде Злынка Новозыбковского уезда единоверческую церковь обратить в православную и образовать при ней из православных жителей посада Злынки, деревни Петровки и хутора Павловки самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика…» Жалованье священнику определили в 250 руб. в год, а псаломщику – 80 руб.
После решения Синода В.А. Буряк занялся сбором пожертвований на обустройство Покровского храма. Денег было собрано достаточно много и на них приобрели ризницу, священные сосуды из серебра с большой позолотой – чашу, дискос, лжицу, звездицу, тарелочки, ковчег для хранения Святых Даров, Евангелие, оправленное бархатом, напрестольный крест, кадило, трисвечник. Места похищенных икон заняли новые иконы, были приобретены богослужебные книги и многое другое, необходимое для церкви.
Неугомонный В.А. Буряк в том же 1886 году на собранные им пожертвования в размере 600 руб. серебром добился постройки внутри ограды Покровской церкви прекрасного здания церковно-приходской школы на каменном фундаменте и с железной крышей, что в то время считалось большой роскошью. Денег на содержание здания и оплату труда учителя Черниговское епархиальное начальство не смогло изыскать, поэтому занятия в школе начались спустя десятилетие после его сооружения.
Некогда в нашем крае было распространено чудное слово «добродей» в смысле «делающий добро», «благотворитель». Деятельность добродея – станового пристава В.А. Буряка – уникальное явление в истории Злынки, а для правоохранительных органов – яркий образец работы по предупреждению правонарушений.
О Покровской церкви и о становом приставе В.А. Буряке рассказала в № 24 за 1887 год газета «Черниговские губернские ведомости». Ею, а также другими источниками, я воспользовался при написании этой статьи.
Анатолий Поддубный, краевед
Газета «Знамя» № 18 (1785) от 2 марта 2004 г., г. Злынка (Брянская область)
Комментарии и обсуждение
Список вакантных мест священнических: ...при Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда с 17 октября 1893 года.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 июня 1894 года, № 12, стр. 477
Рукоположены в сан священника: ...окончивший курс Черниговской духовной семинарии Стефан Шепелев 14 сентября 1894 года к Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 октября 1894 года, № 19, стр. 725
Присоединена из католичества к православию священником Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Стефаном Шепелевым дворянка г. Минска Фекла Иосифова Боровикова 25 июня.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 августа 1895 года, № 15, стр. 707
Священник Покровской православной церкви посада Злынки Новозыбковского уезда Стефан Шепелев рапортом своим от 9 октября сего года донес его преосвященству, преосвященнейшему Антонию, епископу Черниговскому и Нежинскому, что во время ремонта приходской его церкви особенно полезную деятельность проявил и оказал материальную помощь в размере 65 рублей местный становой пристав, он же и председатель церковно-приходского попечительства Петр Анисимович Овсеенко. На сем рапорте 12 сего октября последовала следующая архипастырская резолюция: "Председателю попечительства Покровской Злынской православной церкви Петру Анисимовичу Овсеенко за его пожертвования и полезную деятельность при ремонте означенной церкви преподается архипастырское благословение".
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 ноября 1895 года, № 21, стр. 821, 822
Определены законоучителями: в Карпиловское начальное народное училище священник Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Стефан Шепелев 18 ноября.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 декабря 1895 года, № 24, стр. 893, 894
Присоединен к православию священником Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Стефаном
Шепелепым 14 ноября сего года старообрядец Белокриницкой лжеиерархии мещанин пос. Злынки Афанасий Семенов Шижов 22 лет.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 декабря 1895 года, № 24, стр. 895
Перемещены: на праздное священническое место при Петро-Павловской церкви села Добродеевки Новозыбковского уезда священник Покровской церкви пос. Злынки того же уезда Стефан Шепелев – 8 января.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 января 1897 года, № 2, стр. 37
Список вакантных мест священнических: при Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда – с 8 января 1897 года.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1897 года, № 6, стр. 119
Псаломщики Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда Григорий Воскресенский и села Нового Ропска того же уезда Иван Россиневич, согласно обоюдному их желанию, перемещены один на место другого – 8 мая.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1897 года, № 11, стр. 324, 325
Рукоположен в сан священника к Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда штатный диакон Троицкой церкви гор. Городни Феодосий Никольский – 4 мая.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1897 года, № 11, стр. 323
Во исполнение архипастырской резолюции, 15 марта последовавшей, сим объявляется, что на священническое место при Покровской православной церкви посада Злынки Новозыбковского уезда могут подавать его преосвященству прошения и отцы диаконы с достаточным образованием, вполне одобряемые со стороны поведения и искренно расположенные ко святой церкви православной.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1897 года, № 7, стр. 153
Выражается благодарность и признательность его преосвященства церковному старосте Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Трофиму Георгиеву Павлову, председателю попечительства сей церкви Петру Онисимову Овсеенко, прихожанам сей церкви, старообрядцам и раскольникам беглопоповской секты, вложившим свои лепты на приобретение в означенную церковь иконы святителя Феодосия, Черниговского чудотворца, с киотом стоимостью 140 руб.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1898 года, № 6, стр. 124